Исаак Исраэли
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
(→Ссылки: оформление) |
||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 4 | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 4 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 15: | ||
- | '''Исаа́к бен Соломо́н Исраэли́''' ({{lang-he|ר' יצחק בן שלמה הישראלי }} — Ицха́к бен Шломо́ | + | '''Исаа́к бен Соломо́н Исраэли́''' ({{lang-he|ר' יצחק בן שלמה הישראלי }} — Ицха́к бен Шломо́ hа-Исреэли́) (около [[850]], [[Египет]] — [[950]], Кайруан, [[Тунис]]) — еврейский врач, философ-[[неоплатоник]] и комментатор [[ТаНаХ|Писания]]. |
- | Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно 50 лет, он переехал в Кайруан (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайд Аллаха ал-Махди — основателя династии [[Фатимиды|Фатимидов]]. | + | Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно 50 лет, он переехал в [[Кайруан]] (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайд Аллаха ал-Махди — основателя династии [[Фатимиды|Фатимидов]]. |
Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. | Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. | ||
Строка 27: | Строка 28: | ||
* Главное сочинение Исаака Исраэли — «Книга о первоэлементах» («Kitab al Istiksat»). Написанное по-арабски, оно было переведено на [[иврит]] под заглавием «Sefer haYesodoth» и на [[латынь]] под заглавием «De Elementis». | * Главное сочинение Исаака Исраэли — «Книга о первоэлементах» («Kitab al Istiksat»). Написанное по-арабски, оно было переведено на [[иврит]] под заглавием «Sefer haYesodoth» и на [[латынь]] под заглавием «De Elementis». | ||
* «Книга определений и описаний» ({{lang-ar|}}«Kitab al-Hudud wal Rusum», {{lang-he|}}«Sefer haHagdaroth»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям. | * «Книга определений и описаний» ({{lang-ar|}}«Kitab al-Hudud wal Rusum», {{lang-he|}}«Sefer haHagdaroth»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям. | ||
+ | |||
+ | Об этом и предыдущем трудах [[Маймонид]] отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников. | ||
+ | |||
* Комментарии к [[Книга Бытия|Книге Бытия]] | * Комментарии к [[Книга Бытия|Книге Бытия]] | ||
* Комментарии к «[[Сефер Йецира]]» («Книга Творения»), мистического сочинения, старейшей известной работы по [[Каббала|Каббале]]. | * Комментарии к «[[Сефер Йецира]]» («Книга Творения»), мистического сочинения, старейшей известной работы по [[Каббала|Каббале]]. | ||
Строка 56: | Строка 60: | ||
Когда Исраэли говорит, что четырем элементам не предшествует ничего кроме Всемогущества Бога, он имеет в виду, что процесс изменения и становления в подлунном мире прекращается, когда элементы достигают своего верхнего предела. То, что находится выше элементов, принадлежит к [[Интеллигибельность|интеллигибельному]] миру; и процесс возникновения одного элемента из другого — это духовный процесс, эманация. Сфера (небо) находится на границе телесного и интеллигибельного, и сама является продуктом эманации, хотя и создает элементы своим движением — это процесс, который нельзя сравнить ни с эманацией, ни с возникновением и разложением (уничтожением) в подлунном мире. | Когда Исраэли говорит, что четырем элементам не предшествует ничего кроме Всемогущества Бога, он имеет в виду, что процесс изменения и становления в подлунном мире прекращается, когда элементы достигают своего верхнего предела. То, что находится выше элементов, принадлежит к [[Интеллигибельность|интеллигибельному]] миру; и процесс возникновения одного элемента из другого — это духовный процесс, эманация. Сфера (небо) находится на границе телесного и интеллигибельного, и сама является продуктом эманации, хотя и создает элементы своим движением — это процесс, который нельзя сравнить ни с эманацией, ни с возникновением и разложением (уничтожением) в подлунном мире. | ||
- | Душа следует за Разумом и подразделяется на высший и низший уровень — последний Исраэли называет Сферой или Природой. Следуя [[Теология Аристотеля|«Теологии Аристотеля»]], Исраэли переносит аристотелевскую структуру индивидуальной души (словесная (logistikÒn), животная, растительная) на универсальную (всеобщую) душу, связывая с этими тремя ипостасями души Сферу как последнюю квазидуховную субстанцию. Когда мы достигаем Сферы, процесс затемнения заходит настолько далеко, что произведенное становится материальным и доступным для зрительного восприятия. Разум и три Души, проистекающие из него по порядку, не индивидуальны, а имеют космический характер, как это представлял себе и [[Плотин]]. | + | Душа следует за Разумом и подразделяется на высший и низший уровень — последний Исраэли называет Сферой или Природой. Достигая высшей ступени, душа испытывает блаженство [[Рай|рая]], в [[Ад|ад]] же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира. |
+ | |||
+ | Следуя [[Теология Аристотеля|«Теологии Аристотеля»]], Исраэли переносит аристотелевскую структуру индивидуальной души (словесная (logistikÒn), животная, растительная) на универсальную (всеобщую) душу, связывая с этими тремя ипостасями души Сферу как последнюю квазидуховную субстанцию. Когда мы достигаем Сферы, процесс затемнения заходит настолько далеко, что произведенное становится материальным и доступным для зрительного восприятия. Разум и три Души, проистекающие из него по порядку, не индивидуальны, а имеют космический характер, как это представлял себе и [[Плотин]]. | ||
== Литература == | == Литература == | ||
Строка 67: | Строка 73: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | |||
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=323&letter=I Биография] в «Jewish Encyclopedia» | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=323&letter=I Биография] в «Jewish Encyclopedia» | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|11859|ИСРАЭЛИ}} | |
- | + | ||
- | + | ||
+ | [[Категория:Еврейская философия]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | |||
[[Категория: Философы по алфавиту]] | [[Категория: Философы по алфавиту]] | ||
[[Категория:Еврейские философы]] | [[Категория:Еврейские философы]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
{{Link GA|de}} | {{Link GA|de}} | ||
- | [[ar:إسحاق بن سليمان الإسرائيلي]] | + | <!-- [[ar:إسحاق بن سليمان الإسرائيلي]] |
[[de:Isaak ben Salomon Israeli]] | [[de:Isaak ben Salomon Israeli]] | ||
[[en:Isaac Israeli ben Solomon]] | [[en:Isaac Israeli ben Solomon]] | ||
Строка 95: | Строка 96: | ||
[[pl:Izaak ben Salomon Izraeli]] | [[pl:Izaak ben Salomon Izraeli]] | ||
[[sk:Isaak ben Salomon Israeli]] | [[sk:Isaak ben Salomon Israeli]] | ||
- | [[uk:Ізраелі Ісаак]] | + | [[uk:Ізраелі Ісаак]] --> |
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{checked_final}} |
Текущая версия на 21:46, 17 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Исаа́к бен Соломо́н Исраэли́ (ивр. ר' יצחק בן שלמה הישראלי — Ицха́к бен Шломо́ hа-Исреэли́) (около 850, Египет — 950, Кайруан, Тунис) — еврейский врач, философ-неоплатоник и комментатор Писания.
Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно 50 лет, он переехал в Кайруан (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайд Аллаха ал-Махди — основателя династии Фатимидов.
Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии.
Исраэли поддерживал связь с великими еврейскими мудрецами своего поколения, такими как рабби Саадия Гаон, который интересовался его мнением по различным вопросам.
Содержание |
Основные сочинения
- Христианские схоласты средневековой Европы знали его как еврейского врача и философа. Исаака Исраэли написал на арабском трактаты по медицине, философии, логике и физике, которые были переведены в Средние века на иврит, испанский и латинский языки, благодаря чему о нем узнали Альберт Великий, Фома Аквинский, Винсент Бовэзский и др.
- Главное сочинение Исаака Исраэли — «Книга о первоэлементах» («Kitab al Istiksat»). Написанное по-арабски, оно было переведено на иврит под заглавием «Sefer haYesodoth» и на латынь под заглавием «De Elementis».
- «Книга определений и описаний» (араб. «Kitab al-Hudud wal Rusum», ивр. «Sefer haHagdaroth»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.
Об этом и предыдущем трудах Маймонид отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников.
- Комментарии к Книге Бытия
- Комментарии к «Сефер Йецира» («Книга Творения»), мистического сочинения, старейшей известной работы по Каббале.
- Медицинские трактаты. Некоторые из них в 1087 году были переведены на латынь христианским монахом Константином Карфагенским. В дальнейшем они использовались без имени автора в качестве учебников в медицинской школе в Салерно, (старейшем университете) Западной Европы. Имя автора стало известно не раньше 1515, когда в Лионе были опубликованы «Opera Omnia Isaci».
Философские воззрения
Исаак Исраэли определял философию в качестве приближения к Богу. Он подчеркивал свою веру в Сотворение мира из ничего. По его мнению, причина существования мира — мудрость и благость Творца, которые Он желал проявить в мире.
Исраэли был приверженцем учения об элементах Аристотеля и считал, что душа представляет собой субстанцию, не зависящую от тела. Он считал, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»). Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая.
Предназначение человека, по его мнению, — познание Истины и добрые дела, за которыми последует награда. Высшая же награда — соединение Божественной души с Высшей душой, вплоть до «Божественного света».
Исраэли полагал, что пророческое видение во сне является проявлением интеллекта в образных формах, представляющих нечто среднее между материей и духом, доступных воображению. По его словам, в словах пророков проявляется вера в чистой форме для мудрых и в чувственной оболочке для масс.
Суть учения
Исраэли говорит о том, что первыми были сотворены Могуществом и Волей две простые субстанции — Материя и Форма; из них же состоит Разум — первое звено эманационной цепи. Ключевым является предположение, что каждая последующая ипостась получает от предшествующей не только свет, но также тень и темноту, и что тень и темнота на каждой стадии становятся все более густыми, чем объясняется постепенное ослабление духовной силы. В «Книге определений» используется следующее описание: низшая субстанция обретает существование «на горизонте и в тени» или «на горизонте и из тени» высшей субстанции.
Последовательность субстанций такова:
- а) Разум, самая благородная и высокая из субстанций, подверженная непосредственно воздействию Могущества и Воли, ибо они образуют мудрость, которая есть форма Разума;
- б) Словесная Душа, которая получает свет свой от Разума и нуждается в научении и упражнении, чтобы сделать действительным то, что заключено в ней потенциально;
- в) Животная душа, которая получает свет от Словесной Души и обладает телесными чувствами;
- г) Растительная Душа, имеющая лишь инстинкт воспроизводства, получает свет от Животной Души;
- д) Природа — субстанция, наиболее удаленная от Истинного Света и потому являющаяся телесной.
Далее, за природой следуют:
- е) Стихии — Земля, Вода, Воздух и Огонь.
Когда Исраэли говорит, что четырем элементам не предшествует ничего кроме Всемогущества Бога, он имеет в виду, что процесс изменения и становления в подлунном мире прекращается, когда элементы достигают своего верхнего предела. То, что находится выше элементов, принадлежит к интеллигибельному миру; и процесс возникновения одного элемента из другого — это духовный процесс, эманация. Сфера (небо) находится на границе телесного и интеллигибельного, и сама является продуктом эманации, хотя и создает элементы своим движением — это процесс, который нельзя сравнить ни с эманацией, ни с возникновением и разложением (уничтожением) в подлунном мире.
Душа следует за Разумом и подразделяется на высший и низший уровень — последний Исраэли называет Сферой или Природой. Достигая высшей ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.
Следуя «Теологии Аристотеля», Исраэли переносит аристотелевскую структуру индивидуальной души (словесная (logistikÒn), животная, растительная) на универсальную (всеобщую) душу, связывая с этими тремя ипостасями души Сферу как последнюю квазидуховную субстанцию. Когда мы достигаем Сферы, процесс затемнения заходит настолько далеко, что произведенное становится материальным и доступным для зрительного восприятия. Разум и три Души, проистекающие из него по порядку, не индивидуальны, а имеют космический характер, как это представлял себе и Плотин.
Литература
- Das Buch über die Elemente. Ein Beitrag zur jüdischen Religionsphilosophie des Mittelalters von Isaak b. Salomon Israeli… / Ed. S. Fried. Drohobycz, 1900.
- Husik I.. A History of Mediaeval Jewish Philosophy. New York: Meridian Books and Jewish Publication Society Edition, 1958. P.1-16.
- Борисов А. Я. Книга о субстанциях (Китāб ал-джавāхир) Исаака Исраэли // Борисов А. Я., Старкова К. Б., Пересыпкин О. Г., Мещерская Е. Н. Православный Палестинский сборник. Вып. 99 (36). СПб., 2002.
- Нечипуренко В. Н. Философия Исаака Исраэли. — Ростов-н/Д: ООО «Сигма», 2006. — 144 с (Аннотация: http://jewish-r.narod.ru/isaak.htm)
Ссылки
- Биография в «Jewish Encyclopedia»
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.