Леммлейн (мистик, объявивший себя Мессией).)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Обстановка, способствующая широкому распространению мессианства) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Пражский хронист Давид Ганс (1541–1613) в «Цемах Давид» («Росток Давида», 1592) сообщает, что в 1502 г., когда «рабби Леммлейн предвещал приход Мессии», его дед разрушил печь для выпечки [[Мацца|маццы]], веря, что ближайший [[Песах]] он отпразднует в [[Эрец-Исраэль]]. | Пражский хронист Давид Ганс (1541–1613) в «Цемах Давид» («Росток Давида», 1592) сообщает, что в 1502 г., когда «рабби Леммлейн предвещал приход Мессии», его дед разрушил печь для выпечки [[Мацца|маццы]], веря, что ближайший [[Песах]] он отпразднует в [[Эрец-Исраэль]]. | ||
- | === Обстановка, способствующая | + | === Обстановка, способствующая распространению мессианства === |
+ | |||
+ | Несомненно, что деятельность Леммлейна и его влияние на еврейские массы были в значительной мере обусловлены эсхатологическими настроениями, вызванными изгнанием евреев из [[Испания|Испании]] (1492) и [[Португалия|Португалии]] (1497). | ||
- | |||
=== Прекращение мессианского движения, связанного с Леммлейном === | === Прекращение мессианского движения, связанного с Леммлейном === | ||
Версия 11:10, 13 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Леммлейн (Lämmlein; также Леммлайн, Леммлин, немецкое `агнец`) Ашер бен Меир Ройтлинген (умер после 1509 г.), мистик, объявивший себя провозвестником избавления и Мессии.
Содержание |
Мессианская деятельность
Видимо, из ашкеназов (по некоторым данным, уроженец германских земель). Проживая в городе Изола (Венецианская республика, область Истрия, ныне Югославия) в 1500–1502 гг., собрал широкий круг верующих, пробуждая в них мессианские чаяния и призывая к покаянию как средству приблизить избавление.
Возникшее под влиянием его проповедей движение распространилось из северо-восточной Италии по всей стране, а также по Австрии и Германии, которые Леммлейн объездил около 1502 г., возвещая скорое пришествие Мессии при условии, что евреи покаются и отдадут свое имущество на благотворительные цели.
Приверженцы Леммлейна тут же объявили его Мессией (не без его согласия). Созданное ими аскетическое движение приобрело невиданные ранее в Западной Европе масштабы.
Всюду, где появлялся Леммлейн, евреи проникались верой в его мессианские пророчества, постились, молились и щедро раздавали милостыню.
Спустя некоторое время год мессианской деятельности Леммлейна (1502) был назван «годом покаяния» (даже в христианской полемической литературе).
Пражский хронист Давид Ганс (1541–1613) в «Цемах Давид» («Росток Давида», 1592) сообщает, что в 1502 г., когда «рабби Леммлейн предвещал приход Мессии», его дед разрушил печь для выпечки маццы, веря, что ближайший Песах он отпразднует в Эрец-Исраэль.
Обстановка, способствующая распространению мессианства
Несомненно, что деятельность Леммлейна и его влияние на еврейские массы были в значительной мере обусловлены эсхатологическими настроениями, вызванными изгнанием евреев из Испании (1492) и Португалии (1497).
Прекращение мессианского движения, связанного с Леммлейном
В конце 1502 г. с исчезновением Леммлейна прекратилось связанное с ним мессианское движение. Утверждение Гдалии бен Иосефа Ибн-Яхьи (см. Ибн-Яхья, семья) в «Шалшелет hа-каббала» («Цепь предания», издана в 1586 г.) о волне отступничества после движения Леммлейна сомнительно, так как Аврахам бен Мордехай Фарисол (около 1451 г. – около 1525 г.) и Иосеф hа-Кохен — главные оппоненты Леммлейна — об этом не упоминают.
Предсказания Леммлейна
Согласно обнаруженным израильским ученым Э. Купфером материалам (опубликованным в 1976 г.), Леммлейн проживал в 1509 г. в Цфате и вернулся к предсказаниям о пришествии Мессии, но «в отдаленные дни». Приведенные тексты Леммлейна (в которых он называл себя также Ашер бен Меир Ройтлинген) проникнуты мистическими взглядами на избавление и на приход Мессии.
Занятия каббалой
Известно также, что Леммлейн занимался каббалой: его ответы на вопросы о переселении душ, воздаянии и воскресении из мертвых подверг критике авторитетный каббалист Иосеф Ибн Шрага (умер в 1508/09 гг.).