Пульса де-нура
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Каббала» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) (→«Пульса де-нура» в наши дни) |
||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 18: | Строка 18: | ||
== «Пульсей де-нура» в талмудической и каббалистической литературе == | == «Пульсей де-нура» в талмудической и каббалистической литературе == | ||
- | + | Метафизика [[иудаизм]]а последовательно использует понятие «свет» для описания явного присутствия [[Бог]]а, Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей ([[ангел]]ы, духи, души). ''Свет рассеянный — праведнику'' ([[псалом]] 97), ''Народ, идущий во тьме, увидел великий свет'' ([[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Исайя]] 9). Отсюда следуют метафизические понятия «тьма» — «невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога» (''ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом!'' — [[Амос]] 5) и «огонь» — «невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога» (''ибо Единый, Бог твой — огонь пожирающий он, Бог ревностный'' — [[Втор.]] 4:24; ''а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий'' — [[Исх.]] 24:17). | |
- | [[Мидраш]] | + | [[Мидраш]] использует понятие «огонь, пожирающий (всякий другой) огонь» ({{lang-he|אש אוכלה אש}}, ''эш охла эш'') для описания абсолютного, невыносимого для всего материального, очищения духовной сущности: ''Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он'' (Псикта Раббати 20). В том же мидраше (духовный) свет Творца защищает Моше от (духовного) огня ангелов. Таким образом, соотношение метафор сохраняется: свет защищает, огонь поражает. |
Ранняя [[каббала|каббалистическая литература]] — сборники Хэйхалот (2 в. н. э. и далее) также используют «огонь, пожирающий (всякий другой) огонь» как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох /[[Енох]]/, прежде чем стать ангелом-секретарём (''метатро́н'') Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь. | Ранняя [[каббала|каббалистическая литература]] — сборники Хэйхалот (2 в. н. э. и далее) также используют «огонь, пожирающий (всякий другой) огонь» как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох /[[Енох]]/, прежде чем стать ангелом-секретарём (''метатро́н'') Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь. | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Следуя традиции антропоморфизма (''говорит [[Тора]] на языке людей'' — Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают [[Творец|Творца]] Вселенной как царя, а его духовные создания — ангелов — как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к «телесным» наказаниям, которые описываются как порка «огненными розгами» — пульсей де-нура. Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое. | Следуя традиции антропоморфизма (''говорит [[Тора]] на языке людей'' — Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают [[Творец|Творца]] Вселенной как царя, а его духовные создания — ангелов — как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к «телесным» наказаниям, которые описываются как порка «огненными розгами» — пульсей де-нура. Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое. | ||
- | В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся ''метатрон'' Ханох, архангел Гавриэль /[[Архангел Гавриил|Гавриил]]/ и даже пророк Элиягу /[[ | + | В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся ''метатрон'' Ханох, архангел Гавриэль /[[Архангел Гавриил|Гавриил]]/ и даже пророк Элиягу /[[Илия (пророк)|Илья]]/. |
В риторике мудрецов этот оборот используется также и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: «был бы здесь Леви — побил бы он тебя огненными розгами!», говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь ''Пульсей де-нура'' — не ритуал, а выражение. | В риторике мудрецов этот оборот используется также и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: «был бы здесь Леви — побил бы он тебя огненными розгами!», говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь ''Пульсей де-нура'' — не ритуал, а выражение. | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
Книга «[[Книга Зогар|Зо́ар]]» — каббалистический комментарий к Торе — даёт следующее пояснение к словам «и перед святилищем Моим трепещите» ([[Лев.]] 19:30 и 26:2): «силой этого трепета дано разрешение огненной розге (''пульса де-нура'') хлестать тех грешников, которые не соблюдают заповеди Торы». | Книга «[[Книга Зогар|Зо́ар]]» — каббалистический комментарий к Торе — даёт следующее пояснение к словам «и перед святилищем Моим трепещите» ([[Лев.]] 19:30 и 26:2): «силой этого трепета дано разрешение огненной розге (''пульса де-нура'') хлестать тех грешников, которые не соблюдают заповеди Торы». | ||
- | Устоявшееся выражение «огненные розги» применяли к людям и в средние века | + | Устоявшееся выражение «огненные розги» применяли к людям и в средние века (например, это выражение применяет [[РаАВаД]], один из крупнейших каббалистов Прованса. |
Следует подчеркнуть, что во всех упомянутых источниках это выражение не ассоциируется с проклятием или с каким-либо земным действием. | Следует подчеркнуть, что во всех упомянутых источниках это выражение не ассоциируется с проклятием или с каким-либо земным действием. | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Еврейской традиции знакомо явление «проклятия праведника». В Библии ([[II Цар.]] 2:24) пророк Элиша ([[Елисей]]) «проклял именем Всевышнего» подростков, насмехавшихся над ним, и они немедленно были разорваны медведями. Талмуд (Моэд Катан 16б) приписывает Богу слова: «Я правлю людьми, а кто правит Мной? Праведник! Ведь Я принимаю решение, а тот его отменяет». Мидраш (Танхума Вайера гл. 19) говорит: «праведники соблюдают предписания Всевышнего, а Всевышний претворяет в жизнь их решения». | Еврейской традиции знакомо явление «проклятия праведника». В Библии ([[II Цар.]] 2:24) пророк Элиша ([[Елисей]]) «проклял именем Всевышнего» подростков, насмехавшихся над ним, и они немедленно были разорваны медведями. Талмуд (Моэд Катан 16б) приписывает Богу слова: «Я правлю людьми, а кто правит Мной? Праведник! Ведь Я принимаю решение, а тот его отменяет». Мидраш (Танхума Вайера гл. 19) говорит: «праведники соблюдают предписания Всевышнего, а Всевышний претворяет в жизнь их решения». | ||
- | Об одном из | + | Об одном из [[тана]]ев, которому приписывают и каббалистические умения - р. [[Рашби|Шимъоне бар-Йохай]] (2 в. н. э.) - рассказывают (Талмуд, Шаббат 34а), что, выйдя из пещеры, где скрывался от римлян, он отыскал доносчика, который предал его, и обратил его взглядом в груду костей. |
С развитием «практической каббалы» в конце средневековья появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда. В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не «управляет» Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если «жертва» невиновна, наказание падает на призвавшего. | С развитием «практической каббалы» в конце средневековья появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда. В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не «управляет» Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если «жертва» невиновна, наказание падает на призвавшего. | ||
- | + | == «Пульса де-нура» в наши дни == | |
- | + | Имеются слухи о том, что [[Премьер-министр]]ы [[Израиль|Израиля]] [[Ицхак Рабин]] и [[Ариэль Шарон]] были (за отдачу территории Страны Израиля враждебной арабской власи) подвергнуты проклятию «пульса де-нура» в [[1995]] и [[2005]] годах соответственно. Рабин через месяц после проклятия был убит, а Шарон меньше чем через полгода впал в кому, в которой находится до сих пор. | |
- | + | Раввин Иосеф Даян рассказывает, что он лично участвовал в обоих этих проклятиях -см [http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_627.html статья на сайте "Еврейской Газеты" в Германии]. | |
- | + | Впрочем, многие известные израильские каббалисты эти слухи опровергают. | |
- | + | ||
- | + | ||
== Источники == | == Источники == | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
* Дов Шварц, Моше Блой. ''Пульса де-нура''. Кульмус (прил. к ''Мишпаха''), май 2005. | * Дов Шварц, Моше Блой. ''Пульса де-нура''. Кульмус (прил. к ''Мишпаха''), май 2005. | ||
* [http://www.newsru.com/world/26jul2005/charodei.html Еврейские экстремисты наложили на Шарона смертельное проклятие "Пульса денура"] | * [http://www.newsru.com/world/26jul2005/charodei.html Еврейские экстремисты наложили на Шарона смертельное проклятие "Пульса денура"] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Идеи и понятия каббалы]] |
Текущая версия на 17:55, 9 июля 2012
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
27/10/2010 | |
Пу́льса де-ну́ра, правильней во мн. числе Пульсе́й де-ну́ра (арам. פולסא דנורא, «удар огня»; слово «пульса», как и русское «пульс» (удары сердца), заимствовано из латыни) — образное выражение в талмудической литературе, означающее «болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира».
Содержание |
«Пульсей де-нура» в талмудической и каббалистической литературе
Метафизика иудаизма последовательно использует понятие «свет» для описания явного присутствия Бога, Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы, духи, души). Свет рассеянный — праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Исайя 9). Отсюда следуют метафизические понятия «тьма» — «невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога» (ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом! — Амос 5) и «огонь» — «невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога» (ибо Единый, Бог твой — огонь пожирающий он, Бог ревностный — Втор. 4:24; а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий — Исх. 24:17).
Мидраш использует понятие «огонь, пожирающий (всякий другой) огонь» (ивр. אש אוכלה אש, эш охла эш) для описания абсолютного, невыносимого для всего материального, очищения духовной сущности: Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он (Псикта Раббати 20). В том же мидраше (духовный) свет Творца защищает Моше от (духовного) огня ангелов. Таким образом, соотношение метафор сохраняется: свет защищает, огонь поражает.
Ранняя каббалистическая литература — сборники Хэйхалот (2 в. н. э. и далее) также используют «огонь, пожирающий (всякий другой) огонь» как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох /Енох/, прежде чем стать ангелом-секретарём (метатро́н) Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь.
Средневековая литургия (пийюти́м) называет самого Творца «огнём, пожирающим огонь».
Следуя традиции антропоморфизма (говорит Тора на языке людей — Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают Творца Вселенной как царя, а его духовные создания — ангелов — как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к «телесным» наказаниям, которые описываются как порка «огненными розгами» — пульсей де-нура. Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое.
В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся метатрон Ханох, архангел Гавриэль /Гавриил/ и даже пророк Элиягу /Илья/.
В риторике мудрецов этот оборот используется также и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: «был бы здесь Леви — побил бы он тебя огненными розгами!», говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь Пульсей де-нура — не ритуал, а выражение.
Книга «Зо́ар» — каббалистический комментарий к Торе — даёт следующее пояснение к словам «и перед святилищем Моим трепещите» (Лев. 19:30 и 26:2): «силой этого трепета дано разрешение огненной розге (пульса де-нура) хлестать тех грешников, которые не соблюдают заповеди Торы».
Устоявшееся выражение «огненные розги» применяли к людям и в средние века (например, это выражение применяет РаАВаД, один из крупнейших каббалистов Прованса.
Следует подчеркнуть, что во всех упомянутых источниках это выражение не ассоциируется с проклятием или с каким-либо земным действием.
Обряды отлучения и проклятия
Еврейской традиции знакомо явление «проклятия праведника». В Библии (II Цар. 2:24) пророк Элиша (Елисей) «проклял именем Всевышнего» подростков, насмехавшихся над ним, и они немедленно были разорваны медведями. Талмуд (Моэд Катан 16б) приписывает Богу слова: «Я правлю людьми, а кто правит Мной? Праведник! Ведь Я принимаю решение, а тот его отменяет». Мидраш (Танхума Вайера гл. 19) говорит: «праведники соблюдают предписания Всевышнего, а Всевышний претворяет в жизнь их решения».
Об одном из танаев, которому приписывают и каббалистические умения - р. Шимъоне бар-Йохай (2 в. н. э.) - рассказывают (Талмуд, Шаббат 34а), что, выйдя из пещеры, где скрывался от римлян, он отыскал доносчика, который предал его, и обратил его взглядом в груду костей.
С развитием «практической каббалы» в конце средневековья появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда. В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не «управляет» Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если «жертва» невиновна, наказание падает на призвавшего.
«Пульса де-нура» в наши дни
Имеются слухи о том, что Премьер-министры Израиля Ицхак Рабин и Ариэль Шарон были (за отдачу территории Страны Израиля враждебной арабской власи) подвергнуты проклятию «пульса де-нура» в 1995 и 2005 годах соответственно. Рабин через месяц после проклятия был убит, а Шарон меньше чем через полгода впал в кому, в которой находится до сих пор.
Раввин Иосеф Даян рассказывает, что он лично участвовал в обоих этих проклятиях -см статья на сайте "Еврейской Газеты" в Германии.
Впрочем, многие известные израильские каббалисты эти слухи опровергают.
Источники
- Дов Шварц, Моше Блой. Пульса де-нура. Кульмус (прил. к Мишпаха), май 2005.
- Еврейские экстремисты наложили на Шарона смертельное проклятие "Пульса денура"