Гольдштейн, Максимилиан
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
Отец Гольдштейна был торговцем и занимался общинной деятельностью. Гольдштейн работал банковским служащим. В 1914–17 гг. жил в Вене. | Отец Гольдштейна был торговцем и занимался общинной деятельностью. Гольдштейн работал банковским служащим. В 1914–17 гг. жил в Вене. | ||
+ | === Cобиратель предметов еврейского быта и прикладного искусства === | ||
С 15 лет собирал коллекцию польских монет и медалей (см. [[Нумизматика]]). В 1908 г. Гольдштейн был принят в Нумизматическое общество Вены, а в 1909 г. выступил с докладом о коллекциях Лемберга на всемирном конгрессе нумизматов. | С 15 лет собирал коллекцию польских монет и медалей (см. [[Нумизматика]]). В 1908 г. Гольдштейн был принят в Нумизматическое общество Вены, а в 1909 г. выступил с докладом о коллекциях Лемберга на всемирном конгрессе нумизматов. | ||
Строка 31: | Строка 32: | ||
В 1910 г. Гольдштейн предложил Совету (Вааду) еврейской общины Лемберга программу создания в городе еврейского музея, который сохранил бы предметы еврейской культуры и истории, особенно евреев [[Галиция|Галиции]]. | В 1910 г. Гольдштейн предложил Совету (Вааду) еврейской общины Лемберга программу создания в городе еврейского музея, который сохранил бы предметы еврейской культуры и истории, особенно евреев [[Галиция|Галиции]]. | ||
- | В 1911 г. Гольдштейн сформулировал цели и устав такого музея и стал собирать коллекцию, которая должна была включать книги, документы, картины, планы городских кварталов с еврейским населением, предметы культа и др. Совет еврейской общины города одобрил идею создания музея, но в тот период ничего не сделал для ее реализации. | + | В 1911 г. Гольдштейн сформулировал цели и устав такого музея и стал собирать коллекцию, которая должна была включать книги, документы, картины, планы городских кварталов с еврейским населением, предметы культа и др. |
+ | |||
+ | Совет еврейской общины города одобрил идею создания музея, но в тот период ничего не сделал для ее реализации. | ||
Примерно в 1911 г. Гольдштейн основал в Лемберге Общество любителей еврейского искусства, а в 1914 г. организовал выставку работ [[Лилиен, Эфраим Моше|Э. М. Лилиена]], с которым Гольдштейна связывала долгая дружба. Работы художника (многие с дарственной надписью Гольдштейну от автора), а также 50 писем Лилиена вошли в собрание коллекционера. До середины 1930-х гг. | Примерно в 1911 г. Гольдштейн основал в Лемберге Общество любителей еврейского искусства, а в 1914 г. организовал выставку работ [[Лилиен, Эфраим Моше|Э. М. Лилиена]], с которым Гольдштейна связывала долгая дружба. Работы художника (многие с дарственной надписью Гольдштейну от автора), а также 50 писем Лилиена вошли в собрание коллекционера. До середины 1930-х гг. | ||
- | Гольдштейн собирал документы, фотографии, предметы еврейского искусства и этнографии. Поскольку денежные средства Гольдштейна были весьма скудны, он сосредоточился на покупке относительно недорогих вещей; простота, народность, непритязательность предметов придают особую ценность его собранию. | + | Гольдштейн собирал документы, фотографии, предметы еврейского искусства и этнографии. |
+ | |||
+ | Поскольку денежные средства Гольдштейна были весьма скудны, он сосредоточился на покупке относительно недорогих вещей; простота, народность, непритязательность предметов придают особую ценность его собранию. | ||
С 1920-х гг. коллекция Гольдштейна считалась одной из самых представительных частных коллекций иудаики в Польше и насчитывала несколько тысяч предметов; она хранилась в ящиках и в выставочных витринах в квартире Гольдштейна. | С 1920-х гг. коллекция Гольдштейна считалась одной из самых представительных частных коллекций иудаики в Польше и насчитывала несколько тысяч предметов; она хранилась в ящиках и в выставочных витринах в квартире Гольдштейна. | ||
Строка 46: | Строка 51: | ||
Несмотря на свою известность, Гольдштейн не был привлечен к работе Комиссии по сохранению еврейского искусства (создана в 1925 г.) и Музея еврейской общины (основана в 1934 г.) в Львове. | Несмотря на свою известность, Гольдштейн не был привлечен к работе Комиссии по сохранению еврейского искусства (создана в 1925 г.) и Музея еврейской общины (основана в 1934 г.) в Львове. | ||
+ | ==== Деятельность в Советское время ==== | ||
После оккупации Львова Красной армией (сентябрь 1939 г.) советские власти закрыли все учреждения еврейской общины, в том числе музей, его собрание было передано в запасники Львовского музея художественных промыслов, а Гольдштейн стал хранителем собрания. | После оккупации Львова Красной армией (сентябрь 1939 г.) советские власти закрыли все учреждения еврейской общины, в том числе музей, его собрание было передано в запасники Львовского музея художественных промыслов, а Гольдштейн стал хранителем собрания. | ||
С января 1940 г. он занялся каталогизацией предметов еврейского искусства. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики как Музей народного искусства и ремесел. | С января 1940 г. он занялся каталогизацией предметов еврейского искусства. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики как Музей народного искусства и ремесел. | ||
+ | ==== Немецкая оккупация ==== | ||
После захвата Львова немецкими войсками (июнь 1941 г.) Гольдштейн передал свою коллекцию на хранение в Львовский музей искусств. | После захвата Львова немецкими войсками (июнь 1941 г.) Гольдштейн передал свою коллекцию на хранение в Львовский музей искусств. | ||
В декабре 1941 г. все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были помещены в [[Гетто|гетто]]. Гольдштейн по ходатайству руководителей львовских музеев получил особый статус квалифицированного специалиста, но впоследствии документы не были продлены, а возможно, Гольдштейн предпочел разделить судьбу своих близких: он умер, по-видимому, в концлагере в декабре 1942 г. | В декабре 1941 г. все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были помещены в [[Гетто|гетто]]. Гольдштейн по ходатайству руководителей львовских музеев получил особый статус квалифицированного специалиста, но впоследствии документы не были продлены, а возможно, Гольдштейн предпочел разделить судьбу своих близких: он умер, по-видимому, в концлагере в декабре 1942 г. | ||
+ | === Судьба коллекции === | ||
Сотрудники Львовского музея этнографии и художественных ремесел разыскали хранившуюся в запасниках коллекцию Гольдштейна и относящиеся к ней документы. | Сотрудники Львовского музея этнографии и художественных ремесел разыскали хранившуюся в запасниках коллекцию Гольдштейна и относящиеся к ней документы. | ||
Строка 59: | Строка 67: | ||
В 1991 г. в городе Львове была организована выставка «Еврейское традиционное искусство 17 в. – начала 20 в.». | В 1991 г. в городе Львове была организована выставка «Еврейское традиционное искусство 17 в. – начала 20 в.». | ||
- | В 1992 г. выставка экспонировалась в Киеве, в 1993 г. — в Кракове. По соглашению израильского и украинского правительств в 1994 г. в музее [[Бет hа-Тфуцот|Бет hа-тфуцот]] была проведена выставка «Сокровища еврейского искусства из Галиции» из собрания Львовского музея, большую часть которой составляла коллекция Гольдштейна. | + | В 1992 г. выставка экспонировалась в Киеве, в 1993 г. — в Кракове. |
+ | |||
+ | По соглашению израильского и украинского правительств в 1994 г. в музее [[Бет hа-Тфуцот|Бет hа-тфуцот]] была проведена выставка «Сокровища еврейского искусства из Галиции» из собрания Львовского музея, большую часть которой составляла коллекция Гольдштейна. | ||
{{ElevenCopyRight|11252|ГОЛЬДШТЕЙН Максимилиан}} | {{ElevenCopyRight|11252|ГОЛЬДШТЕЙН Максимилиан}} |
Версия 16:54, 30 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Гольдштейн, Максимилиан (Goldstein, Maximilian; Мордехай; 1880, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне Львов, Украина, – 1942, ?), искусствовед, собиратель предметов еврейского быта и прикладного искусства.
Содержание |
Биографические сведения
Гольдштейн происходил из семьи Давида бен Шмуэля hа-Леви, автора книги «Турей захав» («Золотые столбцы»).
Отец Гольдштейна был торговцем и занимался общинной деятельностью. Гольдштейн работал банковским служащим. В 1914–17 гг. жил в Вене.
Cобиратель предметов еврейского быта и прикладного искусства
С 15 лет собирал коллекцию польских монет и медалей (см. Нумизматика). В 1908 г. Гольдштейн был принят в Нумизматическое общество Вены, а в 1909 г. выступил с докладом о коллекциях Лемберга на всемирном конгрессе нумизматов.
Во время многочисленных деловых поездок за рубеж Гольдштейн познакомился с деятельностью еврейских музеев в Вене и в Германии.
В 1910 г. Гольдштейн предложил Совету (Вааду) еврейской общины Лемберга программу создания в городе еврейского музея, который сохранил бы предметы еврейской культуры и истории, особенно евреев Галиции.
В 1911 г. Гольдштейн сформулировал цели и устав такого музея и стал собирать коллекцию, которая должна была включать книги, документы, картины, планы городских кварталов с еврейским населением, предметы культа и др.
Совет еврейской общины города одобрил идею создания музея, но в тот период ничего не сделал для ее реализации.
Примерно в 1911 г. Гольдштейн основал в Лемберге Общество любителей еврейского искусства, а в 1914 г. организовал выставку работ Э. М. Лилиена, с которым Гольдштейна связывала долгая дружба. Работы художника (многие с дарственной надписью Гольдштейну от автора), а также 50 писем Лилиена вошли в собрание коллекционера. До середины 1930-х гг.
Гольдштейн собирал документы, фотографии, предметы еврейского искусства и этнографии.
Поскольку денежные средства Гольдштейна были весьма скудны, он сосредоточился на покупке относительно недорогих вещей; простота, народность, непритязательность предметов придают особую ценность его собранию.
С 1920-х гг. коллекция Гольдштейна считалась одной из самых представительных частных коллекций иудаики в Польше и насчитывала несколько тысяч предметов; она хранилась в ящиках и в выставочных витринах в квартире Гольдштейна.
В 1920 г. Гольдштейн составил каталог своей коллекции и отправил его экземпляр в Австрийский музей фольклора в Вене, предлагая продать собрание, но сделка не состоялась.
В 1935 г. Гольдштейн в соавторстве с поэтом и критиком К. Дрезднером написал книгу «Еврейская народная культура и искусство в Польше». Книга включала сотни фотографий предметов из коллекции Гольдштейна и была выпущена тиражом в 1000 экземпляров за счет автора.
В нее вошли предисловие М. Балабана и эссе львовского историка Я. Шалла «Коллекционер и его коллекция».
Несмотря на свою известность, Гольдштейн не был привлечен к работе Комиссии по сохранению еврейского искусства (создана в 1925 г.) и Музея еврейской общины (основана в 1934 г.) в Львове.
Деятельность в Советское время
После оккупации Львова Красной армией (сентябрь 1939 г.) советские власти закрыли все учреждения еврейской общины, в том числе музей, его собрание было передано в запасники Львовского музея художественных промыслов, а Гольдштейн стал хранителем собрания.
С января 1940 г. он занялся каталогизацией предметов еврейского искусства. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики как Музей народного искусства и ремесел.
Немецкая оккупация
После захвата Львова немецкими войсками (июнь 1941 г.) Гольдштейн передал свою коллекцию на хранение в Львовский музей искусств.
В декабре 1941 г. все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были помещены в гетто. Гольдштейн по ходатайству руководителей львовских музеев получил особый статус квалифицированного специалиста, но впоследствии документы не были продлены, а возможно, Гольдштейн предпочел разделить судьбу своих близких: он умер, по-видимому, в концлагере в декабре 1942 г.
Судьба коллекции
Сотрудники Львовского музея этнографии и художественных ремесел разыскали хранившуюся в запасниках коллекцию Гольдштейна и относящиеся к ней документы.
В 1991 г. в городе Львове была организована выставка «Еврейское традиционное искусство 17 в. – начала 20 в.».
В 1992 г. выставка экспонировалась в Киеве, в 1993 г. — в Кракове.
По соглашению израильского и украинского правительств в 1994 г. в музее Бет hа-тфуцот была проведена выставка «Сокровища еврейского искусства из Галиции» из собрания Львовского музея, большую часть которой составляла коллекция Гольдштейна.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОЛЬДШТЕЙН Максимилиан в ЭЕЭ