Миттeльпункт, Хиллел
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 86: | Строка 86: | ||
[[Категория:Литература на иврите]] | [[Категория:Литература на иврите]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
Версия 20:37, 2 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Миттельпункт Гилель (Митлпункт; родился в 1949 г., Тель-Авив), израильский драматург и театральный деятель.
Содержание |
Биографические сведения
Вырос в семье, где склонность к искусству передавалась из поколения в поколение (отец Миттельпункта был художником, дед Иехуда Лейб Миттельпункт писал романы на идиш).
После службы в Армии Обороны Израиля (1967–70) изучал театр и литературу на иврите в Тель-Авивском университете (1970–74). Параллельно пробовал силы как драматург, постановщик и актер любительского театра.
Драматургический дебют
В 1974 г. состоялся драматургический дебют Миттельпункта на профессиональной сцене: по инициативе О. Котлера Хайфский городской театр поставил пьесу «hа-тиква hа-ахрона шел рхов Нахмани» («Последняя надежда улицы Нахмани») о людях, переживших Катастрофу.
Творчество
В 1975 г. в том же театре были поставлены пьесы М. «hа-коф» («Обезьяна», режиссер Амнон Мескин) и «Шрага hа-катан» («Шрага-малый», режиссер О. Котлер).
Последняя вызвала негативную реакцию ряда критиков: Миттельпункта, поднявшего острые проблемы, связанные с личной жизнью солдат во время воинской службы, упрекали в очернении Армии Обороны Израиля.
В 1978 г. режиссер З. Ревах (родился в 1940 г.) снял на основе пьесы фильм (по сценарию и с участием Миттельпункта), который пользовался успехом у зрителей.
Пьесы Миттельпункта «hа-гаг» («Крыша», 1976) и «Мей техом» («Грунтовые воды», 1987, см. Театр. Драматургия в новой литературе на иврите), поставленные О. Ниццаном в «Хабиме», ознаменовали новый этап в жизни театра.
Продолжая сотрудничать как драматург и режиссер с Хайфским городским театром («Нефашот hа-поалот» /«Действующие лица», 1979, постановка автора/, «Буба» /«Куколка», 1982, режиссер О. Ниццан/ и др.) и «Хабимой» («Маколет» /«Бакалейная лавка», 1982, режиссер А. Газит/, «Перуд змани» /«Временное расставание», 1985, постановка автора/), Миттельпункт в начале 1980-х гг. экспериментировал в жанре театра-кабаре.
В соавторстве с И. Соболем он написал два сатирических обозрения, которые были поставлены в клубном театре «Цавта» (Тель-Авив) и пользовались шумным успехом.
Спектакль «Стриптиз ахарон — 82» («Последний стриптиз — 82», режиссер Г. Бесер) много лет не сходил со сцены, причем авторы создавали новые злободневные версии текста.
Долгая сценическая жизнь была и у на тексты Миттельпункта, которые он поставил в том же театре: «Мани» (1986, музыка — Э. Баннай /см. Баннай, семья/) и «Самара» (1992, музыкальный ансамбль «Никмат hа-трактор»).
В новом для себя жанре Миттельпункт выразил тревогу общества, вызванную конфликтом с палестинцами.
Призрак погибшей палестинки, который преследует героя «Самары» — солдата-резервиста, хотя он не виновен в ее смерти, приобретает символическое значение, перекликаясь с образами «Диббука» С. Ан-ского.
Другая актуальная проблема — неустроенность новых репатриантов из бывшего Советского Союза — затронута в пьесе «Шлоша ба-лайла» («Трое в ночи», 1991), поставленной Миттельпунктом в театре «Бет-Лесин».
Там же в постановке автора увидела свет пьеса «Нетушим» («Покинутые», 1986), в которой отражена травма Войны Судного дня, бессмысленность кровопролития.
Одиночество, смерть, страх сближают египтянина и израильтянина, оказавшихся вместе в пустыне. В драме «Городиш» (1993, театр «Камери», постановка автора) Миттельпункт с предельной остротой ставит вопрос о причинах неудач в первые дни той войны.
Герой пьесы — прославленный генерал, не согласившись с выводами комиссии Ш. Аграната, которая возложила на него ответственность за неготовность к войне, умирает на чужбине.
В 1987–93 гг. Миттельпункт поставил шесть новых пьес в Беер-Шевском городском театре.
Одна из них «Ахим ла-нешек» («Братья по оружию», 1992), вышедшая впоследствии отдельной книгой, посвящена теме морального банкротства двух друзей, в молодости служивших в элитном подразделении израильской армии.
Пьесы «Бойтре» (1995, по драматической поэме М. Кульбака) и «hа-сахкан» («Актер», 1998), поставленные автором в «Камери», построены на историческом материале еврейского местечка, но обращены к актуальным для Израиля темам социального неравенства, междоусобиц, отношения религиозных кругов к искусству и т. д.
В 1999 г. Миттельпункт поставил в «Хабиме» пьесу «Мадрих ла-метайел бе-Варша» («Путеводитель для гуляющего по Варшаве», 1999), которую написал для Лии Кениг, исполнившей главную роль.
Возвращаясь к теме Катастрофы, драматург освещает ее по-новому, не чураясь юмора.
Переработка и перевод произведений других авторов
Помимо оригинальных пьес, Миттельпункту принадлежит ряд инсценировок и переработок произведений других авторов, а также переводы пьес А. Миллера, Э. Олби, Ш. О’Кейси и других драматургов.
Признание
Творчество Миттельпункта отмечено несколькими премиями, в том числе премией имени Леи Гольдберг за достижения в области драматургии (1998).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МИТТEЛЬПУНКТ Гилель в ЭЕЭ