Мец (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «История евреев Франции» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat)
Строка 119: Строка 119:
[[Категория:История евреев Франции]]
[[Категория:История евреев Франции]]
 +
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]

Версия 12:54, 12 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Мец, город во Франции, в Лотарингии, на реке Мозель, административный центр департамента Мозель.

Содержание

Первые упоминания

Евреи поселились в Меце в 4–5 вв. (ко времени падения Западной Римской империи в 476 г. они уже жили в городе). При королях из династии Меровингов (конец 5 в. — 751 г., за исключением последнего периода правления; см. Франция.

В древности и в средние века

Французские евреи в древности и в средние века. Евреи на территории Франции в романскую эпоху и в период правления Меровингов /до 751 г./) и особенно при династии Каролингов (751–987) положение евреев в Меце, как и во всей стране, было хорошим.

Еврейское население Меца занималось земледелием, торговлей, различными ремеслами; среди евреев было много врачей.

Евреям разрешалось использовать труд христиан, иметь христиан-рабов. Некоторые ограничения были введены под воздействием духовенства в 888 г., когда совет провинции Трир, собравшийся в Меце, издал запрет на совместные трапезы христиан и евреев, но это постановление не соблюдалось.

Из документа начала 11 в., в котором речь идет о еврее Давиде, следует, что еврейское население имело собственные виноградники.

Эпоха крестовых походов

Евреи Меца жестоко пострадали в эпоху крестовых походов. Во время первого крестового похода (1096) в городе были убиты 22 еврея. В это время еврейское население Меца занимало целый квартал.

Одиннадцатый - пятнадцатый век

В 11–12 вв. в Меце функционировала иешива.

Во 2-й половине 12 в. в результате преследований евреи были вынуждены покинуть Мец.

В 1239 г. каждый проезжавший через Мец еврей должен был платить 30 дени, при этом ему запрещалось останавливаться в городе.

В 1442 г. евреи получили право оставаться в Меце в течение трех дней.

Шестнадцатый век

Во второй половине 16 в. нескольким еврейским семьям было разрешено поселиться в Меце. В 1565 г. там проживали три семьи, а в 1595 г. в городскую еврейскую общину входили 120 человек.

Семнадцатый - восемнадцатый век

В начале 17 в. Генрих IV взял евреев Франции под королевское покровительство, оно сохранялось и при следующих французских королях.

Еврейское население Меца постепенно росло: в 1624 г. — 600 человек, в 1657 г. — 96 семей, в 1718 г. — 480 семей (причем также за счет переселенцев из Италии).

Декретами Людовика XIII (1632) и Людовика XIV (1657) евреям был предоставлен ряд прав и привилегий, но они должны были платить многочисленные специальные налоги, которые становились все больше.

В результате накануне Великой французской революции (1789) долги общины Меца составляли колоссальную по тем временам сумму — 500 тыс. ливров. Кроме того, евреи подвергались многочисленным ограничениям.

Власти принимали различные меры, ограничивавшие рост еврейского населения города.

Так, в июле 1718 г. герцог Филипп Орлеанский, правивший страной до совершеннолетия Людовика XV, опубликовал указ о евреях Меца, по которому в городе могли проживать лишь 480 еврейских семей, причем их членам было запрещено заключать браки с евреями, не живущими в Меце.

Евреям разрешалось жить только в специально отведенном квартале, им запрещалось покупать или арендовать здания в других кварталах, заниматься медициной, юриспруденцией, крупной оптовой торговлей и т. д.

И. Бер-Бинг (1759–1805) описывал ограничения, которым подвергались евреи Меца: «... существенные препятствия мешают процветанию торговли в этой провинции...

Мы [евреи] не можем заниматься оптовой торговлей, поскольку по местным полицейским правилам мы вынуждены жить в тесном пространстве, и нам запрещают иметь магазины в городе.

Нам не разрешают также торговать в розницу многими товарами. Те же товары, торговать которыми нам разрешается, мы должны выставлять, подчиняясь крайне стеснительным ограничениям».

Враждебность по отношению к евреям нашла отражение в кровавом навете, выдвинутом против Р. Леви (1612–1670), мелкого торговца, обвиненного в убийстве христианского ребенка в ритуальных целях и по этому обвинению сожженного на костре.

Суд потребовал выселить евреев из города. В дальнейшем королевский суд признал, что осуждение Р. Леви было юридической ошибкой.

С начала 17 в. в Меце функционировали синагога, кладбище и дом призрения. Около 1760 г. в Меце была открыта еврейская типография. Еврейскую общину возглавляли выдающиеся раввины, в том числе Габриэль бен Иехуда Лёв Эсколес из Кракова (умер в 1718 г.).

Изменение общественного настроения во Франции накануне Великой французской революции привело к улучшению положения евреев.

Королевский декрет 1777 г. предоставлял им значительные права, о них говорилось как о гражданах страны.

Королевское общество наук и искусств в Меце провело конкурс на тему «Есть ли способ сделать евреев более полезными и более счастливыми во Франции?»

В семи из девяти поданных работ высказывалась мысль о необходимости предоставления евреям равноправия. Во времена якобинского террора и антирелигиозной кампании 1793–94 гг. иудаизм преследовался так же, как другие религии.

В Меце закрывались католические церкви и синагоги, уничтожались предметы религиозного культа. Надгробия с еврейского кладбища были использованы для построек.

Девятнадцатый век

В 1808 г. в Меце была учреждена консистория, в ее ведении находилась территория, на которой проживали 6517 евреев.

Местная иешива в 1829 г. (центральная раввинистическая школа) получила статус раввинской семинарии Франции и в 1859 г. была переведена в Париж.

Новое здание Большой синагоги было построено в 1850 г., дома призрения — в 1867 г. Экономическое положение общины было тяжелым, так как во время Великой французской революции ее долги не были отменены.

После присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии в 1871 г. часть еврейского населения Меца, в том числе главный раввин города Липман, уехала во Францию, а в Мец переселились евреи из других областей Германии.

В 1866 г. еврейское население города составляло около двух тысяч человек, в 1875 г. — 1407.

Двадцатый век

Еврейское население города составляло в 1910 г. — 1900, в 1931 г. — 4150.

Немецкая оккупация

Вскоре после немецкой оккупации Франции в июле 1940 г. евреи со всей территории Эльзаса и Лотарингии, в том числе из Меца, были высланы.

Они поселились в «свободной зоне» (см. Франция. Мировая война и Катастрофа. Преследование евреев немецкими оккупационными властями и режимом маршала Петена). За годы нацистской оккупации было уничтожено около 1,5 тысяч евреев из Меца. В Большой синагоге города размещался военный склад.

После окончания Второй мировой войны еврейская община Меца была восстановлена.

Двухтысячные годы

К 2000 г. она насчитывала около пяти тысяч человек. В Меце находится Мозельская консистория, в которую входят 24 общины. В Меце функционирует талмуд-тора, еврейский детский сад и другие общинные учреждения.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МЕЦ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация