Каин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ссылки: оформление)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 74: Строка 74:
После изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] (возможно, метафорически — «страна скитания») ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Энох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]].
После изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] (возможно, метафорически — «страна скитания») ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Энох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]].
= Интерпретация истории =
= Интерпретация истории =
 +
История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории:
История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории:
* неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина;
* неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина;
Строка 88: Строка 89:
В [[Аггада|Аггаде]] Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8).
В [[Аггада|Аггаде]] Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8).
=== Причина убийства ===
=== Причина убийства ===
-
 
+
[[Файл:Zichy Cain Killing Abel c. 1845.jpg|230px|right|thumb|Михаил Александрович Зичи, "Каин", 1845]]
Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства:
Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства:
Строка 96: Строка 97:
=== После убийства ===
=== После убийства ===
-
[[Файл:Zichy Cain Killing Abel c. 1845.jpg|230px|right|thumb|Михаил Александрович Зичи, "Каин", 1845]]
+
 
Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога:
Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога:
Строка 107: Строка 108:
[[Файл:Cain and abel islamic manuscript.jpg|200px|right|thumb|Каин и Авель в на арабской миниатюре]]
[[Файл:Cain and abel islamic manuscript.jpg|200px|right|thumb|Каин и Авель в на арабской миниатюре]]
Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821).
Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821).
 +
= Примечания =
= Примечания =
{{примечания}}
{{примечания}}
= Ссылки =
= Ссылки =
-
* [[http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov/s032-040.htm Н.Лейбович, Новые исследования книги Берешит]]
+
* [http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov/s032-040.htm Н.Лейбович, Новые исследования книги Берешит]
{{commonscat|Cain and Abel}}
{{commonscat|Cain and Abel}}

Текущая версия на 19:13, 30 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Каин (др.-евр. קין)
Пол: Мужской
Толкование имени: «Создавать»
Занятие: Земледелие, Градостроительство
Отец: Адам
Мать: Ева
Супруг: жена — Аван
Дети: Енох
Связанные персонажи: Адам, Ева, Авель

Ка́ин (ивр. קַיִן‎) — старший сын Адама и Евы, первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата Авеля, второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

Содержание

Значение имени

Тора объясняет имя Каин как производное от глагола קנה — приобретать, получать, производить, создавать. Ева говорит: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). Однако подлинное значение имени: кузнец (как в арамейском и арабском языках); среди потомков Каина числится Тувал-Каин, «ковач всякой меди и железа» (Быт. 4:22).

История Каина

Конфликт братьев

Файл:Bartolomeo Manfredi - Cain Kills Abel, c. 1600, Kunsthistorisches Museum (Vienna).jpg
Bartolomeo Manfredi, "Каин убивает Авеля", 1600

Каин был земледельцем, а его брат hевель (Авель) — скотоводом. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Торе). Каин принёс в жертву плоды, а hевель — первородных голов своего стада.

Бог благосклонно принял только жертву hевеля:

« И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
»

По преданию, на жертвоприношение hевеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло[1].

После этого Каин убил Авеля:

« И когда они были в поле, восстал Каин на hевеля, брата своего, и убил его.
»

В данном моменте Тора впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»: «Если делаешь доброе, то не простится ли тебе? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где hевель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9).

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Эсава и Йакова, Йосефа и его одинадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.

Изгнание Каина

После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан (Быт.4:11-14). При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его»(Быт.4:15) (ср. крылатое выражение «печать Каина»).

Потомство Каина

После изгнания Каин ушёл в землю Нод (возможно, метафорически — «страна скитания») (Быт.4:16), где у него родился сын Энох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт.4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема.

Интерпретация истории

История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории:

  • неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина;
  • не выяснено, как узнал Каин, что его жертвоприношение было отвергнуто;
  • непонятно, от кого должна была охранять Каина Божья печать, так как других людей, кроме его родителей, не должно было существовать;
  • по той же причине остается загадочной женитьба Каина.

Подтверждением этому служит контрастирующая с краткостью повествовательного изложения длина диалогов Каина с Богом (Быт. 14:6–7, 9–15).

Образ Каина восходит, по всей очевидности, к известному у многих народов отрицательному образу кузнеца-чародея; у древних евреев к кругу ремесел, ассоциированных с магией, относилось, по-видимому, и земледелие, что позволило переосмыслить Каина как земледельца. В мифе о Каине отражены древнейшие конфликты между кочевыми пастушескими и земледельческими племенами, а также возникновение «греховной» цивилизации, в основе которой лежало ремесло и которая безвозвратно погибла в потопе.

Идея библейского рассказа о Каине — моральный, а не метафорический характер зла, которое представляет собой извращение человеком данной ему Богом свободы выбора. Наказание Каина, превратившее его в одинокого скитальца, служит выражением библейского взгляда, что убийство является не только проступком индивида, но также и общественным злом и грехом перед Богом; семь раз подчеркиваемая в рассказе кровная связь Каина и hевеля, по всей видимости, выражает мысль, что убийство всегда есть братоубийство.

В еврейской традиции

В Аггаде Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8).

Причина убийства

Файл:Zichy Cain Killing Abel c. 1845.jpg
Михаил Александрович Зичи, "Каин", 1845

Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства:

  • "И сказал Каин hевелю, брату своему...И было, когда они были в поле.." О чем они спорили? Сказали: давай разделим мир. Один взял землю, другой взял имущество. Один сказал: "Земля, на которой ты стоишь - моя она!" Другой сказал: "То, что на тебе надето - мое оно!" Один сказал: "Сними!" Другой сказал: "Взлети!" И потому - "И восстал Каин на брата своего, hавеля, и убил его".
  • Раби Йеhошуа из Сахнина от имени раби Леви сказал: оба они получили землю и оба получили имущество. О чем же они спорили? Один сказал: "В моих владениях будет построен Храм!"; и другой сказал: "В моих владениях будет построен Храм!" Ведь написано: "И было, когда они были в поле", а "поле" это - не что иное, как Храм, ибо сказано: "Из-за вас, как поле, будет вспахан Сион и Иерусалим руинами станет" (Миха, 3:12). И вот почему "Восстал Каин на брата своего hавеля и убил его". Раби Йеhуда сказал: "О Хаве, Первой Женщине, они спорили".
  • Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке, трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.[2].

После убийства

Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога:

Когда Всевышний спросил его: "Где hевель, брат твой?", Каин ответил: "Не знаю! Что я, сторож брату моему?" То есть: Ты, охраняющий все создания, требуешь от меня? С чем это можно сравнить? Так вор ночью украл вещи и не был схвачен, но утром привратник его поймал и спросил: "Для чего ты украл эти вещи?" Ответил тот: "Я - вор, и своего ремесла не оставил, но твоя работа - сторожить в воротах. Для чего ты оставил ее - а теперь ты упрекаешь меня?!" Так и Каин сказал Всевышнему: "Я убил его, потому что Ты сотворил во мне влечение ко злу. Ты охраняешь весь мир - а мне позволил убить его?! Нет, это Ты убил его - потому что если бы принял мое жертвоприношение так же, как его, я не стал бы ему завидовать[3].

В христианской традиции

Каин является представителем сыновей дьявола, убившим беспорочного пастыря Авеля; последний трактуется как своего рода предтеча Иисуса, в то время как Каин символизирует убийц Иисуса, евреев.

В мусульманской традиции

Причиной конфликта между Каином и Авелем является спор из-за их сестер, на которых они должны были жениться. Каин предпочел невесту Авеля и, убив последнего, женился на ней.

Файл:Cain and abel islamic manuscript.jpg
Каин и Авель в на арабской миниатюре

Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821).

Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАИН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация