Мосс, Марсель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 35: Строка 35:
На рубеже 19–20 вв. сблизился с социалистами, особенно Ж. Жоресом, был его первым сподвижником в борьбе за пересмотр [[Дрейфуса Дело|дела Дрейфуса]], участвовал в создании газеты «Юманите».
На рубеже 19–20 вв. сблизился с социалистами, особенно Ж. Жоресом, был его первым сподвижником в борьбе за пересмотр [[Дрейфуса Дело|дела Дрейфуса]], участвовал в создании газеты «Юманите».
 +
=== Научные исследования ===
Возглавив после Э. Дюркгейма французскую социологическую школу, Мосс способствовал превращению ее в ведущую в мировой социологии.  
Возглавив после Э. Дюркгейма французскую социологическую школу, Мосс способствовал превращению ее в ведущую в мировой социологии.  
-
Исследования в области антропологии и этнографии (в основном архаических обществ: эскимосов, австралийских аборигенов, коренного населения Полинезии и других) позволили Моссу существенно углубить теоретические представления Э. Дюркгейма: преодолеть его крайний антипсихологизм и ввести концепции «тотального (целостного) человека», «тотальных социальных факторов» и «социальной морфологии», обосновавших комплексное изучение конкретных социальных систем в единстве их экономических, юридических, религиозных, эстетических и других сторон. Главным образом благодаря Моссу в социологии окончательно утвердилось понимание целостности и уникальности общественного характера этнических единиц, не сводимых к биологическим или другим материальным факторам и обладающих собственной, не редуцируемой ни к чему другому сущностью. Эпоху в социальных науках составила развитая Моссом социология религии, согласно которой, будучи важнейшей формой коллективных представлений, религия, путем разделения явлений на две сферы — сакральную (требующую от индивида отказа от своих интересов, жертв и подчинения) и профанную, — обеспечивает соблюдение непонятных индивиду, но идентифицированных с целями божества интересов социального целого. Мосс создал символическую теорию социальных институтов и символизации как явления коллективного, а не индивидуального сознания (утверждающую большую реальность символов по сравнению с тем, что они символизируют), а также открыл (независимо от [[Фрейд|З. Фрейда]] и психоанализа) фундаментальную роль бессознательного в языке, религии и магии.
+
Исследования в области антропологии и этнографии (в основном архаических обществ: эскимосов, австралийских аборигенов, коренного населения Полинезии и других) позволили Моссу существенно углубить теоретические представления Э. Дюркгейма: преодолеть его крайний антипсихологизм и ввести концепции «тотального (целостного) человека», «тотальных социальных факторов» и «социальной морфологии», обосновавших комплексное изучение конкретных социальных систем в единстве их экономических, юридических, религиозных, эстетических и других сторон.  
-
Идеи и концепции Мосса повлияли не только на социологию и этнографию, но и почти на все общественные науки и даже на психиатрию (антиклиническое направление). Он воспитал плеяду выдающихся специалистов в области этнографии, фольклористики, индологии, исторической психологии и т. д. Учениками М. считали себя [[Леви-Строс, Клод|К. Леви-Строс]] и [[Гурвич, Жорж|Ж. Гурвич]].
+
Главным образом благодаря Моссу в социологии окончательно утвердилось понимание целостности и уникальности общественного характера этнических единиц, не сводимых к биологическим или другим материальным факторам и обладающих собственной, не редуцируемой ни к чему другому сущностью.
 +
 
 +
Эпоху в социальных науках составила развитая Моссом социология религии, согласно которой, будучи важнейшей формой коллективных представлений, религия, путем разделения явлений на две сферы — сакральную (требующую от индивида отказа от своих интересов, жертв и подчинения) и профанную, — обеспечивает соблюдение непонятных индивиду, но идентифицированных с целями божества интересов социального целого.
 +
 
 +
Мосс создал символическую теорию социальных институтов и символизации как явления коллективного, а не индивидуального сознания (утверждающую большую реальность символов по сравнению с тем, что они символизируют), а также открыл (независимо от [[Фрейд|З. Фрейда]] и психоанализа) фундаментальную роль бессознательного в языке, религии и магии.
 +
=== Знвчение работ Мосса ===
 +
 
 +
Идеи и концепции Мосса повлияли не только на социологию и этнографию, но и почти на все общественные науки и даже на психиатрию (антиклиническое направление).  
 +
 
 +
Он воспитал плеяду выдающихся специалистов в области этнографии, фольклористики, индологии, исторической психологии и т. д. Учениками М. считали себя [[Леви-Строс, Клод|К. Леви-Строс]] и [[Гурвич, Жорж|Ж. Гурвич]].
{{ElevenCopyRight|12856|МОСС Марсель}}
{{ElevenCopyRight|12856|МОСС Марсель}}

Версия 10:04, 3 августа 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Мосс, Марсель (Mauss, Marcel; 1872, Эпиналь, Лотарингия, – 1950, Париж), французский социолог, этнограф и историк.

Биографические сведения

Родился и воспитывался до 18 лет в ортодоксальной еврейской семье, затем полностью порвал с иудаизмом и религиозной верой вообще. Племянник и земляк Э. Дюркгейма, под руководством которого изучал философию в университете Бордо, Мосс позднее стал ближайшим сотрудником и последователем своего учителя.

Мосс занимался историей религий в Практической школе высших исследований в Париже, санскритом в университетах Германии и Англии и многим другим.

С 1900 г. — Мосс заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов в Практической школе высших исследований, в 1925–27 гг. один из основателей и первый директор Института социологии Парижского университета, в 1931–39 гг. профессор Коллеж де Франс.

На рубеже 19–20 вв. сблизился с социалистами, особенно Ж. Жоресом, был его первым сподвижником в борьбе за пересмотр дела Дрейфуса, участвовал в создании газеты «Юманите».

Научные исследования

Возглавив после Э. Дюркгейма французскую социологическую школу, Мосс способствовал превращению ее в ведущую в мировой социологии.

Исследования в области антропологии и этнографии (в основном архаических обществ: эскимосов, австралийских аборигенов, коренного населения Полинезии и других) позволили Моссу существенно углубить теоретические представления Э. Дюркгейма: преодолеть его крайний антипсихологизм и ввести концепции «тотального (целостного) человека», «тотальных социальных факторов» и «социальной морфологии», обосновавших комплексное изучение конкретных социальных систем в единстве их экономических, юридических, религиозных, эстетических и других сторон.

Главным образом благодаря Моссу в социологии окончательно утвердилось понимание целостности и уникальности общественного характера этнических единиц, не сводимых к биологическим или другим материальным факторам и обладающих собственной, не редуцируемой ни к чему другому сущностью.

Эпоху в социальных науках составила развитая Моссом социология религии, согласно которой, будучи важнейшей формой коллективных представлений, религия, путем разделения явлений на две сферы — сакральную (требующую от индивида отказа от своих интересов, жертв и подчинения) и профанную, — обеспечивает соблюдение непонятных индивиду, но идентифицированных с целями божества интересов социального целого.

Мосс создал символическую теорию социальных институтов и символизации как явления коллективного, а не индивидуального сознания (утверждающую большую реальность символов по сравнению с тем, что они символизируют), а также открыл (независимо от З. Фрейда и психоанализа) фундаментальную роль бессознательного в языке, религии и магии.

Знвчение работ Мосса

Идеи и концепции Мосса повлияли не только на социологию и этнографию, но и почти на все общественные науки и даже на психиатрию (антиклиническое направление).

Он воспитал плеяду выдающихся специалистов в области этнографии, фольклористики, индологии, исторической психологии и т. д. Учениками М. считали себя К. Леви-Строс и Ж. Гурвич.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОСС Марсель в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация