Молин, Яаков бен Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Молин (ЭЕЭ)» в «Молин») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Молин» в «Молин Яаков бен Моше») |
Версия 12:30, 24 июля 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Молин (Moelin; Мёльн, Мелн) Яаков бен Моше (известен как מַהֲרִי"ל, Махарил — акроним словосочетания морену hа-рав Яаков hа-Леви, а также Махари Сегал и Махари Молин; 1360?, Майнц, – 1427, Вормс), галахический (см. Галаха) авторитет и глава еврейских общин в Германии, Австрии и Чехии. Религиозное образование получил сначала у отца, раввина в Майнце, затем продолжил учебу в Австрии, где его учителями были Меир бен Барух hа-Леви из Вены (умер в 1404 г.) и Шалом бен Ицхак. Шалом бен Ицхак и Яаков Молин были первыми раввинами, которым после восстановления института смихи Меиром бен Барухом было присвоено почетное звание морену (наш учитель). Унаследовав от отца пост раввина в Майнце (1387), Молин основал там иешиву, привлекавшую многочисленных учеников. Учащиеся жили в доме Молина, пользуясь материальной поддержкой руководителей еврейских общин Германии. Из этой иешивы впоследствии вышли крупнейшие талмудисты (см. Талмуд), например, Яаков бен Иехуда Вейль (первая половина 15 в.).
Как галахист Молин пользовался авторитетом среди всего ашкеназского (см. Ашкеназы) еврейства. Во время гуситских войн (1419–34) преследуемые католиками евреи различных земель (см. Вена) обращались к Молину с просьбой о заступничестве перед Богом. Молин наложил на все общины трехдневный пост (даже на грудных детей) и предпринял переговоры с властями, приведшие к прекращению преследований.
Галахические постановления Молина, наряду с постановлениями Исраэля Иссерлейна, легли в основу традиций немецкого еврейства. В своих постановлениях Молин принимал во внимание конкретные условия, в том числе экономическое положение общины; часто он выносил решение после всестороннего обсуждения вопроса с другими галахистами. Молин осуждал практику «покупки» должности раввина (зачастую людьми, не имевшими необходимой подготовки); он протестовал против пренебрежения изучением Торы и вынесения решений, основанных на сокращенных галахических трудах. В своих проповедях он особенно подчеркивал значение благотворительности с учетом заботы о достоинстве бедняков.
Молин занимался также астрономией, пользуясь оптическими приборами, и изучал труд провансальского математика и астронома 14 в. Иммануэля бен Яакова Бонфиса «Шеш кнафаим» («Шестокрыл»). Молин владел различными диалектами немецкого языка. На иврите он писал рифмованные стихи и пиюты. Хотя Молин, как и другие галахисты Германии, был далек от философии, он относился с известной долей терпимости к ошибкам, совершенным под ее влиянием.
Как хаззан Молин способствовал установлению традиции синагогального пения у ашкеназов. Некоторые молитвы (например, Кол Нидре) сохранили установленную им мелодию. Молин был противником каких-либо изменений в ритуале, в том числе и в мелодиях синагогальных молитв и пиютим.
Один из учеников Молина, — возможно, Элазар бен Яаков (см. ниже), — в течение многих лет записывавший слышанные от него галахические постановления, предписания и объяснения решений, собрал свои записи под названием «Минхагей Махарил» («Правила Махарила»), или «Сефер Махарил» («Книга Махарила»). Эта книга ходила в многочисленных списках (первое издание — Саббионета, 1556). Большинство перечисленных в ней правил были включены Моше Иссерлесом в его глоссы к Шулхан аруху Иосеф Каро. Некоторые респонсы Молина переписаны и упорядочены Элазаром бен Яаковом (первое издание — Венеция, 1549). Более полное собрание респонсов Молина сохранилось в рукописи, находящейся в Британском музее.