Гольдман, Нахум
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии:Сионизм» с помощью HotCat) |
||
Строка 85: | Строка 85: | ||
[[Категория:Конгрессы, учреждения, партии ]] | [[Категория:Конгрессы, учреждения, партии ]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии:Сионизм]] |
Версия 07:27, 30 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Гольдман, Нахум (Goldmann Nahum; 1895, Вишнево, Польша, ныне Беларусь, – 1982, Бад-Рейхенхалль, Германия), общественный деятель, один из лидеров сионистского движения.
Содержание |
Биографические сведения
С 1897 г. жил с родителями в Германии. В 1912–15 гг. изучал право в нескольких германских университетах.
В 1913 г. посетил Эрец-Исраэль. Свои впечатления описал на немецком языке в книге «Эрец-Исраэль, путевые записки из Палестины» (1914).
Во время Первой мировой войны возглавлял Еврейский отдел МИДа в Берлине и стремился заинтересовать германское правительство в создании еврейского национального очага в Палестине.
В 1919 г. защитил диссертацию на степень доктора права, в 1920 г. — доктора философии. Вместе с Я. Кляцкином издавал внефракционный журнал «Фрайе ционистише блеттер» (1920–22), в котором выступали М. Бейлинсон, Ш. Х. Бергман, А. Цвейг и другие.
Общественная и сионистская деятельность
В 1923 г. стал членом Радикальной сионистской фракции и возглавил ее борьбу против плана Х. Вейцмана сделать Еврейское агентство политической организацией.
В 1925 г. приступил (совместно с Я. Кляцкином) к изданию Еврейской энциклопедии. До 1933 г. было издано 10 томов на немецком языке и два тома на иврите.
В 1933 г. Гольдман покинул Германию и поселился в Женеве. В 1934 г. был избран председателем Комитета еврейских делегаций, а в 1935 г. стал представителем Еврейского агентства при Лиге Наций.
Вместе с С. Вайзом Гольдман был основателем Всемирного еврейского конгресса и на 1-м съезде (1936) был избран председателем его исполнительного совета.
В 1937 г. был сторонником плана раздела Палестины.
В начале Второй мировой войны Гольдман переехал в Нью-Йорк, играл активную роль в дипломатической и общественной деятельности, направленной на немедленное учреждение еврейского государства, с 1949 г. возглавлял американское отделение Еврейского агентства.
В 1948–56 гг. Гольдман занимал пост председателя исполнительного комитета Сионистской организации (совместно с Б. Локером).
В 1956 г. был избран президентом всемирной Сионистской организации и оставался на этом посту до 1968 г. После смерти С. Вайза (1949) Гольдман был также избран президентом Всемирного еврейского конгресса.
участии (вопреки сопротивлению значительной части израильской общественности) начались и были успешно завершены (1953) переговоры с канцлером ФРГ К. Аденауэром о выплате репараций Израилю и компенсаций жертвам нацизма (см. Репарации немецкие).
Гольдман выступил инициатором создания Всемирной конференции еврейских организаций (1958) как консультативного центра по проблемам еврейской жизни.
Гольдман был председателем 1-й Международной конференции в защиту советского еврейства (Париж, 1960).
Израильский период
В 1962 г. покинул США, поселился в Иерусалиме и принял израильское гражданство (1964), но во внутренней политической жизни страны не участвовал. С 1968 г. Гольдман был гражданином Швейцарии.
Идеологические расхождения с израильским правительством
Расхождения Гольдмана с израильским правительством и его лидерами (Д. Бен-Гурион, Голда Меир) по многим политическим вопросам и общему идеологическому подходу к их решению со временем все более усугублялись.
Гольдман полагал, что для быстрейшего достижения мира израильское правительство должно пойти на территориальные уступки, а в конфронтации стран западных демократий и коммунистического лагеря занимать позицию нейтралитета; он заявлял, что необходимо умерить критику как советских действий на Ближнем Востоке, так и политики советских властей по отношению к евреям, жившим в СССР.
Поддерживая приоритет еврейского государства в жизни еврейского народа, Гольдман противился тенденции тотального отрицания диаспоры.
По его мнению, борьба еврейского народа должна быть направлена на сохранение своей духовно-национальной самостоятельности не только в Израиле, но и в диаспоре, так как существованию еврейства угрожает не антисемитизм, а полная эмансипация и беспрецедентное экономическое процветание евреев западных стран после Второй мировой войны.
Разногласия Гольдмана с правительством Израиля значительно усилились после Шестидневной войны.
В 1968 г. Гольдман не выставил свою кандидатуру в президенты Сионистской организации, а в 1978 г. перестал быть президентом Всемирного еврейского конгресса.
Тем не менее он продолжал активно выступать в печати и с трибуны в США и странах Европы, все с большей настойчивостью утверждая, что нейтралитет и территориальные уступки укрепят международное положение Израиля и благотворно скажутся на развитии израильского общества.
Эта деятельность Гольдмана (особенно после Войны Судного дня и соглашений в Кемп-Дейвиде) вызвала резко отрицательную реакцию широкой израильской общественности и значительной части мирового еврейства.
Автор книг
Деятельность и взгляды Гольдмана нашли отражение в его книгах «Поколение крушения и восстановления» (1964), «Автобиография» (1969), «Куда идет Израиль» (1975) и других, изданных на английском, французском, идиш, иврите.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОЛЬДМАН Нахум в ЭЕЭ