Мане, Мордехай Цви

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Мане, Мордехай Цви''' (1859, Радошковичи, Виленская губерния, ныне в Белоруси, – 1886, там же), поэт и публицист. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. Учился в [[Хедер|хедере]] у отца, в 1872–76 гг. — в иешивах Минска, затем в рисовальной школе в Вильно, где начал писать стихи (главным образом о природе) и самоучкой овладел русским и немецким языками, а также основами светских знаний. В 1880 г. Мане был принят в Петербургскую Академию художеств, где проявился его талант портретиста. По воспоминаниям [[Маймон, Моисей Львович|М. Маймона]], учившегося с ним, физически неразвитый и близорукий Мане подвергался насмешкам со стороны студентов и преподавателей Академии более других студентов-евреев. В Петербурге Мане публиковал стихи и статьи о поэзии и искусстве в [[«hа-Мелиц»]] и [[«hа-Цфира»]] под псевдонимом hа-Мецайер (`художник`; также аббревиатура слов «Мордехай Цви йелид [`уроженец`] Радошкович»).
+
'''Мане, Мордехай Цви''' (1859, Радошковичи, Виленская губерния, ныне в Белоруси, – 1886, там же), поэт и публицист. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].  
 +
=== Биографические сведения ===
-
В 1884 г. Мане из-за туберкулеза был вынужден оставить Академию и уехал лечиться в Варшаву. Там он публиковал стихи в альманахах «hа-Асиф» (см. [[Соколов, Нахум|Н. Соколов]]) и «Кнесет Исраэль» (1886–88), для которых также выполнил оформление обложек. Лирик по преимуществу, Мане ввел в поэзию на иврите музыкальность стиха и открытость чувства, следуя современной ему русской и немецкой лирике, которую он переводил. В его стихах о природе виденье художника озарялось восторженностью поэта. Незадолго до смерти Мане написал стихотворение «Масат нафши» («Мой идеал»), полное тоски по Эрец-Исраэль, где он надеялся найти исцеление «телу и душе». Это стихотворение, самое яркое из его палестинофильских произведений, стало как бы манифестом [[Ховевей Цион]] и наряду со стихами [[Долицкий, Менахем Мендл|М. М. Долицкого]] и [[Имбер, Нафтали Херц|Н. Х. Имбера]] было очень популярно в среде национально настроенной молодежи (см. [[Иврит Новая Литературасодержание|Иврит новая литература]]). Посмертное собрание сочинений Мане в двух томах вышло в варшавском издательстве «Тушия» (1897). В ряде статей Мане призывал к созданию новой литературы на иврите, способной удовлетворять духовные запросы современного человека, и явился в этом смысле предшественником [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]] и [[Бердичевский|М. И. Бердичевского]].
+
Учился в [[Хедер|хедере]] у отца, в 1872–76 гг. — в иешивах Минска, затем в рисовальной школе в Вильно, где начал писать стихи (главным образом о природе) и самоучкой овладел русским и немецким языками, а также основами светских знаний.
 +
 
 +
В 1880 г. Мане был принят в Петербургскую Академию художеств, где проявился его талант портретиста.
 +
 
 +
По воспоминаниям [[Маймон, Моисей Львович|М. Маймона]], учившегося с ним, физически неразвитый и близорукий Мане подвергался насмешкам со стороны студентов и преподавателей Академии более других студентов-евреев.
 +
 
 +
В Петербурге Мане публиковал стихи и статьи о поэзии и искусстве в [[«hа-Мелиц»]] и [[«hа-Цфира»]] под псевдонимом hа-Мецайер (`художник`; также аббревиатура слов «Мордехай Цви йелид [`уроженец`] Радошкович»).
 +
 
 +
В 1884 г. Мане из-за туберкулеза был вынужден оставить Академию и уехал лечиться в Варшаву.  
 +
 
 +
Там он публиковал стихи в альманахах «hа-Асиф» (см. [[Соколов, Нахум|Н. Соколов]]) и «Кнесет Исраэль» (1886–88), для которых также выполнил оформление обложек.  
 +
 
 +
Лирик по преимуществу, Мане ввел в поэзию на иврите музыкальность стиха и открытость чувства, следуя современной ему русской и немецкой лирике, которую он переводил.  
 +
 
 +
В его стихах о природе виденье художника озарялось восторженностью поэта. Незадолго до смерти Мане написал стихотворение «Масат нафши» («Мой идеал»), полное тоски по Эрец-Исраэль, где он надеялся найти исцеление «телу и душе».  
 +
 
 +
Это стихотворение, самое яркое из его палестинофильских произведений, стало как бы манифестом [[Ховевей Цион]] и наряду со стихами [[Долицкий, Менахем Мендл|М. М. Долицкого]] и [[Имбер, Нафтали Херц|Н. Х. Имбера]] было очень популярно в среде национально настроенной молодежи (см. [[Иврит Новая Литературасодержание|Иврит новая литература]]).  
 +
 
 +
Посмертное собрание сочинений Мане в двух томах вышло в варшавском издательстве «Тушия» (1897).  
 +
 
 +
В ряде статей Мане призывал к созданию новой литературы на иврите, способной удовлетворять духовные запросы современного человека, и явился в этом смысле предшественником [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]] и [[Бердичевский|М. И. Бердичевского]].
{{ElevenCopyRight|12610|МАНЕ Мордехай Цви}}
{{ElevenCopyRight|12610|МАНЕ Мордехай Цви}}

Версия 08:08, 13 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Мане, Мордехай Цви (1859, Радошковичи, Виленская губерния, ныне в Белоруси, – 1886, там же), поэт и публицист. Писал на иврите.

Биографические сведения

Учился в хедере у отца, в 1872–76 гг. — в иешивах Минска, затем в рисовальной школе в Вильно, где начал писать стихи (главным образом о природе) и самоучкой овладел русским и немецким языками, а также основами светских знаний.

В 1880 г. Мане был принят в Петербургскую Академию художеств, где проявился его талант портретиста.

По воспоминаниям М. Маймона, учившегося с ним, физически неразвитый и близорукий Мане подвергался насмешкам со стороны студентов и преподавателей Академии более других студентов-евреев.

В Петербурге Мане публиковал стихи и статьи о поэзии и искусстве в «hа-Мелиц» и «hа-Цфира» под псевдонимом hа-Мецайер (`художник`; также аббревиатура слов «Мордехай Цви йелид [`уроженец`] Радошкович»).

В 1884 г. Мане из-за туберкулеза был вынужден оставить Академию и уехал лечиться в Варшаву.

Там он публиковал стихи в альманахах «hа-Асиф» (см. Н. Соколов) и «Кнесет Исраэль» (1886–88), для которых также выполнил оформление обложек.

Лирик по преимуществу, Мане ввел в поэзию на иврите музыкальность стиха и открытость чувства, следуя современной ему русской и немецкой лирике, которую он переводил.

В его стихах о природе виденье художника озарялось восторженностью поэта. Незадолго до смерти Мане написал стихотворение «Масат нафши» («Мой идеал»), полное тоски по Эрец-Исраэль, где он надеялся найти исцеление «телу и душе».

Это стихотворение, самое яркое из его палестинофильских произведений, стало как бы манифестом Ховевей Цион и наряду со стихами М. М. Долицкого и Н. Х. Имбера было очень популярно в среде национально настроенной молодежи (см. Иврит новая литература).

Посмертное собрание сочинений Мане в двух томах вышло в варшавском издательстве «Тушия» (1897).

В ряде статей Мане призывал к созданию новой литературы на иврите, способной удовлетворять духовные запросы современного человека, и явился в этом смысле предшественником Ш. Черниховского и М. И. Бердичевского.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАНЕ Мордехай Цви в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация