Гольдштейн, Максимилиан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 18: Строка 18:
}}   
}}   
-
'''Гольдштейн, Максимилиан''' (Goldstein, Maximilian; Мордехай; 1880, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне Львов, Украина, – 1942, ?), искусствовед, собиратель предметов еврейского быта и прикладного искусства. Гольдштейн происходил из семьи [[Давид Бен Шмуэль hа-Леви|Давида бен Шмуэля hа-Леви]], автора книги «Турей захав» («Золотые столбцы»). Отец Гольдштейна был торговцем и занимался общинной деятельностью. Гольдштейн работал банковским служащим. В 1914–17 гг. жил в Вене.
+
'''Гольдштейн, Максимилиан''' (Goldstein, Maximilian; Мордехай; 1880, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне Львов, Украина, – 1942, ?), искусствовед, собиратель предметов еврейского быта и прикладного искусства.  
 +
=== Биографические сведения ===
-
С 15 лет собирал коллекцию польских монет и медалей (см. [[Нумизматика]]). В 1908 г. Гольдштейн был принят в Нумизматическое общество Вены, а в 1909 г. выступил с докладом о коллекциях Лемберга на всемирном конгрессе нумизматов. Во время многочисленных деловых поездок за рубеж Гольдштейн познакомился с деятельностью еврейских музеев в Вене и в Германии. В 1910 г. Гольдштейн предложил Совету (Вааду) еврейской общины Лемберга программу создания в городе еврейского музея, который сохранил бы предметы еврейской культуры и истории, особенно евреев [[Галиция|Галиции]]. В 1911 г. Гольдштейн сформулировал цели и устав такого музея и стал собирать коллекцию, которая должна была включать книги, документы, картины, планы городских кварталов с еврейским населением, предметы культа и др. Совет еврейской общины города одобрил идею создания музея, но в тот период ничего не сделал для ее реализации.
+
Гольдштейн происходил из семьи [[Давид Бен Шмуэль hа-Леви|Давида бен Шмуэля hа-Леви]], автора книги «Турей захав» («Золотые столбцы»).  
-
Примерно в 1911 г. Гольдштейн основал в Лемберге Общество любителей еврейского искусства, а в 1914 г. организовал выставку работ [[Лилиен, Эфраим Моше|Э. М. Лилиена]], с которым Гольдштейна связывала долгая дружба. Работы художника (многие с дарственной надписью Гольдштейну от автора), а также 50 писем Лилиена вошли в собрание коллекционера. До середины 1930-х гг. Гольдштейн собирал документы, фотографии, предметы еврейского искусства и этнографии. Поскольку денежные средства Гольдштейна были весьма скудны, он сосредоточился на покупке относительно недорогих вещей; простота, народность, непритязательность предметов придают особую ценность его собранию. С 1920-х гг. коллекция Гольдштейна считалась одной из самых представительных частных коллекций иудаики в Польше и насчитывала несколько тысяч предметов; она хранилась в ящиках и в выставочных витринах в квартире Гольдштейна.
+
Отец Гольдштейна был торговцем и занимался общинной деятельностью. Гольдштейн работал банковским служащим. В 1914–17 гг. жил в Вене.
-
В 1920 г. Гольдштейн составил каталог своей коллекции и отправил его экземпляр в Австрийский музей фольклора в Вене, предлагая продать собрание, но сделка не состоялась. В 1935 г. Гольдштейн в соавторстве с поэтом и критиком К. Дрезднером написал книгу «Еврейская народная культура и искусство в Польше». Книга включала сотни фотографий предметов из коллекции Гольдштейна и была выпущена тиражом в 1000 экземпляров за счет автора. В нее вошли предисловие [[Балабан, Меир|М. Балабана]] и эссе львовского историка Я. Шалла «Коллекционер и его коллекция».
+
С 15 лет собирал коллекцию польских монет и медалей (см. [[Нумизматика]]). В 1908 г. Гольдштейн был принят в Нумизматическое общество Вены, а в 1909 г. выступил с докладом о коллекциях Лемберга на всемирном конгрессе нумизматов.  
-
Несмотря на свою известность, Гольдштейн не был привлечен к работе Комиссии по сохранению еврейского искусства (создана в 1925 г.) и Музея еврейской общины (основана в 1934 г.) в Львове. После оккупации Львова Красной армией (сентябрь 1939 г.) советские власти закрыли все учреждения еврейской общины, в том числе музей, его собрание было передано в запасники Львовского музея художественных промыслов, а Гольдштейн стал хранителем собрания. С января 1940 г. он занялся каталогизацией предметов еврейского искусства. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики как Музей народного искусства и ремесел. После захвата Львова немецкими войсками (июнь 1941 г.) Гольдштейн передал свою коллекцию на хранение в Львовский музей искусств.
+
Во время многочисленных деловых поездок за рубеж Гольдштейн познакомился с деятельностью еврейских музеев в Вене и в Германии.
 +
 
 +
В 1910 г. Гольдштейн предложил Совету (Вааду) еврейской общины Лемберга программу создания в городе еврейского музея, который сохранил бы предметы еврейской культуры и истории, особенно евреев [[Галиция|Галиции]].
 +
 
 +
В 1911 г. Гольдштейн сформулировал цели и устав такого музея и стал собирать коллекцию, которая должна была включать книги, документы, картины, планы городских кварталов с еврейским населением, предметы культа и др. Совет еврейской общины города одобрил идею создания музея, но в тот период ничего не сделал для ее реализации.
 +
 
 +
Примерно в 1911 г. Гольдштейн основал в Лемберге Общество любителей еврейского искусства, а в 1914 г. организовал выставку работ [[Лилиен, Эфраим Моше|Э. М. Лилиена]], с которым Гольдштейна связывала долгая дружба. Работы художника (многие с дарственной надписью Гольдштейну от автора), а также 50 писем Лилиена вошли в собрание коллекционера. До середины 1930-х гг.
 +
 
 +
Гольдштейн собирал документы, фотографии, предметы еврейского искусства и этнографии. Поскольку денежные средства Гольдштейна были весьма скудны, он сосредоточился на покупке относительно недорогих вещей; простота, народность, непритязательность предметов придают особую ценность его собранию.
 +
 
 +
С 1920-х гг. коллекция Гольдштейна считалась одной из самых представительных частных коллекций иудаики в Польше и насчитывала несколько тысяч предметов; она хранилась в ящиках и в выставочных витринах в квартире Гольдштейна.
 +
 
 +
В 1920 г. Гольдштейн составил каталог своей коллекции и отправил его экземпляр в Австрийский музей фольклора в Вене, предлагая продать собрание, но сделка не состоялась.
 +
 
 +
В 1935 г. Гольдштейн в соавторстве с поэтом и критиком К. Дрезднером написал книгу «Еврейская народная культура и искусство в Польше». Книга включала сотни фотографий предметов из коллекции Гольдштейна и была выпущена тиражом в 1000 экземпляров за счет автора.
 +
 
 +
В нее вошли предисловие [[Балабан, Меир|М. Балабана]] и эссе львовского историка Я. Шалла «Коллекционер и его коллекция».
 +
 
 +
Несмотря на свою известность, Гольдштейн не был привлечен к работе Комиссии по сохранению еврейского искусства (создана в 1925 г.) и Музея еврейской общины (основана в 1934 г.) в Львове.  
 +
 
 +
После оккупации Львова Красной армией (сентябрь 1939 г.) советские власти закрыли все учреждения еврейской общины, в том числе музей, его собрание было передано в запасники Львовского музея художественных промыслов, а Гольдштейн стал хранителем собрания.  
 +
 
 +
С января 1940 г. он занялся каталогизацией предметов еврейского искусства. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики как Музей народного искусства и ремесел.  
 +
 
 +
После захвата Львова немецкими войсками (июнь 1941 г.) Гольдштейн передал свою коллекцию на хранение в Львовский музей искусств.
В декабре 1941 г. все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были помещены в [[Гетто|гетто]]. Гольдштейн по ходатайству руководителей львовских музеев получил особый статус квалифицированного специалиста, но впоследствии документы не были продлены, а возможно, Гольдштейн предпочел разделить судьбу своих близких: он умер, по-видимому, в концлагере в декабре 1942 г.
В декабре 1941 г. все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были помещены в [[Гетто|гетто]]. Гольдштейн по ходатайству руководителей львовских музеев получил особый статус квалифицированного специалиста, но впоследствии документы не были продлены, а возможно, Гольдштейн предпочел разделить судьбу своих близких: он умер, по-видимому, в концлагере в декабре 1942 г.
-
Сотрудники Львовского музея этнографии и художественных ремесел разыскали хранившуюся в запасниках коллекцию Гольдштейна и относящиеся к ней документы. В 1991 г. в городе Львове была организована выставка «Еврейское традиционное искусство 17 в. – начала 20 в.». В 1992 г. выставка экспонировалась в Киеве, в 1993 г. — в Кракове. По соглашению израильского и украинского правительств в 1994 г. в музее [[Бет hа-Тфуцот|Бет hа-тфуцот]] была проведена выставка «Сокровища еврейского искусства из Галиции» из собрания Львовского музея, большую часть которой составляла коллекция Гольдштейна.
+
Сотрудники Львовского музея этнографии и художественных ремесел разыскали хранившуюся в запасниках коллекцию Гольдштейна и относящиеся к ней документы.  
 +
 
 +
В 1991 г. в городе Львове была организована выставка «Еврейское традиционное искусство 17 в. – начала 20 в.».  
 +
 
 +
В 1992 г. выставка экспонировалась в Киеве, в 1993 г. — в Кракове. По соглашению израильского и украинского правительств в 1994 г. в музее [[Бет hа-Тфуцот|Бет hа-тфуцот]] была проведена выставка «Сокровища еврейского искусства из Галиции» из собрания Львовского музея, большую часть которой составляла коллекция Гольдштейна.
{{ElevenCopyRight|11252|ГОЛЬДШТЕЙН Максимилиан}}
{{ElevenCopyRight|11252|ГОЛЬДШТЕЙН Максимилиан}}
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]] 
+
 
[[Категория:Еврейское народное творчество]]
[[Категория:Еврейское народное творчество]]

Версия 16:29, 30 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Гольдштейн, Максимилиан (Goldstein, Maximilian; Мордехай; 1880, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне Львов, Украина, – 1942, ?), искусствовед, собиратель предметов еврейского быта и прикладного искусства.

Биографические сведения

Гольдштейн происходил из семьи Давида бен Шмуэля hа-Леви, автора книги «Турей захав» («Золотые столбцы»).

Отец Гольдштейна был торговцем и занимался общинной деятельностью. Гольдштейн работал банковским служащим. В 1914–17 гг. жил в Вене.

С 15 лет собирал коллекцию польских монет и медалей (см. Нумизматика). В 1908 г. Гольдштейн был принят в Нумизматическое общество Вены, а в 1909 г. выступил с докладом о коллекциях Лемберга на всемирном конгрессе нумизматов.

Во время многочисленных деловых поездок за рубеж Гольдштейн познакомился с деятельностью еврейских музеев в Вене и в Германии.

В 1910 г. Гольдштейн предложил Совету (Вааду) еврейской общины Лемберга программу создания в городе еврейского музея, который сохранил бы предметы еврейской культуры и истории, особенно евреев Галиции.

В 1911 г. Гольдштейн сформулировал цели и устав такого музея и стал собирать коллекцию, которая должна была включать книги, документы, картины, планы городских кварталов с еврейским населением, предметы культа и др. Совет еврейской общины города одобрил идею создания музея, но в тот период ничего не сделал для ее реализации.

Примерно в 1911 г. Гольдштейн основал в Лемберге Общество любителей еврейского искусства, а в 1914 г. организовал выставку работ Э. М. Лилиена, с которым Гольдштейна связывала долгая дружба. Работы художника (многие с дарственной надписью Гольдштейну от автора), а также 50 писем Лилиена вошли в собрание коллекционера. До середины 1930-х гг.

Гольдштейн собирал документы, фотографии, предметы еврейского искусства и этнографии. Поскольку денежные средства Гольдштейна были весьма скудны, он сосредоточился на покупке относительно недорогих вещей; простота, народность, непритязательность предметов придают особую ценность его собранию.

С 1920-х гг. коллекция Гольдштейна считалась одной из самых представительных частных коллекций иудаики в Польше и насчитывала несколько тысяч предметов; она хранилась в ящиках и в выставочных витринах в квартире Гольдштейна.

В 1920 г. Гольдштейн составил каталог своей коллекции и отправил его экземпляр в Австрийский музей фольклора в Вене, предлагая продать собрание, но сделка не состоялась.

В 1935 г. Гольдштейн в соавторстве с поэтом и критиком К. Дрезднером написал книгу «Еврейская народная культура и искусство в Польше». Книга включала сотни фотографий предметов из коллекции Гольдштейна и была выпущена тиражом в 1000 экземпляров за счет автора.

В нее вошли предисловие М. Балабана и эссе львовского историка Я. Шалла «Коллекционер и его коллекция».

Несмотря на свою известность, Гольдштейн не был привлечен к работе Комиссии по сохранению еврейского искусства (создана в 1925 г.) и Музея еврейской общины (основана в 1934 г.) в Львове.

После оккупации Львова Красной армией (сентябрь 1939 г.) советские власти закрыли все учреждения еврейской общины, в том числе музей, его собрание было передано в запасники Львовского музея художественных промыслов, а Гольдштейн стал хранителем собрания.

С января 1940 г. он занялся каталогизацией предметов еврейского искусства. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики как Музей народного искусства и ремесел.

После захвата Львова немецкими войсками (июнь 1941 г.) Гольдштейн передал свою коллекцию на хранение в Львовский музей искусств.

В декабре 1941 г. все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были помещены в гетто. Гольдштейн по ходатайству руководителей львовских музеев получил особый статус квалифицированного специалиста, но впоследствии документы не были продлены, а возможно, Гольдштейн предпочел разделить судьбу своих близких: он умер, по-видимому, в концлагере в декабре 1942 г.

Сотрудники Львовского музея этнографии и художественных ремесел разыскали хранившуюся в запасниках коллекцию Гольдштейна и относящиеся к ней документы.

В 1991 г. в городе Львове была организована выставка «Еврейское традиционное искусство 17 в. – начала 20 в.».

В 1992 г. выставка экспонировалась в Киеве, в 1993 г. — в Кракове. По соглашению израильского и украинского правительств в 1994 г. в музее Бет hа-тфуцот была проведена выставка «Сокровища еврейского искусства из Галиции» из собрания Львовского музея, большую часть которой составляла коллекция Гольдштейна.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОЛЬДШТЕЙН Максимилиан в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация