Могилевер, Шмуэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Биография: викификация) |
м (→Поддержка поселения евреев в Эрец Исраэль: викификация) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
== Поддержка поселения евреев в Эрец Исраэль == | == Поддержка поселения евреев в Эрец Исраэль == | ||
- | Могилевер поддерживал идею поселения евреев в Эрец-Исраэль еще до погромов 1881 г., а после погромов отправился в Броды и Львов, чтобы оказать духовную поддержку массам беженцев и вместе с тем побудить их переселиться в Эрец-Исраэль. Вслед за этим Могилевер вместе с двумя другими раввинами — [[Соловейчик, | + | Могилевер поддерживал идею поселения евреев в [[Эрец-Исраэль]] еще до [[Погромы|погромов]] 1881 г., а после погромов отправился в [[Броды]] и [[Львов]], чтобы оказать духовную поддержку массам беженцев и вместе с тем побудить их переселиться в Эрец-Исраэль. Вслед за этим Могилевер вместе с двумя другими раввинами — [[Соловейчик, семья|И. Б. Соловейчиком ]]и [[Майзель, И.Х.|И. Х. Майзелем]] — обратился с призывом к раввинам Российской империи создать организацию для содействия алие и заселению Эрец-Исраэль. Даже после того, как многие раввины отвернулись от движения Ховевей Цион, возглавлявшегося маскилим, Могилевер продолжал сотрудничать с [[Пинскер, Леон|Л. Пинскером ]]и [[Лилиенблюм, Моше Лейб|М.Э. Лилиенблюмом]] в деле создания единой организации. Могилевер был среди тех, кто повлиял на решение [[барон Э. де Ротшильд|барона Э. де Ротшильда]] предоставить помощь первым поселенцам в Эрец-Исраэль и основать (в 1883 г.) сельскохозяйственное поселение для выходцев из России — Экрон (ныне — [[Мазкерет-Батья]]). Он также убедил группу евреев Белостока и окрестных [[Местечко|местечек]][[Местечко|местечек]]поселиться в [[Петах Тиква|Петах-Тикве]]. В 1884 г. Могилевер был избран почетным председателем Катовицкого съезда Ховевей Цион. В 1888 г. присоединился к [[Спектор, И.Э.|И. Э. Спектору]], [[Элиасберг, М.|М. Элиасбергу]] и некоторым другим раввинам, разрешившим обработку земель в еврейских сельскохозяйственных поселениях в Эрец-Исраэль в [[Субботний Год (Шмита)|субботний год]] 1889 г. |
- | Могилевер председательствовал на конференциях Ховевей Цион в Друскениках (1887) и в Польше (1889), прилагая постоянные усилия к вовлечению в движение ортодоксальных кругов и увеличению их влияния. В 1890 г. Могилевер был среди участников учредительного собрания Общества вспомоществования еврейским земледельцам в Сирии и Палестине (см. Одесский комитет), а затем возглавил группу Ховевей Цион, совершившую ознакомительную поездку в Эрец-Исраэль; после возвращения опубликовал открытое письмо, призывавшее Ховевей Цион «мобилизовать физические и финансовые усилия ради Эрец-Исраэль». В том же году было основано сельскохозяйственное поселение Реховот, одним из инициаторов создания которого был Могилевер. | + | Могилевер председательствовал на конференциях Ховевей Цион в Друскениках (1887) и в Польше (1889), прилагая постоянные усилия к вовлечению в движение ортодоксальных кругов и увеличению их влияния. В 1890 г. Могилевер был среди участников учредительного собрания Общества вспомоществования еврейским земледельцам в Сирии и Палестине (см. Одесский комитет), а затем возглавил группу Ховевей Цион, совершившую ознакомительную поездку в Эрец-Исраэль; после возвращения опубликовал открытое письмо, призывавшее Ховевей Цион «мобилизовать физические и финансовые усилия ради Эрец-Исраэль». В том же году было основано сельскохозяйственное поселение [[Реховот]], одним из инициаторов создания которого был Могилевер. |
== Учреждение Мизрахи == | == Учреждение Мизрахи == |
Версия 20:47, 12 июля 2012
Регулярная статья | |
17/11/2010 | |
Могилевер Шмуэль (1824, местечко Глубокое, Витебская губерния, – 1898, Белосток), был раввином Совлака, Радома и Белостока, крупнейший литовски галахический авторитет и общественный деятель. Один из основателей сионистской организации Ховевей Цион и её религиозного крыла "Мизрахи".
Содержание |
Биография
Происходил из семьи раввинов; учился в Воложинской иешиве, где в 1843 г. получил звание раввина. Могилевер считался одним из крупнейших талмудических авторитетов своего времени. Интересовался и светскими науками — математикой, техникой; знал русский, польский и немецкий языки и был знаком с литературой на них. С 1848 г. — раввин в Глубоком, в 1854–60 гг. — в Шаках, в 1860–68 гг. — в Сувалках, с 1868 г. — в Радоме, с 1883 г. — в Белостоке.
Общественная деятельность
Могилевер принимал активное участие во всех областях жизни руководимых им общин. Во время польского восстания 1863 г. призывал евреев сохранять нейтралитет. В статьях, публиковавшихся в журнале «hа-Леванон» в 1870-х гг., Могилевер настаивал на необходимости сотрудничества еврейских поборников просвещения маскилим (см. Хаскала) для повышения благосостояния еврейского народа и требовал от раввинов «сочетать религиозную ученость со знанием наук в соответствии с духом времени». В 1873 г. Могилевер принял участие в совещании раввинов и умеренных лидеров маскилим в Петербурге, где безуспешно пытался достичь сближения между сторонами.
Поддержка поселения евреев в Эрец Исраэль
Могилевер поддерживал идею поселения евреев в Эрец-Исраэль еще до погромов 1881 г., а после погромов отправился в Броды и Львов, чтобы оказать духовную поддержку массам беженцев и вместе с тем побудить их переселиться в Эрец-Исраэль. Вслед за этим Могилевер вместе с двумя другими раввинами — И. Б. Соловейчиком и И. Х. Майзелем — обратился с призывом к раввинам Российской империи создать организацию для содействия алие и заселению Эрец-Исраэль. Даже после того, как многие раввины отвернулись от движения Ховевей Цион, возглавлявшегося маскилим, Могилевер продолжал сотрудничать с Л. Пинскером и М.Э. Лилиенблюмом в деле создания единой организации. Могилевер был среди тех, кто повлиял на решение барона Э. де Ротшильда предоставить помощь первым поселенцам в Эрец-Исраэль и основать (в 1883 г.) сельскохозяйственное поселение для выходцев из России — Экрон (ныне — Мазкерет-Батья). Он также убедил группу евреев Белостока и окрестных местечекместечекпоселиться в Петах-Тикве. В 1884 г. Могилевер был избран почетным председателем Катовицкого съезда Ховевей Цион. В 1888 г. присоединился к И. Э. Спектору, М. Элиасбергу и некоторым другим раввинам, разрешившим обработку земель в еврейских сельскохозяйственных поселениях в Эрец-Исраэль в субботний год 1889 г.
Могилевер председательствовал на конференциях Ховевей Цион в Друскениках (1887) и в Польше (1889), прилагая постоянные усилия к вовлечению в движение ортодоксальных кругов и увеличению их влияния. В 1890 г. Могилевер был среди участников учредительного собрания Общества вспомоществования еврейским земледельцам в Сирии и Палестине (см. Одесский комитет), а затем возглавил группу Ховевей Цион, совершившую ознакомительную поездку в Эрец-Исраэль; после возвращения опубликовал открытое письмо, призывавшее Ховевей Цион «мобилизовать физические и финансовые усилия ради Эрец-Исраэль». В том же году было основано сельскохозяйственное поселение Реховот, одним из инициаторов создания которого был Могилевер.
Учреждение Мизрахи
На совещании членов Ховевей Цион в Друскениках в 1893 г. по предложению Могилевера было принято решение учредить особый «духовный центр» для пропаганды еврейского поселения в Эрец-Исраэль — "Мизрахи". Тогда же было решено создать цитрусовые плантации возле Хадеры и в честь семидесятилетия Могилевера назвать их Ган-Шмуэль (`сад Шмуэля`). Могилевер и его ближайшие единомышленники вели активную пропагандистскую деятельность, особенно среди ортодоксальных кругов, что постепенно превратило Мизрахи в центр религиозного сионизма (в 1902 г., через четыре года после смерти Могилевера, Мизрахи стал фракцией в Сионистской организации).
Сразу же после основания Т. Герцлем всемирной Сионистской организации Могилевер присоединился к движению, однако по сотоянию здоровья не смог участвовать в 1-м Сионистском конгрессе (1897); делегатам было зачитано его послание. Могилевер был избран одним из четырех руководителей, ответственных за деятельность Сионистской организации в России.
Галахическое наследие
Могилевер был автором многочисленных респонсов, проповедей, талмудических исследований. Большинство его работ погибло во время Белостокского погрома в 1906 г.; часть сохранившихся сочинений была опубликована в 1944 г. под названием «Хикрей Халаха у-шеелот у-тшувот» («Исследования по Галахе и респонсы»).
В споре об "Этэр Мехира", поддерживал позицию предлагавшую использовать это разрешение.
Источники
Статья о Шмуэле Могилевере в Еврейской Электронной Энциклопедии
http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12806&query=МОГИЛЕВЕР