Благословение

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Raphael (Обсуждение | вклад)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 16: Строка 16:
[[Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg|thumb|150px|left|Исаак благословляет Иакова]]
[[Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg|thumb|150px|left|Исаак благословляет Иакова]]
-
1. В [[Иудаизм|иудейской]] традиции (''Браха́'' — {{lang-he|ברכה}}) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое [[Бог]] дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1). Уже патриархи перед смертью торжественно благословляли своих детей и потомков. Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22).  
+
# В [[Иудаизм|иудейской]] традиции (''Браха́'' — {{lang-he|ברכה}}) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое [[Бог]] дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1).  
Символом благословения в [[каббала|каббале]] является буква «бэт» ({{lang-he|ב}})<ref>[[Зоар]], [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/2863 Буквы раби Амнона-Саба]</ref>.
Символом благословения в [[каббала|каббале]] является буква «бэт» ({{lang-he|ב}})<ref>[[Зоар]], [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/2863 Буквы раби Амнона-Саба]</ref>.
-
2. Благословениями также называются краткие молитвы или отрывки молитв, начинающиеся и/или заканчивающиеся формулировкой "Благословен [Ты, Господь]..." Они бывают трёх видов:
+
# Благословениями также называются краткие молитвы или отрывки молитв, начинающиеся и/или заканчивающиеся формулировкой "Благословен [Ты, Господь]..." Они бывают трёх видов:
* Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין)
* Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין)
* Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות)
* Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות)
* Благословения благодарности (ברכות ההודיה)
* Благословения благодарности (ברכות ההודיה)
 +
== Этимология слова ==
 +
Корень &#1489;&#1512;&#1498; (брх) этимологически связан со словом берех — `колено`, и в [[Библия|Библии]] глагол барах встречается как в значении `становиться на колени` (Пс. 95:6), так и в значении `благословлять` (ИбН. 24:10), что указывает на прямую связь между этими двумя действиями (очевидно, первоначально при обряде благословения благословляемый обязательно становился на колени).
 +
== Определение благословения ==
 +
Осуществление благословения предполагается с помощью Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным. Благословение [[Моисей|Моисея]] обладает несомненной силой из-за его близости к Богу, и он уже одним поднятием рук обеспечивает Израилю победу над врагами. После смерти Моисея функция благословения переходит к [[Аарон|Аарону]], также благословляющему народ поднятием рук (Лев. 9:22), а затем и к его потомкам — [[Кохен|коhенам]] (Чис. 6:23; см. также [[Биркат-Коханим|Биркат-коханим]]). Бог может вложить благословение даже в уста того, кто намеревался изречь проклятие, как это произошло с [[Валаам|Валаамом]].
 +
 +
В семье функция благословения принадлежит главе семьи. Так, [[Ной]] благословляет [[Сим|Сима]] и [[Яфет|Яфета]] (Быт. 9:26–27), [[Исаак]] — [[Иаков|Иакова]], а затем и [[Исав|Исава]] (Быт. 27, 28:1–4). В свою очередь, Иаков благословляет своих сыновей (Быт. 49), а также внуков [[Эфраим|Эфраима]] и [[Менашше]] (Быт. 48:13–22).
 +
Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22).
 +
 +
Кодификация включения имени Божия в благословение происходит в талмудический период. Подчеркивается милосердие Божие к тому, кто своими благословениями призывает такое милосердие на других (Быт. Р. 59:5). Еврею вменяется в обязанность отвечать [[амен]] и на благословение, произнесенное неевреем (ТИ., Бр. 8:9). Большое значение уделяется благословению, высказанному старшим в семье или в роду и вообще стариком; получение их благословения рассматривалось как весьма желательное (Руфь Р. 6:2). Важность благословения отца особенно подчеркивается в книге [[Бен-Сиры Премудрость|Премудрость Бен-Сиры]] (3:9).
 +
 +
Библейские рассказы о родительском благословении и соответствующие предписания талмудического периода легли в основу обычая благословлять детей в канун суббот, праздников и [[Иом-Киппур]]а, а также тогда, когда кто-нибудь из родителей или детей уезжает из дому на какой бы то ни было длительный срок. Детей — как маленьких, так и взрослых — обычно благословляет отец, а в особых случаях и мать. При этом, положив руку на голову ребенка, произносят сначала: «Бог да сотворит тебе, как Эфраиму и Менашше» (Быт. 48:20) — при благословении мальчиков, или «Бог да сотворит тебе как Сарре, Ревекке, Рахили и Лие» (ср. Руфь 4:11) — при благословении девочек, а затем произносят формулу биркит-коханим (Чис. 6:24–26). Дети получают родительское благословение также перед обрядом бракосочетания и у смертного одра родителей. Если живы дедушка и бабушка, принято, особенно накануне [[Иом-Киппур]]а и перед свадьбой, получать и их благословение.
 +
 +
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 29: Строка 42:
== См. также ==
== См. также ==
-
{{Начало_работы}}
+
* [[Биркат hа-Мазон]];
 +
* [[Благословение луны]];
 +
* [[Бенедикция]];
 +
* [[Проклятие]]
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|10645|БЛАГОСЛОВЕНИЕ}}
-
== Ссылки ==
+
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
[[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]
[[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]

Текущая версия на 20:07, 9 июля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 23/01/2011

Благослове́ние (ивр. בְּרָכָה) — многозначный термин.

Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg
Исаак благословляет Иакова
  1. В иудейской традиции (Браха́ — ивр. ברכה‎) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое Бог дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1).

Символом благословения в каббале является буква «бэт» (ивр. ב‎)[1].

  1. Благословениями также называются краткие молитвы или отрывки молитв, начинающиеся и/или заканчивающиеся формулировкой "Благословен [Ты, Господь]..." Они бывают трёх видов:
  • Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין)
  • Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות)
  • Благословения благодарности (ברכות ההודיה)

Содержание

Этимология слова

Корень ברך (брх) этимологически связан со словом берех — `колено`, и в Библии глагол барах встречается как в значении `становиться на колени` (Пс. 95:6), так и в значении `благословлять` (ИбН. 24:10), что указывает на прямую связь между этими двумя действиями (очевидно, первоначально при обряде благословения благословляемый обязательно становился на колени).

Определение благословения

Осуществление благословения предполагается с помощью Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным. Благословение Моисея обладает несомненной силой из-за его близости к Богу, и он уже одним поднятием рук обеспечивает Израилю победу над врагами. После смерти Моисея функция благословения переходит к Аарону, также благословляющему народ поднятием рук (Лев. 9:22), а затем и к его потомкам — коhенам (Чис. 6:23; см. также Биркат-коханим). Бог может вложить благословение даже в уста того, кто намеревался изречь проклятие, как это произошло с Валаамом.

В семье функция благословения принадлежит главе семьи. Так, Ной благословляет Сима и Яфета (Быт. 9:26–27), ИсаакИакова, а затем и Исава (Быт. 27, 28:1–4). В свою очередь, Иаков благословляет своих сыновей (Быт. 49), а также внуков Эфраима и Менашше (Быт. 48:13–22). Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22).

Кодификация включения имени Божия в благословение происходит в талмудический период. Подчеркивается милосердие Божие к тому, кто своими благословениями призывает такое милосердие на других (Быт. Р. 59:5). Еврею вменяется в обязанность отвечать амен и на благословение, произнесенное неевреем (ТИ., Бр. 8:9). Большое значение уделяется благословению, высказанному старшим в семье или в роду и вообще стариком; получение их благословения рассматривалось как весьма желательное (Руфь Р. 6:2). Важность благословения отца особенно подчеркивается в книге Премудрость Бен-Сиры (3:9).

Библейские рассказы о родительском благословении и соответствующие предписания талмудического периода легли в основу обычая благословлять детей в канун суббот, праздников и Иом-Киппура, а также тогда, когда кто-нибудь из родителей или детей уезжает из дому на какой бы то ни было длительный срок. Детей — как маленьких, так и взрослых — обычно благословляет отец, а в особых случаях и мать. При этом, положив руку на голову ребенка, произносят сначала: «Бог да сотворит тебе, как Эфраиму и Менашше» (Быт. 48:20) — при благословении мальчиков, или «Бог да сотворит тебе как Сарре, Ревекке, Рахили и Лие» (ср. Руфь 4:11) — при благословении девочек, а затем произносят формулу биркит-коханим (Чис. 6:24–26). Дети получают родительское благословение также перед обрядом бракосочетания и у смертного одра родителей. Если живы дедушка и бабушка, принято, особенно накануне Иом-Киппура и перед свадьбой, получать и их благословение.


Примечания

См. также

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЛАГОСЛОВЕНИЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация