Карелиц, Авраам Йешаяhу (Хазон Иш)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) (→Вклад в развитие еврейской жизни) |
Architect (Обсуждение | вклад) (→Истории о Хазон Ише) |
||
Строка 43: | Строка 43: | ||
===Истории о Хазон Ише=== | ===Истории о Хазон Ише=== | ||
- | Рассказывают<ref>р. Моше Пантелят, http://www.toldot.ru/rus_articles.php?art_id=367</ref> о легендарной беседе Хазон Иша с тогдашним премьер-министром [[Бен-Гурион, Давид|Давидом Бен-Гурионом]], который специально приехал к нему в [[Бней Брак]]. Между ними завязалась дискуссия о том, в каких формах возможно сосуществование в молодой еврейской стране традиционных и отошедших от традиции евреев. Хазон Иш привел своему собеседнику известный сюжет из [[Талмуд]]а<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 32б</ref>: когда на узкой тропе встречаются два верблюда<ref>По другой версии речь шла о двух вагонах или повозках ([[w:Avrohom_Yeshaya_Karelitz#Influence|Изложение беседы в английской Википедии]])</ref>, один нагруженый, другой — нет, то второй должен уступить дорогу. Точно так же, сказал он Бен-Гуриону, новое еврейское государство должно считаться с богатейшей древней традицией. «''Наш корабль везет груз трёх тысяч лет истории, наследия и традиции. А ваш — пуст…''». На что Бен-Гурион возразил — не пуст, поскольку светский [[сионизм]] привёл к созданию еврейского государства. Однако, с точки зрения | + | Рассказывают<ref>р. Моше Пантелят, http://www.toldot.ru/rus_articles.php?art_id=367</ref> о легендарной беседе Хазон Иша с тогдашним премьер-министром [[Бен-Гурион, Давид|Давидом Бен-Гурионом]], который специально приехал к нему в [[Бней Брак]]. Между ними завязалась дискуссия о том, в каких формах возможно сосуществование в молодой еврейской стране традиционных и отошедших от традиции евреев. Хазон Иш привел своему собеседнику известный сюжет из [[Талмуд]]а<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 32б</ref>: когда на узкой тропе встречаются два верблюда<ref>По другой версии речь шла о двух вагонах или повозках ([[w:Avrohom_Yeshaya_Karelitz#Influence|Изложение беседы в английской Википедии]])</ref>, один нагруженый, другой — нет, то второй должен уступить дорогу. Точно так же, сказал он Бен-Гуриону, новое еврейское государство должно считаться с богатейшей древней традицией. «''Наш корабль везет груз трёх тысяч лет истории, наследия и традиции. А ваш — пуст…''». На что Бен-Гурион возразил — не пуст, поскольку светский [[сионизм]] привёл к созданию еврейского государства. Однако, с точки зрения рава Карелица, это не имело ценности. |
==Сноски и источники== | ==Сноски и источники== |
Версия 14:13, 10 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Рабби Авраам-Йешаяу Карелиц (1878, Коссово, Белоруссия — 1953, Бней-Брак, Израиль; известен как Хазон Иш, по названию своего основного 22-томного труда) — один из крупнейших лидеров ультра-ортодоксального еврейства XX века,раввин, галахический авторитет и общинный лидер, создатель модели «Общества Учения» (ивр. חברת הלומדים, «хеврат hа-ломдим»), определяющий жизнь современного ультра-ортодоксального общества.
Содержание |
Биография
Родился в 1878 году в городе Коссово Гродненской губернии в семье раввина Шмарьяу-Йосефа Карелица. В числе его предков были Баал а-Маор (XII век), Маhараль из Праги (XVI век) и р. Арье Лейб Эпштейн «Баал а-Пардес» (XVIII век).
Начальное традиционное образование получил у отца, после чего продолжал занятия самостоятельно. Подобно Виленскому Гаону, которого считал своим духовным учителем, Хазон Иш никогда не занимал официальных должностей.
В 1911 году анонимно издал первый том своего галахического труда «Хазон Иш» («Видение человека»)[1], привлекший к молодому автору внимание духовного лидера еврейства Литвы р. Хаима-Озера Гродзинского, с которым Хазон Иш особенно сблизился после переезда в 1920 г. в Вильно. Со временем получил известность в качестве выдающегося мудреца Торы, и пользовался большим уважением за свои глубокие знания и свой скромный образ жизни.
Вскоре после переселения в Землю Израиля (1933) Хазон Иш принимал деятельное участие в жизни страны, стал признанным духовным лидером ультра-религиозных кругов страны и пропагандистом идей,, близких идеям Гродзенского в вопросах духовной жизни и быта ортодоксального еврейства подмандатной Палестины и его отрицательного отношения к сионизму.
Влияние Хазон Иша
Вклад в развитие еврейской жизни
Хазон Иш считается «отцом» мира иешив, и его вклад в восстановление изучения Торы в ультра-ортодоксальном стиле на Земле Израиля огромен: Карелиц уделял большое внимание распространению талмудической учености и активно участвовал в развитии сети иешив, в которых сформировалось поколение его последователей. Карелиц разрешил преподавание на иврите в учебных заведениях Агуддат Исраэль, в которых оно до тех пор велось на идиш, а также включение светских наук в программу обучения. Он поощрял развитие сети женских образовательных учреждений Агуддат Исраэль «Бет Яаков».
Карелиц не признавал авторитета Верховного раввината Израиля и нередко выступал против принятых им решений.
Также значителен его вклад в решение галахических проблем, важных для соблюдения заповедей Торы, связанных с Землёй Израиля, с сельским хозяйством, приемлемых и для ультра-ортодоксов. В частности, он разработал доильные аппараты, которые могут использоваться в Шаббат, а также позволил применять гидропонику в шмиту — субботний год, запрещённый Торой для сельского хозяйства.
Вместе с этим, он решительно возражал против другого решения — временной продажи земель (hетер мехира), которая была одобренна р. И.-Э. Спектором и р. А.-И. Куком. Хотя и относился к ним с большим уважением, высоко ценя их ученость. Несмотря на непримиримое отношение к сионизму, Карелиц выступал за участие крайне ортодоксального еврейства в выборах в Кнесет, считая, что тем самым оно сможет лучше отстаивать свои интересы.
Хазон Иш оставил после себя множество учеников, а также главный свой труд — книгу «Хазон Иш». Кроме своего основного сочинения, Карелиц оставил более 40 книг в области Галахи и этики. Настаивал на абсолютном авторитете Мудрецов Талмуда, даже в агадической части.
Истории о Хазон Ише
Рассказывают[2] о легендарной беседе Хазон Иша с тогдашним премьер-министром Давидом Бен-Гурионом, который специально приехал к нему в Бней Брак. Между ними завязалась дискуссия о том, в каких формах возможно сосуществование в молодой еврейской стране традиционных и отошедших от традиции евреев. Хазон Иш привел своему собеседнику известный сюжет из Талмуда[3]: когда на узкой тропе встречаются два верблюда[4], один нагруженый, другой — нет, то второй должен уступить дорогу. Точно так же, сказал он Бен-Гуриону, новое еврейское государство должно считаться с богатейшей древней традицией. «Наш корабль везет груз трёх тысяч лет истории, наследия и традиции. А ваш — пуст…». На что Бен-Гурион возразил — не пуст, поскольку светский сионизм привёл к созданию еврейского государства. Однако, с точки зрения рава Карелица, это не имело ценности.
Сноски и источники
- ↑ ИШ (איש) на иврите является аббревиатурой имени Карелица — Аврахам Иешаяху
- ↑ р. Моше Пантелят, http://www.toldot.ru/rus_articles.php?art_id=367
- ↑ Талмуд, Санхедрин 32б
- ↑ По другой версии речь шла о двух вагонах или повозках (Изложение беседы в английской Википедии)
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАРЕЛИЦ Аврахам Иешаяху в ЭЕЭ