Лаври, Марк
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Лаври, Марк''' (Lavry, Marc; 1904, Рига, – 1967, Хайфа), композитор и дирижер. Рос в семье музыкантов. Учился в [[Рига|Риге]] (класс фортепиано Х. Шмидта) и [[Лейпциг|Лейпциге]] (дирижированию у Х. Шерхена /1891–1966/, сочинению у П. Гренера и Х. Грабнера, фортепиано у Р. Тайхмюллера). Брал также уроки композиции у А. Глазунова и дирижирования у [[Вальтер, Бруно|Б. Вальтера]]. В 1927–32 гг. дирижировал оркестрами в Саарбрюккене и [[Берлин|Берлине]], писал музыку для балетных композиций Р. Лабана, для театра и кино, в 1932–35 гг. руководил оркестром Латвийской национальной оперы и симфоническим оркестром в Риге, гастролировал во многих странах Европы и в Египте. Репатриировался в [[Эрец-Исраэль]] в 1935 г. В 1941–47 гг. был дирижером Палестинской народной оперы, в период [[Война За Независимость|Войны за Независимость]] — Народного симфонического оркестра. В 1950–59 гг. руководил музыкальной частью передач радиостанции Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]] Кол Цион ла-гола (`Голос Сиона для [[Диаспора|диаспоры]]`), с 1962 г. был дирижером Хайфского симфонического оркестра. | + | '''Лаври, Марк''' (Lavry, Marc; 1904, Рига, – 1967, Хайфа), композитор и дирижер. |
+ | === Биографические сведения === | ||
+ | |||
+ | Рос в семье музыкантов. Учился в [[Рига|Риге]] (класс фортепиано Х. Шмидта) и [[Лейпциг|Лейпциге]] (дирижированию у Х. Шерхена /1891–1966/, сочинению у П. Гренера и Х. Грабнера, фортепиано у Р. Тайхмюллера). Брал также уроки композиции у А. Глазунова и дирижирования у [[Вальтер, Бруно|Б. Вальтера]]. | ||
+ | === Творческий путь === | ||
+ | |||
+ | В 1927–32 гг. дирижировал оркестрами в Саарбрюккене и [[Берлин|Берлине]], писал музыку для балетных композиций Р. Лабана, для театра и кино, в 1932–35 гг. руководил оркестром Латвийской национальной оперы и симфоническим оркестром в Риге, гастролировал во многих странах Европы и в Египте. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Репатриировался в [[Эрец-Исраэль]] в 1935 г. В 1941–47 гг. был дирижером Палестинской народной оперы, в период [[Война За Независимость|Войны за Независимость]] — Народного симфонического оркестра. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1950–59 гг. руководил музыкальной частью передач радиостанции Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]] Кол Цион ла-гола (`Голос Сиона для [[Диаспора|диаспоры]]`), с 1962 г. был дирижером Хайфского симфонического оркестра. | ||
+ | === Особенности творчества === | ||
Лаври — один из первых авторов популярных в Израиле массовых песен 1930–50-х гг. В своем творчестве Лаври сочетал древние элементы ближневосточного [[Фольклорсодержание|фольклора]] (который он записывал и исследовал) с восточноевропейскими еврейскими мелодиями и, по его словам, стремился «воспевать Страну Израиля — юную, строящуюся, но также и древнюю, библейскую — столь далекую и столь близкую нам». | Лаври — один из первых авторов популярных в Израиле массовых песен 1930–50-х гг. В своем творчестве Лаври сочетал древние элементы ближневосточного [[Фольклорсодержание|фольклора]] (который он записывал и исследовал) с восточноевропейскими еврейскими мелодиями и, по его словам, стремился «воспевать Страну Израиля — юную, строящуюся, но также и древнюю, библейскую — столь далекую и столь близкую нам». | ||
+ | === Произведения Лаври === | ||
Среди 349 произведений Лаври: оперы, в том числе первая опера на местную тему «Дан hа-шомер» («Страж Дан», 1945; либретто [[Брод, Макс|М. Брода]] по пьесе [[Шалом, Шин|Ш. Шалома]]), и «Тамар в-Ихуда» («Тамар и Иехуда», 1958); вокально-симфоническая оратория «Шир hа-ширим» («Песнь Песней»; либретто М. Брода), «Эстер» («Эсфирь», 1951–52), «Аводат hа-кодеш ле-шаббат» («Субботняя литургия», 1951–52), «Ал нахарот Бавел» («У рек Вавилонских»), «Менахем Мендл — фантазер» (по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]]); песни для хора с оркестром; сочинения для оркестра — четыре симфонии, в том числе «Варшавское гетто» (1945) и «Освобождение» (1949), посвященное героям Войны за Независимость, с хором на тексты израильских поэтов А. Бройдеса (1907–79) и [[Хамеири, Авигдор|А. Хамеири]]; симфонические поэмы «Эмек» («Долина», 1937, основанная на одноименной песне Лаври) и «Сталинград» (1943, первое исполнение — в 1946 г., Москва); сюита «Израильские сельские танцы» (1953), каприччио «Ба-шемеш» («На солнце», 1966); концерты для фортепиано (на израильские темы, 1945 и 1947 гг.), для скрипки, скрипки и альта, флейты, арфы, концертино для губной гармоники; музыка к спектаклям. | Среди 349 произведений Лаври: оперы, в том числе первая опера на местную тему «Дан hа-шомер» («Страж Дан», 1945; либретто [[Брод, Макс|М. Брода]] по пьесе [[Шалом, Шин|Ш. Шалома]]), и «Тамар в-Ихуда» («Тамар и Иехуда», 1958); вокально-симфоническая оратория «Шир hа-ширим» («Песнь Песней»; либретто М. Брода), «Эстер» («Эсфирь», 1951–52), «Аводат hа-кодеш ле-шаббат» («Субботняя литургия», 1951–52), «Ал нахарот Бавел» («У рек Вавилонских»), «Менахем Мендл — фантазер» (по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]]); песни для хора с оркестром; сочинения для оркестра — четыре симфонии, в том числе «Варшавское гетто» (1945) и «Освобождение» (1949), посвященное героям Войны за Независимость, с хором на тексты израильских поэтов А. Бройдеса (1907–79) и [[Хамеири, Авигдор|А. Хамеири]]; симфонические поэмы «Эмек» («Долина», 1937, основанная на одноименной песне Лаври) и «Сталинград» (1943, первое исполнение — в 1946 г., Москва); сюита «Израильские сельские танцы» (1953), каприччио «Ба-шемеш» («На солнце», 1966); концерты для фортепиано (на израильские темы, 1945 и 1947 гг.), для скрипки, скрипки и альта, флейты, арфы, концертино для губной гармоники; музыка к спектаклям. | ||
Строка 33: | Строка 47: | ||
{{ElevenCopyRight|12298|ЛАВРИ Марк}} | {{ElevenCopyRight|12298|ЛАВРИ Марк}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Музыка]] | [[Категория:Музыка]] |
Версия 17:41, 21 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Лаври, Марк (Lavry, Marc; 1904, Рига, – 1967, Хайфа), композитор и дирижер.
Содержание |
Биографические сведения
Рос в семье музыкантов. Учился в Риге (класс фортепиано Х. Шмидта) и Лейпциге (дирижированию у Х. Шерхена /1891–1966/, сочинению у П. Гренера и Х. Грабнера, фортепиано у Р. Тайхмюллера). Брал также уроки композиции у А. Глазунова и дирижирования у Б. Вальтера.
Творческий путь
В 1927–32 гг. дирижировал оркестрами в Саарбрюккене и Берлине, писал музыку для балетных композиций Р. Лабана, для театра и кино, в 1932–35 гг. руководил оркестром Латвийской национальной оперы и симфоническим оркестром в Риге, гастролировал во многих странах Европы и в Египте.
Репатриировался в Эрец-Исраэль в 1935 г. В 1941–47 гг. был дирижером Палестинской народной оперы, в период Войны за Независимость — Народного симфонического оркестра.
В 1950–59 гг. руководил музыкальной частью передач радиостанции Всемирной сионистской организации Кол Цион ла-гола (`Голос Сиона для диаспоры`), с 1962 г. был дирижером Хайфского симфонического оркестра.
Особенности творчества
Лаври — один из первых авторов популярных в Израиле массовых песен 1930–50-х гг. В своем творчестве Лаври сочетал древние элементы ближневосточного фольклора (который он записывал и исследовал) с восточноевропейскими еврейскими мелодиями и, по его словам, стремился «воспевать Страну Израиля — юную, строящуюся, но также и древнюю, библейскую — столь далекую и столь близкую нам».
Произведения Лаври
Среди 349 произведений Лаври: оперы, в том числе первая опера на местную тему «Дан hа-шомер» («Страж Дан», 1945; либретто М. Брода по пьесе Ш. Шалома), и «Тамар в-Ихуда» («Тамар и Иехуда», 1958); вокально-симфоническая оратория «Шир hа-ширим» («Песнь Песней»; либретто М. Брода), «Эстер» («Эсфирь», 1951–52), «Аводат hа-кодеш ле-шаббат» («Субботняя литургия», 1951–52), «Ал нахарот Бавел» («У рек Вавилонских»), «Менахем Мендл — фантазер» (по Шалом Алейхему); песни для хора с оркестром; сочинения для оркестра — четыре симфонии, в том числе «Варшавское гетто» (1945) и «Освобождение» (1949), посвященное героям Войны за Независимость, с хором на тексты израильских поэтов А. Бройдеса (1907–79) и А. Хамеири; симфонические поэмы «Эмек» («Долина», 1937, основанная на одноименной песне Лаври) и «Сталинград» (1943, первое исполнение — в 1946 г., Москва); сюита «Израильские сельские танцы» (1953), каприччио «Ба-шемеш» («На солнце», 1966); концерты для фортепиано (на израильские темы, 1945 и 1947 гг.), для скрипки, скрипки и альта, флейты, арфы, концертино для губной гармоники; музыка к спектаклям.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛАВРИ Марк в ЭЕЭ