Мешхед (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 19: Строка 19:
'''Мешхед''', административный центр провинции Хорасан в северо-восточном [[Иран|Иране]].  
'''Мешхед''', административный центр провинции Хорасан в северо-восточном [[Иран|Иране]].  
 +
=== Возникновение общины ===
В 1743 г. правитель Ирана Надир-Шах переселил в Мешхед 40 еврейских семей из города Казвин, старинного еврейского центра на севере Ирана.  
В 1743 г. правитель Ирана Надир-Шах переселил в Мешхед 40 еврейских семей из города Казвин, старинного еврейского центра на севере Ирана.  
Строка 27: Строка 28:
После убийства Надир-Шаха (1747) начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман.
После убийства Надир-Шаха (1747) начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман.
 +
=== Девятнадцатый век ===
-
В марте 1839 г. толпа фанатиков ворвалась в еврейский квартал, подожгла синагогу и намеревалась устроить поголовную резню евреев. До 40 евреев были убиты<ref>[http://dangoor.com/issue76/articles/76014.htm Mashhadi Jews in New-York]</ref> (источники приводят различные цифры), остальные под угрозой смерти приняли [[Ислам|ислам]] (шиитского толка, основного в Иране) и получили название «джадид ал-ислам» (`новые мусульмане`). Однако они продолжали тайно соблюдать предписания [[Иудаизм|иудаизма]]. По требованию мусульманского руководства Мешхеда некоторые видные члены общины были вынуждены совершать паломничество в Мекку и [[Медина|Медину]] для доказательства своей верности исламу. Вскоре после насильственной исламизации многие евреи Мешхеда бежали, в основном в Афганистан и Среднюю Азию (преимущественно в Мерв, ныне Мары, и [[Самарканд]]), где они вернулись к открытому исповеданию иудаизма (поскольку господствующим толком ислама там был суннизм, а ислам шиитского толка считался ересью). В 1850-е гг. в Среднюю Азию переселилась часть евреев Мешхеда, бежавших в Афганистан (другая их часть переселилась в Индию, преимущественно в [[Бомбей]]). Евреи Мешхеда, бежавшие в Среднюю Азию, постепенно слились с бухарскими евреями Самарканда и Мерва, хотя сохранили память о своем мешхедском происхождении. После завоевания Средней Азии Россией, особенно в 1880–90-х гг. началась вторая волна эмиграции евреев Мешхеда в Среднюю Азию, преимущественно в города так называемой Закаспийской области (современный Туркменистан). Формально продолжая считаться иранскими подданными и мусульманами-шиитами, они достаточно открыто исповедовали иудаизм, и русские власти считали их евреями. Тем не менее, они воздерживались от смешения с другими евреями, молились в отдельных синагогах, содержали собственные конфессиональные школы (некоторые из них модернистско-просветительного характера). После советизации Средней Азии подавляющее большинство мешхедских евреев, эмигрировавших в Среднюю Азию в 1880–90-х гг., и их потомков вернулось в Иран. Незначительное число их проживает по настоящее время в Туркмении, в основном в городах Мары, Иолотань и Байрам-Али (самоназвание «яхуди ирони» /`иранский еврей`/).
+
В марте 1839 г. толпа фанатиков ворвалась в еврейский квартал, подожгла синагогу и намеревалась устроить поголовную резню евреев. До 40 евреев были убиты<ref>[http://dangoor.com/issue76/articles/76014.htm Mashhadi Jews in New-York]</ref> (источники приводят различные цифры), остальные под угрозой смерти приняли [[Ислам|ислам]] (шиитского толка, основного в Иране) и получили название «джадид ал-ислам» (`новые мусульмане`).  
-
В конце 19 в. началось переселение евреев Мешхеда в Эрец-Исраэль. В основном они селились в бухарском квартале [[Иерусалим|Иерусалима]]. В 1920–30-х гг. евреи Мешхеда, оставшиеся в Иране, стали постепенно открыто исповедовать иудаизм и переселяться из Мешхеда в основном в Тегеран, а также за границу (в Эрец-Исраэль, Англию, США и ряд других стран). К 1955 г. из проживавших в Иране около пяти тысяч мешхедских евреев три тысячи переселились в Израиль. Одним из пережитков длительного существования общины как общины тайных евреев является ее продолжающееся стремление к обособленности, выраженное, в основном, в эндогамии и содержании собственных синагог.
+
Однако они продолжали тайно соблюдать предписания [[Иудаизм|иудаизма]]. По требованию мусульманского руководства Мешхеда некоторые видные члены общины были вынуждены совершать паломничество в Мекку и [[Медина|Медину]] для доказательства своей верности исламу.
 +
 
 +
Вскоре после насильственной исламизации многие евреи Мешхеда бежали, в основном в Афганистан и Среднюю Азию (преимущественно в Мерв, ныне Мары, и [[Самарканд]]), где они вернулись к открытому исповеданию иудаизма (поскольку господствующим толком ислама там был суннизм, а ислам шиитского толка считался ересью).
 +
 
 +
В 1850-е гг. в Среднюю Азию переселилась часть евреев Мешхеда, бежавших в Афганистан (другая их часть переселилась в Индию, преимущественно в [[Бомбей]]).
 +
 
 +
Евреи Мешхеда, бежавшие в Среднюю Азию, постепенно слились с бухарскими евреями Самарканда и Мерва, хотя сохранили память о своем мешхедском происхождении.
 +
 
 +
После завоевания Средней Азии Россией, особенно в 1880–90-х гг. началась вторая волна эмиграции евреев Мешхеда в Среднюю Азию, преимущественно в города так называемой Закаспийской области (современный Туркменистан).
 +
 
 +
Формально продолжая считаться иранскими подданными и мусульманами-шиитами, они достаточно открыто исповедовали иудаизм, и русские власти считали их евреями. Тем не менее, они воздерживались от смешения с другими евреями, молились в отдельных синагогах, содержали собственные конфессиональные школы (некоторые из них модернистско-просветительного характера).
 +
 
 +
После советизации Средней Азии подавляющее большинство мешхедских евреев, эмигрировавших в Среднюю Азию в 1880–90-х гг., и их потомков вернулось в Иран.
 +
 
 +
Незначительное число их проживает по настоящее время в Туркмении, в основном в городах Мары, Иолотань и Байрам-Али (самоназвание «яхуди ирони» /`иранский еврей`/).
 +
 
 +
В конце 19 в. началось переселение евреев Мешхеда в Эрец-Исраэль. В основном они селились в бухарском квартале [[Иерусалим|Иерусалима]].  
 +
=== Двадцатый век ===
 +
 
 +
В 1920–30-х гг. евреи Мешхеда, оставшиеся в Иране, стали постепенно открыто исповедовать иудаизм и переселяться из Мешхеда в основном в Тегеран, а также за границу (в Эрец-Исраэль, Англию, США и ряд других стран).  
 +
 
 +
К 1955 г. из проживавших в Иране около пяти тысяч мешхедских евреев три тысячи переселились в Израиль.  
 +
 
 +
Одним из пережитков длительного существования общины как общины тайных евреев является ее продолжающееся стремление к обособленности, выраженное, в основном, в эндогамии и содержании собственных синагог.
== См. также ==
== См. также ==
Строка 41: Строка 66:
{{ElevenCopyRight|12748|МЕШХЕД}}
{{ElevenCopyRight|12748|МЕШХЕД}}
-
 
-
 
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
 

Версия 11:08, 13 августа 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Мешхед, административный центр провинции Хорасан в северо-восточном Иране.

Содержание

Возникновение общины

В 1743 г. правитель Ирана Надир-Шах переселил в Мешхед 40 еврейских семей из города Казвин, старинного еврейского центра на севере Ирана.

Пользуясь покровительством Надир-Шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли.

Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана. В Мешхеде жил выдающийся философ и поэт на иврите С. Т. Меламмед (1780-?).

После убийства Надир-Шаха (1747) начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман.

Девятнадцатый век

В марте 1839 г. толпа фанатиков ворвалась в еврейский квартал, подожгла синагогу и намеревалась устроить поголовную резню евреев. До 40 евреев были убиты[1] (источники приводят различные цифры), остальные под угрозой смерти приняли ислам (шиитского толка, основного в Иране) и получили название «джадид ал-ислам» (`новые мусульмане`).

Однако они продолжали тайно соблюдать предписания иудаизма. По требованию мусульманского руководства Мешхеда некоторые видные члены общины были вынуждены совершать паломничество в Мекку и Медину для доказательства своей верности исламу.

Вскоре после насильственной исламизации многие евреи Мешхеда бежали, в основном в Афганистан и Среднюю Азию (преимущественно в Мерв, ныне Мары, и Самарканд), где они вернулись к открытому исповеданию иудаизма (поскольку господствующим толком ислама там был суннизм, а ислам шиитского толка считался ересью).

В 1850-е гг. в Среднюю Азию переселилась часть евреев Мешхеда, бежавших в Афганистан (другая их часть переселилась в Индию, преимущественно в Бомбей).

Евреи Мешхеда, бежавшие в Среднюю Азию, постепенно слились с бухарскими евреями Самарканда и Мерва, хотя сохранили память о своем мешхедском происхождении.

После завоевания Средней Азии Россией, особенно в 1880–90-х гг. началась вторая волна эмиграции евреев Мешхеда в Среднюю Азию, преимущественно в города так называемой Закаспийской области (современный Туркменистан).

Формально продолжая считаться иранскими подданными и мусульманами-шиитами, они достаточно открыто исповедовали иудаизм, и русские власти считали их евреями. Тем не менее, они воздерживались от смешения с другими евреями, молились в отдельных синагогах, содержали собственные конфессиональные школы (некоторые из них модернистско-просветительного характера).

После советизации Средней Азии подавляющее большинство мешхедских евреев, эмигрировавших в Среднюю Азию в 1880–90-х гг., и их потомков вернулось в Иран.

Незначительное число их проживает по настоящее время в Туркмении, в основном в городах Мары, Иолотань и Байрам-Али (самоназвание «яхуди ирони» /`иранский еврей`/).

В конце 19 в. началось переселение евреев Мешхеда в Эрец-Исраэль. В основном они селились в бухарском квартале Иерусалима.

Двадцатый век

В 1920–30-х гг. евреи Мешхеда, оставшиеся в Иране, стали постепенно открыто исповедовать иудаизм и переселяться из Мешхеда в основном в Тегеран, а также за границу (в Эрец-Исраэль, Англию, США и ряд других стран).

К 1955 г. из проживавших в Иране около пяти тысяч мешхедских евреев три тысячи переселились в Израиль.

Одним из пережитков длительного существования общины как общины тайных евреев является ее продолжающееся стремление к обособленности, выраженное, в основном, в эндогамии и содержании собственных синагог.

См. также

Примечания


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МЕШХЕД в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация