Каин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ссылки: оформление)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
-
 
+
{{Библейский персонаж
-
{{другие значения|Каин (значения)}}
+
| Имя = Каин
-
[[Файл:Cain leadeth abel to death tissot.jpg|thumb|Каин и Авель, картина [[Тиссо, Джеймс|Дж. Тиссо]]]]
+
| Оригинальное написание = {{lang-hbo|קין}}
-
'''Ка́ин''' ({{lang-he|קין}}, от корня ק.נ.ה ''кана́'', имеющего также значение «создавать»), в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] — старший сын [[Адам]]а и [[Ева|Евы]], первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата [[Авель|Авеля]], второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что [[жертва]] Авеля была принята [[Бог]]ом более благосклонно ({{Библия|Быт|4}}).
+
| Толкование имени = «Создавать»
 +
| Тип = [[ТаНаХ]]
 +
| Пол = Мужской
 +
| Период жизни =
 +
| Портрет =
 +
| Размер изображения =
 +
| Подпись =
 +
| Описание =
 +
| Греческое написание = Κάιν
 +
| Латинское написание = Cain
 +
| В иных культурах =
 +
| Местность =
 +
| Занятие = [[Земледелие]], [[Градостроительство]]
 +
| Происхождение =
 +
| Упоминания =
 +
| Отец = [[Адам]]
 +
| Мать = [[Ева]]
 +
| Супруг = жена — [[Аван, дочь Евы|Аван]]
 +
| Дети = [[Енох, сын Каина|Енох]]
 +
| Место погребения =
 +
| Связанные понятия =
 +
| Связанные персонажи = [[Адам]], [[Ева]], [[Авель]]
 +
| Связанные события =
 +
| Атрибуты =
 +
| Характерные черты =
 +
}}
 +
'''Ка́ин''' ({{lang-he|קַיִן}}) — старший сын [[Адам]]а и [[Ева|Евы]], первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата [[Авель|Авеля]], второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что [[жертва]] Авеля была принята [[Бог]]ом более благосклонно ({{Библия|Быт|4}}).
Каин является отцом [[Енох]]а и родоначальником его линии.
Каин является отцом [[Енох]]а и родоначальником его линии.
-
 
+
= Значение имени =
-
Имя «каин» стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям. Народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом «окаяти» ''(др.-русск. проклясть)'', от которого произошло современное слово «окаянный»<ref>[http://www.slovopedia.com/25/206/1650909.html Окаянный]</ref>.
+
Тора объясняет имя Каин как производное от глагола קנה — приобретать, получать, производить, создавать. Ева говорит: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). Однако подлинное значение имени: кузнец (как в [[арамейский|арамейском]] и арабском языках); среди потомков Каина числится Тувал-Каин, «ковач всякой меди и железа» (Быт. 4:22).
-
 
+
= История Каина =
-
 
+
== Конфликт братьев ==
== Конфликт братьев ==
 +
[[Файл:Bartolomeo Manfredi - Cain Kills Abel, c. 1600, Kunsthistorisches Museum (Vienna).jpg|250px|right|thumb|Bartolomeo Manfredi, "Каин убивает Авеля", 1600]]
 +
Каин был земледельцем, а его брат hевель (Авель) — скотоводом. Конфликт начался с [[жертвоприношения]] Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Торе). Каин принёс в жертву плоды, а hевель — первородных голов своего стада.
-
Каин был земледельцем, а его брат Авель — скотоводом.
+
Бог благосклонно принял только жертву hевеля:
-
Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Каин принёс в жертву плоды, а Авель — первородных голов своего стада.
+
-
 
+
-
Бог благосклонно принял только жертву Авеля:
+
{{цитата|автор={{Библия|Быт|4:4-5}}|И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.}}
{{цитата|автор={{Библия|Быт|4:4-5}}|И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.}}
   
   
-
По преданию, на [[жертвоприношение]] Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло<ref>[http://open.az/engine/print.php?newsid=22415&news_page=1 История Адама и Евы]</ref>.
+
По преданию, на [[жертвоприношение]] hевеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло<ref>[http://open.az/engine/print.php?newsid=22415&news_page=1 История Адама и Евы]</ref>.
-
[[Файл:Monreale cain and abel.jpg|200 px|thumb|Убийство Авеля Каином - [[мозаика]] [[собор Монреале|собора Монреале]]]]
 
После этого Каин убил Авеля:
После этого Каин убил Авеля:
-
{{цитата|автор={{Библия|Быт|4:8}}|И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.}}
+
{{цитата|автор={{Библия|Быт|4:8}}|И когда они были в поле, восстал Каин на hевеля, брата своего, и убил его.}}
-
В данном моменте [[Библия|Библии]] впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:<ref name = "krugosvet"/>«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ({{Библия|Быт|4:7}}).
+
В данном моменте [[Тора]] впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «[[грех]]»: «Если делаешь доброе, то не простится ли тебе? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ({{Библия|Быт|4:7}}).
-
Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» ({{Библия|Быт|4:9}}).
+
Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где hевель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» ({{Библия|Быт|4:9}}).
-
Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях [[Исав]]а и [[Иаков]]а, [[Иосиф]]а и его одинадцати старших братьев, [[Давид]]а и его старших братьев. [[Авель]] является первым в этом ряду<ref name="krugosvet"/>.
+
Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях [[Эсав]]а и [[Йаков]]а, [[Йосеф]]а и его одинадцати старших братьев, [[Давид]]а и его старших братьев. [[Авель]] является первым в этом ряду.
== Изгнание Каина ==
== Изгнание Каина ==
После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан ({{Библия|Быт|4:11-14}}).
После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан ({{Библия|Быт|4:11-14}}).
-
При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»({{Библия|Быт|4:15}})
+
При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его»({{Библия|Быт|4:15}}) (ср. крылатое выражение «печать Каина»).
-
 
+
== Потомство Каина ==
== Потомство Каина ==
-
Согласно Библии, после изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Енох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]].
+
После изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] (возможно, метафорически — «страна скитания») ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Энох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]].
 +
= Интерпретация истории =
-
Каин женился на родной сестре-близнеце Аван, и у него родилось 12 детей{{нет АИ|8|02|2010}}.
+
История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории:
 +
* неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина;
 +
* не выяснено, как узнал Каин, что его [[жертвоприношение]] было отвергнуто;
 +
* непонятно, от кого должна была охранять Каина Божья печать, так как других людей, кроме его родителей, не должно было существовать;
 +
* по той же причине остается загадочной женитьба Каина.
-
== Толкования истории Каина и Авеля богословами ==
+
Подтверждением этому служит контрастирующая с краткостью повествовательного изложения длина диалогов Каина с Богом (Быт. 14:6–7, 9–15).
-
В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было , видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети.Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают , что Каин мог родиться ещё в Эдеме, что противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нем. <ref>http://lopbible.narod.ru/gen/txtgen01.htm</ref>
+
-
=== В христианстве ===
+
-
Преподобный [[Ефрем Сирин]], живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина,<ref>http://www.rusbible.ru/books/byt.es.html#cite-68</ref> замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:
+
Образ Каина восходит, по всей очевидности, к известному у многих народов отрицательному образу кузнеца-чародея; у древних евреев к кругу ремесел, ассоциированных с магией, относилось, по-видимому, и земледелие, что позволило переосмыслить Каина как земледельца. В мифе о Каине отражены древнейшие конфликты между кочевыми пастушескими и земледельческими племенами, а также возникновение «греховной» цивилизации, в основе которой лежало ремесло и которая безвозвратно погибла в [[потоп]]е.
-
{{цитата| У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения}}
+
Идея библейского рассказа о Каине — моральный, а не метафорический характер зла, которое представляет собой извращение человеком данной ему Богом свободы выбора. Наказание Каина, превратившее его в одинокого скитальца, служит выражением библейского взгляда, что убийство является не только проступком индивида, но также и общественным злом и грехом перед Богом; семь раз подчеркиваемая в рассказе кровная связь Каина и hевеля, по всей видимости, выражает мысль, что убийство всегда есть братоубийство.
 +
== В еврейской традиции ==
 +
В [[Аггада|Аггаде]] Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8).
 +
=== Причина убийства ===
 +
[[Файл:Zichy Cain Killing Abel c. 1845.jpg|230px|right|thumb|Михаил Александрович Зичи, "Каин", 1845]]
 +
Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства:
-
=== В иудаизме ===
+
* "И сказал Каин hевелю, брату своему...И было, когда они были в поле.." О чем они спорили? Сказали: давай разделим мир. Один взял землю, другой взял имущество. Один сказал: "Земля, на которой ты стоишь - моя она!" Другой сказал: "То, что на тебе надето - мое оно!" Один сказал: "Сними!" Другой сказал: "Взлети!" И потому - "И восстал Каин на брата своего, hавеля, и убил его".
 +
* Раби Йеhошуа из Сахнина от имени раби Леви сказал: оба они получили землю и оба получили имущество. О чем же они спорили? Один сказал: "В моих владениях будет построен Храм!"; и другой сказал: "В моих владениях будет построен Храм!" Ведь написано: "И было, когда они были в поле", а "поле" это - не что иное, как Храм, ибо сказано: "Из-за вас, как поле, будет вспахан Сион и Иерусалим руинами станет" (Миха, 3:12). И вот почему "Восстал Каин на брата своего hавеля и убил его". Раби Йеhуда сказал: "О Хаве, Первой Женщине, они спорили".
 +
* Еврейский мудрец и философ [[Йосеф Альбо]], живший в Испании в XIV веке, трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.<ref>http://www.jewish.ru/tradition/classics/philosophy/2006/06/news994235611.php</ref>.
-
Еврейский мудрец и философ [[Йосеф Альбо]], живший в Испании <ref>http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=3459&sait=3</ref> в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.<ref>http://www.jewish.ru/tradition/classics/philosophy/2006/06/news994235611.php</ref>.
+
=== После убийства ===
-
=== Другие интерпретации ===
+
Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога:
-
Некоторые исследователи {{кто?}}видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим<ref name="krugosvet"/>.
+
Когда Всевышний спросил его: "Где hевель, брат твой?", Каин ответил: "Не знаю! Что я, сторож брату моему?" То есть: Ты, охраняющий все создания, требуешь от меня? С чем это можно сравнить? Так вор ночью украл вещи и не был схвачен, но утром привратник его поймал и спросил: "Для чего ты украл эти вещи?" Ответил тот: "Я - вор, и своего ремесла не оставил, но твоя работа - сторожить в воротах. Для чего ты оставил ее - а теперь ты упрекаешь меня?!" Так и Каин сказал Всевышнему: "Я убил его, потому что Ты сотворил во мне влечение ко злу. Ты охраняешь весь мир - а мне позволил убить его?! Нет, это Ты убил его - потому что если бы принял мое жертвоприношение так же, как его, я не стал бы ему завидовать<ref>Танхума Берешит, 9.</ref>.  
 +
== В христианской традиции ==
 +
Каин является представителем сыновей дьявола, убившим беспорочного пастыря Авеля; последний трактуется как своего рода предтеча [[Иисус]]а, в то время как Каин символизирует убийц Иисуса, евреев.
 +
== В мусульманской традиции ==
-
Высказывалось предположение{{Кем?}}, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений<ref name="krugosvet"/>.
+
Причиной конфликта между Каином и Авелем является спор из-за их сестер, на которых они должны были жениться. Каин предпочел невесту Авеля и, убив последнего, женился на ней.
 +
[[Файл:Cain and abel islamic manuscript.jpg|200px|right|thumb|Каин и Авель в на арабской миниатюре]]
 +
Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821).
-
[[Лео Таксиль]] в своей книге «[[Забавная Библия]]» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте<ref>[http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/TAKSIL/funnybib.txt Лео Таксиль. Забавная Библия]</ref>.
+
= Примечания =
-
== См. также ==
+
-
* [[Убийство]]
+
-
* [[Братоубийство]]
+
-
* [[Борис и Глеб]]
+
-
== Примечания ==
+
{{примечания}}
{{примечания}}
-
== Ссылки ==
+
= Ссылки =
-
* [http://cern.ch/vadym/kain.asp Что Бог сказал Каину?]
+
* [http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov/s032-040.htm Н.Лейбович, Новые исследования книги Берешит]
{{commonscat|Cain and Abel}}
{{commonscat|Cain and Abel}}
{{Адам и Ева}}
{{Адам и Ева}}
{{Род от Адама}}
{{Род от Адама}}
 +
{{ElevenCopyRight|11925|КАИН}}
 +
[[Категория:Пятикнижие]]
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
-
+
[[Категория:Библейские сюжеты]]
-
+
[[Категория:Еврейская философия]]
-
 
+
-
[[be:Каін]]
+
-
[[be-x-old:Каін]]
+
-
[[bg:Каин]]
+
-
[[bo:ཀ་ཡིན །]]
+
-
[[ca:Caïm]]
+
-
[[cs:Kain]]
+
-
[[de:Kain]]
+
-
[[el:Κάιν]]
+
-
[[eo:Kaino]]
+
-
[[es:Caín]]
+
-
[[et:Kain]]
+
-
[[fa:قابیل]]
+
-
[[fi:Kain]]
+
-
[[fr:Caïn]]
+
-
[[he:קין]]
+
-
[[hr:Kajin]]
+
-
[[it:Caino]]
+
-
[[ja:カインとアベル]]
+
-
[[ko:가인 (구약)]]
+
-
[[la:Cain]]
+
-
[[nn:Kain]]
+
-
[[no:Kain]]
+
-
[[pt:Caim]]
+
-
[[ro:Cain]]
+
-
[[sk:Kain]]
+
-
[[sv:Kain]]
+
-
[[sw:Kaini]]
+
-
[[uk:Каїн]]
+
-
[[wa:Cayin]]
+
-
[[yi:קין]]
+
-
[[zh:該隱]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 19:13, 30 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Каин (др.-евр. קין)
Пол: Мужской
Толкование имени: «Создавать»
Занятие: Земледелие, Градостроительство
Отец: Адам
Мать: Ева
Супруг: жена — Аван
Дети: Енох
Связанные персонажи: Адам, Ева, Авель

Ка́ин (ивр. קַיִן‎) — старший сын Адама и Евы, первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата Авеля, второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

Содержание

Значение имени

Тора объясняет имя Каин как производное от глагола קנה — приобретать, получать, производить, создавать. Ева говорит: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). Однако подлинное значение имени: кузнец (как в арамейском и арабском языках); среди потомков Каина числится Тувал-Каин, «ковач всякой меди и железа» (Быт. 4:22).

История Каина

Конфликт братьев

Файл:Bartolomeo Manfredi - Cain Kills Abel, c. 1600, Kunsthistorisches Museum (Vienna).jpg
Bartolomeo Manfredi, "Каин убивает Авеля", 1600

Каин был земледельцем, а его брат hевель (Авель) — скотоводом. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Торе). Каин принёс в жертву плоды, а hевель — первородных голов своего стада.

Бог благосклонно принял только жертву hевеля:

« И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
»

По преданию, на жертвоприношение hевеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло[1].

После этого Каин убил Авеля:

« И когда они были в поле, восстал Каин на hевеля, брата своего, и убил его.
»

В данном моменте Тора впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»: «Если делаешь доброе, то не простится ли тебе? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где hевель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9).

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Эсава и Йакова, Йосефа и его одинадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.

Изгнание Каина

После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан (Быт.4:11-14). При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его»(Быт.4:15) (ср. крылатое выражение «печать Каина»).

Потомство Каина

После изгнания Каин ушёл в землю Нод (возможно, метафорически — «страна скитания») (Быт.4:16), где у него родился сын Энох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт.4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема.

Интерпретация истории

История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории:

  • неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина;
  • не выяснено, как узнал Каин, что его жертвоприношение было отвергнуто;
  • непонятно, от кого должна была охранять Каина Божья печать, так как других людей, кроме его родителей, не должно было существовать;
  • по той же причине остается загадочной женитьба Каина.

Подтверждением этому служит контрастирующая с краткостью повествовательного изложения длина диалогов Каина с Богом (Быт. 14:6–7, 9–15).

Образ Каина восходит, по всей очевидности, к известному у многих народов отрицательному образу кузнеца-чародея; у древних евреев к кругу ремесел, ассоциированных с магией, относилось, по-видимому, и земледелие, что позволило переосмыслить Каина как земледельца. В мифе о Каине отражены древнейшие конфликты между кочевыми пастушескими и земледельческими племенами, а также возникновение «греховной» цивилизации, в основе которой лежало ремесло и которая безвозвратно погибла в потопе.

Идея библейского рассказа о Каине — моральный, а не метафорический характер зла, которое представляет собой извращение человеком данной ему Богом свободы выбора. Наказание Каина, превратившее его в одинокого скитальца, служит выражением библейского взгляда, что убийство является не только проступком индивида, но также и общественным злом и грехом перед Богом; семь раз подчеркиваемая в рассказе кровная связь Каина и hевеля, по всей видимости, выражает мысль, что убийство всегда есть братоубийство.

В еврейской традиции

В Аггаде Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8).

Причина убийства

Файл:Zichy Cain Killing Abel c. 1845.jpg
Михаил Александрович Зичи, "Каин", 1845

Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства:

  • "И сказал Каин hевелю, брату своему...И было, когда они были в поле.." О чем они спорили? Сказали: давай разделим мир. Один взял землю, другой взял имущество. Один сказал: "Земля, на которой ты стоишь - моя она!" Другой сказал: "То, что на тебе надето - мое оно!" Один сказал: "Сними!" Другой сказал: "Взлети!" И потому - "И восстал Каин на брата своего, hавеля, и убил его".
  • Раби Йеhошуа из Сахнина от имени раби Леви сказал: оба они получили землю и оба получили имущество. О чем же они спорили? Один сказал: "В моих владениях будет построен Храм!"; и другой сказал: "В моих владениях будет построен Храм!" Ведь написано: "И было, когда они были в поле", а "поле" это - не что иное, как Храм, ибо сказано: "Из-за вас, как поле, будет вспахан Сион и Иерусалим руинами станет" (Миха, 3:12). И вот почему "Восстал Каин на брата своего hавеля и убил его". Раби Йеhуда сказал: "О Хаве, Первой Женщине, они спорили".
  • Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке, трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.[2].

После убийства

Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога:

Когда Всевышний спросил его: "Где hевель, брат твой?", Каин ответил: "Не знаю! Что я, сторож брату моему?" То есть: Ты, охраняющий все создания, требуешь от меня? С чем это можно сравнить? Так вор ночью украл вещи и не был схвачен, но утром привратник его поймал и спросил: "Для чего ты украл эти вещи?" Ответил тот: "Я - вор, и своего ремесла не оставил, но твоя работа - сторожить в воротах. Для чего ты оставил ее - а теперь ты упрекаешь меня?!" Так и Каин сказал Всевышнему: "Я убил его, потому что Ты сотворил во мне влечение ко злу. Ты охраняешь весь мир - а мне позволил убить его?! Нет, это Ты убил его - потому что если бы принял мое жертвоприношение так же, как его, я не стал бы ему завидовать[3].

В христианской традиции

Каин является представителем сыновей дьявола, убившим беспорочного пастыря Авеля; последний трактуется как своего рода предтеча Иисуса, в то время как Каин символизирует убийц Иисуса, евреев.

В мусульманской традиции

Причиной конфликта между Каином и Авелем является спор из-за их сестер, на которых они должны были жениться. Каин предпочел невесту Авеля и, убив последнего, женился на ней.

Файл:Cain and abel islamic manuscript.jpg
Каин и Авель в на арабской миниатюре

Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821).

Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАИН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация