Эсав
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=1 |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР= | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | + | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
|АВТОР2= | |АВТОР2= | ||
- | | | + | |ТЕМА= |
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
|ВИКИПЕДИЯ= | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
- | | | + | |ИСТОЧНИК= |
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | + | }} | |
- | + | ||
- | }} | + | |
- | |||
- | |||
- | + | '''Эсав''' (синод. Исав) ({{lang-he|עֵשָׂו}} (Esav, ʿĒśāw), «волосатый»; {{lang-el|Ἡσαῦ}}) - первенец [[Ицхак]]а (Исаака) и [[Ревекка|Ревекки]], близнец [[Яаков (он же Израиль), праотец еврейского народа|Йакова]] (Иакова). | |
+ | == Имена == | ||
+ | Имя '''Эсав''' (עֵשָׂו) восходит к слову שֵׂעָר (саар) - "волосы", ведь, родился он "весь [покрытый] волосами, словно одеянием" (Берешит, 25:25). | ||
- | + | Имя '''Эдом''' (אֱדוֹם) означает не цвет волос (хотя он и был рыжим), а цвет похлёбки (הָאָדֹם), на которую он обменял первородство (см. ниже). Отсюда название эдомитян (идумеев; Быт. 36:1, 8–9). | |
- | + | == Эсав в Торе == | |
+ | Книга [[Берешит]] описывает Эсава, любимого сына Ицхака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Йакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27). Согласно библейскому рассказу, Бог открыл беременной Ревекке, что близнецы станут родоначальниками двух народов и народ, который произойдет от старшего из близнецов, будет в подчинении у потомков младшего (Быт. 25:22–23). Это пророчество в известном смысле отразилось на судьбе самих братьев: Йаков за чечевичную похлебку выкупил у голодного Эсава право первородства (Быт. 25:29–34) и под видом Эсава получил от отца благословение, предназначенное первенцу (Быт. 27:1–30). Вместо благословения первенца на долю Эсава выпало благословение, звучащее эхом предсказания, полученного Ревеккой, однако в последних словах Ицхака старшему сыну (Быт. 27:40) слышится намек на восстановление независимости Эдома при [[Соломон|Соломоне]] и [[Иорам|Иораме]] (I Ц. 11:14, 25; II Ц. 8:20–22). | ||
- | + | Эсав вознамерился убить Йакова, однако тот, по совету матери, отправился к брату Ревекки, [[Лаван]]у. Эсав со своими тремя женами, две из которых были [[ханаан]]еянками, а третья — дочерью [[Ишмаэль (Пятикнижие)|Ишмаэля]], с детьми, скотом и имуществом переселился в [[Сеир|Сеир]]. Когда после 20-летнего отсутствия Иаков вернулся в родные края, Эсав вышел ему навстречу и радушно принял брата. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | | | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | В сказаниях об Эсаве отразилась напряженность отношений между сынами Израиля (Йакова) и Эсава (Эдома). Эта персонификация используется также в книгах пророков (Амос 1:11). | ||
+ | == Эсав в других источниках == | ||
+ | Много внимания уделяется Эсаву в [[Аггада|Аггаде]]. Ставя ему в заслугу почитание Ицхака и подчеркивая искренность слез, пролитых Эсавом по отобранному у него обманом благословению отца (Втор. Р. 1:14; Танх., Кдошим 15), аггадические источники ([[Мидраш]] Дварим Раба 1:14; [[Мидраш Танхума]], разд. Кдошим 15) вместе с тем отражают в основном сложившееся в народном сознании представление об Эсаве как об олицетворении греховности и зла, прародителе исторических врагов и угнетателей еврейского народа. | ||
+ | Эсав предстает носителем «всех ненавистных Господу грехов» (Танх., Толдот 8); на его руках воспитывался [[Амалек]], приходившийся ему внуком (Быт. 36:12), родоначальник [[Амалекитяне|амалекитян]], злейших врагов Израиля, и ему Эсав наказал отомстить потомкам Йакова за нанесенную ему обиду (Втор. Р. 2:13; Ял. Шим., Хуккат 764). | ||
- | [[ | + | Ненавистный евреям царь [[Ирод]] был эдомитянином, и в талмудических источниках «злодейская» Римская империя почти всегда именуется [[Эдом]]ом, а ее правители [[Тит, Флавий Веспасиан|Тит]] и [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] символически трактуются как его наследники (Гит. 56б, 57б; ТИ., Таан. 4:8, 68г). И имя Эсава иногда употребляется как название страны и народа Эдома, например, {{Библия|Иер|49:10}}; {{Библия|Авд|6}}; встречаем также «горы Эсава», «дом Эсава» ({{Библия|Авд|8:18}}). |
- | [[ | + | |
- | + | В средние века эта метафорика распространилась в еврейской традиции на христианские государства, преследовавшие евреев. | |
- | + | == См. также == | |
- | + | [[Толдот (недельный раздел)]] | |
- | [[ | + | [[Эдом (древнее государство)]] |
- | [[ | + | {{ElevenCopyRight|11849|ИСАВ}} |
- | + | ||
- | + | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | |
- | [[ | + | [[Категория:Библейские сюжеты]] |
- | [[ | + | [[Категория:Библейские персонажи]] |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Версия 07:30, 20 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Эсав (синод. Исав) (ивр. עֵשָׂו (Esav, ʿĒśāw), «волосатый»; греч. Ἡσαῦ) - первенец Ицхака (Исаака) и Ревекки, близнец Йакова (Иакова).
Содержание |
Имена
Имя Эсав (עֵשָׂו) восходит к слову שֵׂעָר (саар) - "волосы", ведь, родился он "весь [покрытый] волосами, словно одеянием" (Берешит, 25:25).
Имя Эдом (אֱדוֹם) означает не цвет волос (хотя он и был рыжим), а цвет похлёбки (הָאָדֹם), на которую он обменял первородство (см. ниже). Отсюда название эдомитян (идумеев; Быт. 36:1, 8–9).
Эсав в Торе
Книга Берешит описывает Эсава, любимого сына Ицхака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Йакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27). Согласно библейскому рассказу, Бог открыл беременной Ревекке, что близнецы станут родоначальниками двух народов и народ, который произойдет от старшего из близнецов, будет в подчинении у потомков младшего (Быт. 25:22–23). Это пророчество в известном смысле отразилось на судьбе самих братьев: Йаков за чечевичную похлебку выкупил у голодного Эсава право первородства (Быт. 25:29–34) и под видом Эсава получил от отца благословение, предназначенное первенцу (Быт. 27:1–30). Вместо благословения первенца на долю Эсава выпало благословение, звучащее эхом предсказания, полученного Ревеккой, однако в последних словах Ицхака старшему сыну (Быт. 27:40) слышится намек на восстановление независимости Эдома при Соломоне и Иораме (I Ц. 11:14, 25; II Ц. 8:20–22).
Эсав вознамерился убить Йакова, однако тот, по совету матери, отправился к брату Ревекки, Лавану. Эсав со своими тремя женами, две из которых были ханаанеянками, а третья — дочерью Ишмаэля, с детьми, скотом и имуществом переселился в Сеир. Когда после 20-летнего отсутствия Иаков вернулся в родные края, Эсав вышел ему навстречу и радушно принял брата.
В сказаниях об Эсаве отразилась напряженность отношений между сынами Израиля (Йакова) и Эсава (Эдома). Эта персонификация используется также в книгах пророков (Амос 1:11).
Эсав в других источниках
Много внимания уделяется Эсаву в Аггаде. Ставя ему в заслугу почитание Ицхака и подчеркивая искренность слез, пролитых Эсавом по отобранному у него обманом благословению отца (Втор. Р. 1:14; Танх., Кдошим 15), аггадические источники (Мидраш Дварим Раба 1:14; Мидраш Танхума, разд. Кдошим 15) вместе с тем отражают в основном сложившееся в народном сознании представление об Эсаве как об олицетворении греховности и зла, прародителе исторических врагов и угнетателей еврейского народа.
Эсав предстает носителем «всех ненавистных Господу грехов» (Танх., Толдот 8); на его руках воспитывался Амалек, приходившийся ему внуком (Быт. 36:12), родоначальник амалекитян, злейших врагов Израиля, и ему Эсав наказал отомстить потомкам Йакова за нанесенную ему обиду (Втор. Р. 2:13; Ял. Шим., Хуккат 764).
Ненавистный евреям царь Ирод был эдомитянином, и в талмудических источниках «злодейская» Римская империя почти всегда именуется Эдомом, а ее правители Тит и Адриан символически трактуются как его наследники (Гит. 56б, 57б; ТИ., Таан. 4:8, 68г). И имя Эсава иногда употребляется как название страны и народа Эдома, например, Иер.49:10; Авд.6; встречаем также «горы Эсава», «дом Эсава» (Авд.8:18).
В средние века эта метафорика распространилась в еврейской традиции на христианские государства, преследовавшие евреев.