Мирьям
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→В преданиях: дополнение) |
м (→Библия: дополнение) |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
'''Мариам''' ({{lang-he|מירים}}, ''Мириам''; в [[Септуагинта|Септуагинте]] Μαριάμ, в [[Вульгата|Вульгате]] Maria), дочь [[Амрам]]а и [[Иохаведа|Иохаведы]] — Мариам-пророчица, старшая сестра [[Аарон]]а и [[Моисей|Моисея]] ({{Библия|Исх|15:20}}). | '''Мариам''' ({{lang-he|מירים}}, ''Мириам''; в [[Септуагинта|Септуагинте]] Μαριάμ, в [[Вульгата|Вульгате]] Maria), дочь [[Амрам]]а и [[Иохаведа|Иохаведы]] — Мариам-пророчица, старшая сестра [[Аарон]]а и [[Моисей|Моисея]] ({{Библия|Исх|15:20}}). | ||
- | == | + | == Биография Мириам == |
- | + | Еврейская традиция отождествляет Мирьям с упоминаемой в Исх. 2:2–8 сестрой [[Моше]], которая посоветовала дочери фараона, нашедшей младенца, взять для него еврейскую кормилицу. Но поскольку Мирьям названа последней в перечне детей Амрама от Иохевед, она должна быть младше Моисея: если это так, то упоминаемая в Исх. 2:2–8 сестра Моше была, по-видимому, дочерью Амрама от другой жены. | |
- | О жизни Мириам в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мириам пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин ({{Библия|Исх|15:20|, 21}}). | + | Впервые Мириам упоминается в рассказе о раннем детстве Моше. Когда его мать, в силу жестокого приказа фараона, не могла дольше держать у себя своего трёхмесячного мальчика и принуждена была оставить его на реке, старшая дочь Мириам издалека наблюдала за опущенным в [[Нил]] в корзине малюткой, и когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка. |
+ | |||
+ | О жизни Мириам в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мириам пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин ({{Библия|Исх|15:20|, 21}}) - в этом фрагменте впервые названа по имени. | ||
+ | |||
+ | Еще раз Мирьям упоминается в Чис. 12, где она при поддержке [[Аарон]]а выступает против исключительного права Моисея говорить от имени Бога (ср. Чис. 11:25–30). На основе анализа этой главы можно полагать, что имя Аарона было включено позднее и что только Мирьям бросила вызов авторитету Моисея или, по меньшей мере, стояла во главе недовольных. Библейский текст как будто предполагает, что причиной этому была женитьба Моисея на эфиопке ({{Библия|Чис|12:1}}, однако многие исследователи считают, что и это — позднейшая интерполяция | ||
+ | |||
+ | Так или иначе, лишь одна Мирьям была наказана [[Проказа|проказой]] и только после мольбы Моисея излечилась. Наказание Мирьям упоминается также во Втор. 24:9. Мирьям умерла и была похоронена в [[Кадеш|Кадеше]] (Чис. 20:1). Пророк [[Миха]] (6:4) называет Моше, Аарона и Мирьям тремя вождями [[Исход Из Египта|Исхода]]. | ||
Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моисея ({{Библия|Чис|12:5|—8}}). Тем не менее она, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне ({{Библия|Мих|6:4}}). | Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моисея ({{Библия|Чис|12:5|—8}}). Тем не менее она, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне ({{Библия|Мих|6:4}}). |
Версия 17:29, 18 июля 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Мариам (ивр. מירים, Мириам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria), дочь Амрама и Иохаведы — Мариам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея (Исх.15:20).
Содержание |
Биография Мириам
Еврейская традиция отождествляет Мирьям с упоминаемой в Исх. 2:2–8 сестрой Моше, которая посоветовала дочери фараона, нашедшей младенца, взять для него еврейскую кормилицу. Но поскольку Мирьям названа последней в перечне детей Амрама от Иохевед, она должна быть младше Моисея: если это так, то упоминаемая в Исх. 2:2–8 сестра Моше была, по-видимому, дочерью Амрама от другой жены.
Впервые Мириам упоминается в рассказе о раннем детстве Моше. Когда его мать, в силу жестокого приказа фараона, не могла дольше держать у себя своего трёхмесячного мальчика и принуждена была оставить его на реке, старшая дочь Мириам издалека наблюдала за опущенным в Нил в корзине малюткой, и когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка.
О жизни Мириам в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мириам пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин (Исх.15:20, 21) - в этом фрагменте впервые названа по имени.
Еще раз Мирьям упоминается в Чис. 12, где она при поддержке Аарона выступает против исключительного права Моисея говорить от имени Бога (ср. Чис. 11:25–30). На основе анализа этой главы можно полагать, что имя Аарона было включено позднее и что только Мирьям бросила вызов авторитету Моисея или, по меньшей мере, стояла во главе недовольных. Библейский текст как будто предполагает, что причиной этому была женитьба Моисея на эфиопке (Чис.12:1, однако многие исследователи считают, что и это — позднейшая интерполяция
Так или иначе, лишь одна Мирьям была наказана проказой и только после мольбы Моисея излечилась. Наказание Мирьям упоминается также во Втор. 24:9. Мирьям умерла и была похоронена в Кадеше (Чис. 20:1). Пророк Миха (6:4) называет Моше, Аарона и Мирьям тремя вождями Исхода.
Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моисея (Чис.12:5—8). Тем не менее она, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне (Мих.6:4).
Мириам умерла на 40-м году после Исхода из Египта в месте Кадеш, где и была похоронена (Чис.20:1).
Мидраши
Мириам родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев непосильными налогами (ср. Исх. 1:14), поэтому её имя может также означать «горькие».[1]
Она называлась также «Пуа» и, подобно своей матери, была повивальной бабкой[2], в возрасте пяти лет она была уже в состоянии помогать последней.[3]
Мириам имела смелость сказать фараону, что он может быть наказан Богом за жестокое отношение к Израилю, чем подвергла свою жизнь большой опасности.[4]
Когда её отец, Амрам, отдалился от её матери ввиду жестокого распоряжения об избиении младенцев, Мириам уговорила отца вернуться к матери;[5] она пела и плясала в день вторичного брака своих родителей.[6] Она предсказала отцу, что у него родится сын, который освободит Израиля от египетского рабства. Когда родился Моисей, её отец поцеловал дочь, говоря: «Твое пророчество, моя дочь, исполнилось». Но потом, когда пришлось бросить ребенка в реку, родители стали упрекать её. Мириам пошла к реке (Исx. 2:4), чтобы видеть, каким образом сбудется ее пророчество.[7]
Мириам называлась также именами: Эфрат, Хела, Наара, Азува, Иериот, Цогар, Церет, Этнан и Ахархел [8], которые даны были ей по различным поводам:[9] Мириам была женой Калева бен-Иефуне или бен-Хецрон, которому родила сына Ора (Хура).[10] Когда она подурнела (отсюда её имя Хела), муж бросил её (отсюда имя Азува); но после она поправилась, выглядела совсем молодой (отсюда имя Наара), и она вернулась в дом мужа.[11]
Мириам была прародительницей Веселеила (Бецалеля), строителя Скинии и царя Давида. (ср. неясный текст I Хр. 2:18–20)
Когда Мириам злословила на своего брата Моисея,[12] она преследовала лишь благую цель продолжения рода человеческого.[13] Евреи ждали из-за Мириам семь дней, пока она была изолирована, так как и она оставалась из-за Моисея у реки (Исх. 2:4).
Мириам считается также спасительницей Израиля.[14] За заслуги Мириам евреев в пустыне сопровождал чудесный источник (колодец Мириам) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам этот источник исчез.[15]
Мириам, подобно Моисею и Аарону, умерла от от поцелуя Бoга,[16] так как ангел смерти не имел власти над ней; черви также не могут коснуться её тела.[17] Агада говорит, что Мириам, подобно Моисею и Аарону, умерла за грех у вод Меривы[18]. Однако, согласно Торе и другой агаде, недостаток воды ощущался евреями лишь после смерти Мириам, когда исчез чудесный колодец.[19]
Примечания
- ↑ Мидраш Шемот Раба II, 11
- ↑ ср. Исх. 1:15
- ↑ Мидраш Шемот Раба I, 17
- ↑ Мидраш Шемот Раба I
- ↑ Мидраш Шемот Раба I; Талмуд, Сота 12а
- ↑ Мидраш Шемот Раба I, 23; Талмуд, Баба Батра 120а
- ↑ Мидраш Шемот Раба I, 36; Талмуд, Сота 12б—13а
- ↑ ср. 1Пар. 2:18—21; 4:5—8
- ↑ Мидраш Шемот Раба I, 21; Талмуд, Сота 11б—12a
- ↑ ср. 1Пар. 2:18—21
- ↑ Мидраш Шемот Раба I, 21
- ↑ ср. Чис. 12
- ↑ Мидраш Дварим Раба VI, 6
- ↑ Мидраш Шемот Раба XXVI, 1
- ↑ Талмуд, Таанит 9а
- ↑ Талмуд, Моэд Катан 23а
- ↑ Талмуд, Баба Батра 17а
- ↑ ср. Чис. 20:7—13
- ↑ Мидраш Вайикра Раба XXXI, 5
Источники
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ca:Míriam
cs:Miriam da:Mirjamfa:مریم یاغیja:ミリアム lb:Mirjam hu:Mirjam nl:Mirjam no:Miriam pl:Miriam fi:Mirjam sv:Mirjam
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.