Каин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(консолидация) |
м (→Интерпретация истории) |
||
Строка 74: | Строка 74: | ||
После изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] (возможно, метафорически — «страна скитания») ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Энох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]]. | После изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] (возможно, метафорически — «страна скитания») ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Энох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]]. | ||
= Интерпретация истории = | = Интерпретация истории = | ||
+ | |||
История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории: | История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории: | ||
* неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина; | * неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина; | ||
Строка 88: | Строка 89: | ||
В [[Аггада|Аггаде]] Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8). | В [[Аггада|Аггаде]] Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8). | ||
=== Причина убийства === | === Причина убийства === | ||
- | + | [[Файл:Zichy Cain Killing Abel c. 1845.jpg|230px|right|thumb|Михаил Александрович Зичи, "Каин", 1845]] | |
Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства: | Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства: | ||
Строка 96: | Строка 97: | ||
=== После убийства === | === После убийства === | ||
- | + | ||
Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога: | Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога: | ||
Строка 107: | Строка 108: | ||
[[Файл:Cain and abel islamic manuscript.jpg|200px|right|thumb|Каин и Авель в на арабской миниатюре]] | [[Файл:Cain and abel islamic manuscript.jpg|200px|right|thumb|Каин и Авель в на арабской миниатюре]] | ||
Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821). | Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821). | ||
+ | |||
= Примечания = | = Примечания = | ||
{{примечания}} | {{примечания}} |
Версия 19:12, 30 июля 2012
Источник: | |||||||||||
|
Каин (др.-евр. קין) | |
---|---|
Пол: | Мужской |
Толкование имени: | «Создавать» |
Занятие: | Земледелие, Градостроительство |
Отец: | Адам |
Мать: | Ева |
Супруг: | жена — Аван |
Дети: | Енох |
Связанные персонажи: | Адам, Ева, Авель |
Ка́ин (ивр. קַיִן) — старший сын Адама и Евы, первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата Авеля, второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).
Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.
Содержание |
Значение имени
Тора объясняет имя Каин как производное от глагола קנה — приобретать, получать, производить, создавать. Ева говорит: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). Однако подлинное значение имени: кузнец (как в арамейском и арабском языках); среди потомков Каина числится Тувал-Каин, «ковач всякой меди и железа» (Быт. 4:22).
История Каина
Конфликт братьев
Каин был земледельцем, а его брат hевель (Авель) — скотоводом. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Торе). Каин принёс в жертву плоды, а hевель — первородных голов своего стада.
Бог благосклонно принял только жертву hевеля:
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. |
По преданию, на жертвоприношение hевеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло[1].
После этого Каин убил Авеля:
И когда они были в поле, восстал Каин на hевеля, брата своего, и убил его. |
В данном моменте Тора впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»: «Если делаешь доброе, то не простится ли тебе? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).
Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где hевель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9).
Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Эсава и Йакова, Йосефа и его одинадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.
Изгнание Каина
После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан (Быт.4:11-14). При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его»(Быт.4:15) (ср. крылатое выражение «печать Каина»).
Потомство Каина
После изгнания Каин ушёл в землю Нод (возможно, метафорически — «страна скитания») (Быт.4:16), где у него родился сын Энох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт.4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема.
Интерпретация истории
История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории:
- неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина;
- не выяснено, как узнал Каин, что его жертвоприношение было отвергнуто;
- непонятно, от кого должна была охранять Каина Божья печать, так как других людей, кроме его родителей, не должно было существовать;
- по той же причине остается загадочной женитьба Каина.
Подтверждением этому служит контрастирующая с краткостью повествовательного изложения длина диалогов Каина с Богом (Быт. 14:6–7, 9–15).
Образ Каина восходит, по всей очевидности, к известному у многих народов отрицательному образу кузнеца-чародея; у древних евреев к кругу ремесел, ассоциированных с магией, относилось, по-видимому, и земледелие, что позволило переосмыслить Каина как земледельца. В мифе о Каине отражены древнейшие конфликты между кочевыми пастушескими и земледельческими племенами, а также возникновение «греховной» цивилизации, в основе которой лежало ремесло и которая безвозвратно погибла в потопе.
Идея библейского рассказа о Каине — моральный, а не метафорический характер зла, которое представляет собой извращение человеком данной ему Богом свободы выбора. Наказание Каина, превратившее его в одинокого скитальца, служит выражением библейского взгляда, что убийство является не только проступком индивида, но также и общественным злом и грехом перед Богом; семь раз подчеркиваемая в рассказе кровная связь Каина и hевеля, по всей видимости, выражает мысль, что убийство всегда есть братоубийство.
В еврейской традиции
В Аггаде Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, hевель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил hевеля (Быт. Р. 22:8).
Причина убийства
Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства:
- "И сказал Каин hевелю, брату своему...И было, когда они были в поле.." О чем они спорили? Сказали: давай разделим мир. Один взял землю, другой взял имущество. Один сказал: "Земля, на которой ты стоишь - моя она!" Другой сказал: "То, что на тебе надето - мое оно!" Один сказал: "Сними!" Другой сказал: "Взлети!" И потому - "И восстал Каин на брата своего, hавеля, и убил его".
- Раби Йеhошуа из Сахнина от имени раби Леви сказал: оба они получили землю и оба получили имущество. О чем же они спорили? Один сказал: "В моих владениях будет построен Храм!"; и другой сказал: "В моих владениях будет построен Храм!" Ведь написано: "И было, когда они были в поле", а "поле" это - не что иное, как Храм, ибо сказано: "Из-за вас, как поле, будет вспахан Сион и Иерусалим руинами станет" (Миха, 3:12). И вот почему "Восстал Каин на брата своего hавеля и убил его". Раби Йеhуда сказал: "О Хаве, Первой Женщине, они спорили".
- Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке, трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.[2].
После убийства
Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога:
Когда Всевышний спросил его: "Где hевель, брат твой?", Каин ответил: "Не знаю! Что я, сторож брату моему?" То есть: Ты, охраняющий все создания, требуешь от меня? С чем это можно сравнить? Так вор ночью украл вещи и не был схвачен, но утром привратник его поймал и спросил: "Для чего ты украл эти вещи?" Ответил тот: "Я - вор, и своего ремесла не оставил, но твоя работа - сторожить в воротах. Для чего ты оставил ее - а теперь ты упрекаешь меня?!" Так и Каин сказал Всевышнему: "Я убил его, потому что Ты сотворил во мне влечение ко злу. Ты охраняешь весь мир - а мне позволил убить его?! Нет, это Ты убил его - потому что если бы принял мое жертвоприношение так же, как его, я не стал бы ему завидовать[3].
В христианской традиции
Каин является представителем сыновей дьявола, убившим беспорочного пастыря Авеля; последний трактуется как своего рода предтеча Иисуса, в то время как Каин символизирует убийц Иисуса, евреев.
В мусульманской традиции
Причиной конфликта между Каином и Авелем является спор из-за их сестер, на которых они должны были жениться. Каин предпочел невесту Авеля и, убив последнего, женился на ней.
Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы - наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821).
Примечания
Ссылки
Каин на Викискладе? |
|
|
---|---|
Персонажи | Адам | Ева | Змей | Лилит |
События | Сотворение человека | Грехопадение |
Основные понятия | Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни |
В разных источниках | Адам Ришон, Адам Кадмон |
Дети Адама и Евы | Каин | Авель | Сиф |
|
|
---|---|
от Адама до Шема | Адам | Шет | Энош | Кейнан | Маѓалалель | Йеред | Ханох | Метушелах | Лемех | Ноах | Шем |
от Арпахшада до Яакова | Арпахшад | Шелах | Эвер | Пелег | Реу | Серуг | Нахор | Терах | Авраѓам | Ицхак | Яаков |
от Йеѓуды до Давида | Йеѓуда | Перец | Хецрон | Рам | Аминадав | Нахшон | Салмон | Боаз | Овед | Ишай | Давид |