Гетто

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect-1 (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
| АВТОР1  =  
+
|ТИП СТАТЬИ=2
-
| АВТОР2 =
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
| АВТОР3 =  
+
|КАЧЕСТВО=
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
|УРОВЕНЬ=
-
| ПРОЕКТ =  
+
|НАЗВАНИЕ=
-
| ПОДТЕМА =  
+
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
| КАЧЕСТВО  =  
+
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
|АВТОР2=
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
|ТЕМА=
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ   =
+
|ИЗ ЦИКЛА=
-
}}  
+
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}}
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
'''Гетто''', изолированная часть города в христианских странах, отведенная властями для проживания евреев.
 +
 
 +
 
 +
== Происхождение термина ==
 +
 
 +
Термин «гетто» как исключительное обозначение замкнутого еврейского квартала появился в Италии, видимо, после того, как один из кварталов Венеции, называвшийся Гетто по расположенной недалеко пушечной мастерской (по-итальянски ghetta), был в 1516 г. окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям. Булла папы Павла IV (1555) обязала евреев Рима и других городов в папских владениях проживать в особых кварталах или улицах, обнесенных стеной с единственными воротами, запиравшимися на ночь. На практике итальянские гетто имели по несколько ворот, охранявшихся христианскими привратниками, которым платили евреи. Ворота закрывались по ночам, а также в дни больших христианских праздников. Папские буллы, начиная с 1562 г., все такие участки города, отведенные евреям, называют словом «гетто».
 +
 
 +
Итальянские власти, как правило, не разрешали расширять пределы гетто даже при увеличении числа жителей, поэтому гетто были перенаселены и находились в негигиеническом состоянии. Хотя евреям не разрешалось приобретать дома, в которых они жили, их права нанимателей по отношению к нееврейским домовладельцам защищала [[Хазака|хазака]] (фактическое владение), признававшаяся итальянским законом. К концу 18 в. режим гетто в некоторых районах Италии начал ослабевать. В 1796 г. войска Французской республики разрушили стены гетто во всех городах Италии. Однако после падения [[Наполеон I|Наполеона]] (1815) статус гетто в Италии был восстановлен, но уже с меньшими ограничениями. Стены гетто были отстроены только в Риме, Модене и в немногих других городах. Окончательно гетто были упразднены в Италии лишь в конце 19 в.
 +
 
 +
С 17 в. в [[Германия|Германии]] и некоторых других странах Европы кварталы, официально обособленные для проживания евреев, не только стали порой именоваться гетто, но действительно превращались в них ([[Франкфурт-На-Майне|Франкфурт]], [[Прага]]). В литературе 19 в. термин «гетто» стал по сути синонимом [[Кварталы Еврейские|кварталов еврейских]].
 +
 
 +
 
 +
== Гетто в период Второй мировой войны ==
 +
 
 +
В период Второй мировой войны в ряде городов Восточной Европы, оккупированной Германией, нацистами были созданы своего рода [[Концентрационные Лагеря Нацистские|концентрационные лагеря]], названные ими гетто и предназначенные для изоляции еврейского населения. Идея концентрации евреев в гетто была выдвинута [[Гитлер, Адольф|Гитлером]] в 1939 г., но осуществлена не сразу. В сентябре 1939 г. Гейдрих приказал распустить еврейские [[Община Еврейская|общины]], насчитывавшие менее 500 человек, и сосредоточить евреев в больших городах, где им были отведены ограниченные районы. Эти гетто были задуманы как промежуточные станции на пути в лагеря принудительного труда и лагеря смерти. Лишь обитатели гетто в [[Транснистрия|Транснистрии]] (область между Днестром и Бугом, переданная в ведение румынских властей) не намечались к массовому уничтожению. На особом положении было гетто в [[Терезин|Терезине]] (конец 1941 г.) для концентрации евреев из Богемии и Моравии, а позднее также из Германии и других стран Запада. Оно предназначалось для демонстрации хорошего обращения немецких властей с евреями, чтобы скрыть от мира преступления нацистов, связанные с осуществлением [[«Окончательное Решение»|«окончательного решения»]]. Некоторые гетто (главным образом на территории [[Польша|Польши]]) существовали длительное время, являясь резервом дешевой рабочей силы. В июле 1943 г. Гиммлер решил перевести оставшихся в живых обитателей гетто из всех стран Восточной Европы («Остланд») в концлагеря. Последнее гетто на польской земле было в [[Лодзь|Лодзи]]; оно просуществовало с апреля 1940 г. до ликвидации его немцами в августе 1944 г. Евреи, вначале не подозревавшие о намерениях нацистов, надеялись, что даже в условиях гетто самоуправление поможет им легче перенести период репрессий. Однако установленный нацистскими властями бесчеловечный режим для гетто и особенно «акции» по депортации различных групп его обитателей (престарелых, больных, детей, подростков и т. д.) в места, откуда никто назад не возвращался, и следовавшие за «акциями» облавы в гетто вскоре разрушили эту иллюзию.
 +
 
 +
В большинстве случаев гетто располагалось в одном из бедных районов города, где до этого ютилось многочисленное еврейское население. Евреев сгоняли в гетто из других районов города и из ближайших [[Местечко|местечек]], в то время как нееврейских жителей этого района заставляли переезжать в другое место. Эти операции с самого начала привели к огромной скученности еврейского населения. Вначале было два типа гетто: открытые, отмеченные только специальными вывесками как район проживания евреев, и закрытые, окруженные заграждениями, а в некоторых случаях даже стенами (например, в [[Варшава|Варшаве]]). Это различие, однако, не имело никакого значения в дни депортаций, так как в это время все подступы к открытому гетто блокировались немецкой полицией.
 +
 
 +
 
 +
=== Управление в гетто ===
 +
 
 +
В каждом гетто власти назначали [[Юденрат|юденрат]] (еврейский совет), состоявший в большинстве случаев из лиц, игравших в прошлом некоторую роль в жизни общины. Главе юденрата власти предоставляли определенные полномочия внутри гетто, но использовали его главным образом в качестве исполнителя своих предписаний. Основной задачей руководства гетто было осуществление контактов с властями и снабжение еврейского населения продовольствием, а также обеспечение его медицинской и социальной помощью (включая больницы). С течением времени на юденрат и еврейскую полицию, которой он ведал, была возложена ответственность за отправку людей на принудительные работы и отбор высылаемых в лагеря смерти. Это ставило сотрудников юденрата и еврейской полиции перед трагической дилеммой, нередко приводившей их к самоубийству.
 +
 
 +
 
 +
=== Духовная и интеллектуальная деятельность ===
 +
 
 +
Немецкие власти жестоко подавляли религиозную жизнь в гетто. Они закрывали, а часто и разрушали синагоги, беспощадно преследовали деятельность раввинатов и отправления религиозного культа, кроме погребения. Евреев, сохранявших традиционный облик (одежда, борода), подвергали особым издевательствам (вырывали бороды и пейсы, назначали на самые унизительные работы и т. п.). Тем не менее многие евреи в гетто тайно соблюдали предписания [[Тора|Торы]], готовые на мученичество во имя веры. Действовали нелегальные [[Иешива|иешивы]], [[Миньян|миньяны]] (в Варшаве около пятисот), [[Микве|микве]] и т. д. С 1940 г. юденраты отвечали за образование в гетто. Им было разрешено открыть самоокупаемые начальные и профессиональные школы с преподаванием на идиш или иврите. И хотя число учащихся было ограничено высокой платой за обучение, а также физической истощенностью большей части детей, учебная сеть в гетто порой получала весьма развитую и разветвленную форму. Например, в Лодзи для выпускников школ и бывших студентов были организованы курсы высшего образования, в [[Вильнюс|Вильнюсе]] помимо обычных школ действовали две религиозные школы, музыкальное училище, детские сады, детский и молодежный клубы, где устраивались вечера, выставки, спектакли. В центры образования и воспитания превращались детские дома и общества раздачи питания детям. В гетто проводились симпозиумы учителей, в Варшавском гетто было налажено издание учебников. Союзы писателей, художников, музыкантов устраивали литературные вечера, художественные выставки, концерты. Действовали театральные коллективы (пять в Варшаве, театральная студия «Авангард» в Лодзи), в [[Вильнюс|Вильнюсе]] в 1942 г. состоялось 120 спектаклей. В библиотеке Страшуна (Вильнюс) в том же году числилось три тысячи абонентов. Серии лекций о науке, литературе, искусстве устраивало Общество просвещения (Варшава). В гетто создавались значительные литературные произведения (см. [[Каценельсон, Иехуда Лейб Биньямин|И. Каценельсон]], [[Суцкевер, Аврахам|А. Суцкевер]]), проводились литературные конкурсы. Ученые исследовали различные аспекты жизни в гетто, собирали материалы о зверствах нацистов, изучали реакцию человеческого организма на изменение привычных условий жизни и т. п. Частично этот материал сохранился в архиве [[Рингельблюм, Иммануэль|И. Рингельблюма]]. Вся эта духовная и интеллектуальная деятельность, лишь частично ставшая известной, являлась эффективным средством сохранить человеческий облик в невыносимо тяжелых условиях жизни, противостоять главной цели нацистов — обесчеловечить узников гетто.
 +
 
 +
 
 +
=== Ликвидация гетто ===
 +
 
 +
Ликвидация гетто проводилась как часть политики «окончательного решения». Когда принималось решение о ликвидации гетто, немцы призывали евреев добровольно являться для перевода их в трудовые лагеря, иногда сопровождая призыв обещаниями улучшить условия жизни. Но в большинстве случаев проводились облавы, и жители гетто силой доставлялись на сборные пункты, откуда их обычно перевозили поездами в лагеря смерти. Лишь немногим из жителей гетто удалось остаться в живых. Во многих гетто были вооруженные выступления евреев против нацистских палачей (подробнее см. [[Белосток]], [[Бендзин]], [[Варшава|Варшава]], [[Вильнюс|Вильнюс]], [[Краков]], [[Ченстохова]] и другие).
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|11149|ГЕТТО}}
 +
 
-
{{другие значения}}
 
-
{{rq|source}}
 
-
'''Ге́тто''' (возможно от {{lang-it|ghetto nuove}} — «новая литейная», исторический [[Венецианское гетто|район Венеции]], впервые упоминаемый в [[1516|1516 году]]) — районы крупных [[город]]ов, где проживают [[этническое меньшинство|этнические меньшинства]], добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Слово исторически восходит к [[Венецианское гетто|венецианскому гетто]], где селились богатые евреи.
 
-
Первые еврейские гетто появились в [[Италия|Италии]], [[Германия|Германии]], [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] в [[XVI век]]е.
 
-
<!--
 
-
<ref>В первой половине XX века к идее гетто вернулись в некоторых вновь образованных европейских странах-[[лимитроф]]ах (см. например [[Гетто за партами]] в [[Польша|Польше]] времен [[Санация (Польша)|санации]]).</ref> -->
 
-
Во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] словом «гетто» назывались охраняемые немецкими [[нацист]]ами или поддерживающими их режим местными [[националист]]ами жилые зоны, находящиеся на [[оккупация|оккупированных]] территориях, куда насильственно перемещались [[евреи]] для компактного проживания. Наибольшую известность получило [[Варшавское гетто]] в Польше, [[Терезинское гетто]] в Чехии, а в Советском Союзе и на постсоветском пространстве — [[Минское гетто]]. Все гетто, кроме Терезинского и [[Будапешт]]ского, были [[Холокост|ликвидированы вместе с обитателями]].
 
<!-- <ref>В [[США]] словом «гетто» часто называют районы городов, населенные  [[цветные|цветными]] меньшинствами (такими как [[афроамериканцы]], [[латиноамериканцы]] и пр.).</ref> -->
<!-- <ref>В [[США]] словом «гетто» часто называют районы городов, населенные  [[цветные|цветными]] меньшинствами (такими как [[афроамериканцы]], [[латиноамериканцы]] и пр.).</ref> -->
Строка 35: Строка 76:
[[Категория:Город]]
[[Категория:Город]]
[[Категория:Гетто в период Второй мировой войны]]
[[Категория:Гетто в период Второй мировой войны]]
 +
[[Категория:История евреев в новое время]]
 +
 +
 +
   
   

Версия 18:10, 8 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья





Гетто, изолированная часть города в христианских странах, отведенная властями для проживания евреев.


Содержание

Происхождение термина

Термин «гетто» как исключительное обозначение замкнутого еврейского квартала появился в Италии, видимо, после того, как один из кварталов Венеции, называвшийся Гетто по расположенной недалеко пушечной мастерской (по-итальянски ghetta), был в 1516 г. окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям. Булла папы Павла IV (1555) обязала евреев Рима и других городов в папских владениях проживать в особых кварталах или улицах, обнесенных стеной с единственными воротами, запиравшимися на ночь. На практике итальянские гетто имели по несколько ворот, охранявшихся христианскими привратниками, которым платили евреи. Ворота закрывались по ночам, а также в дни больших христианских праздников. Папские буллы, начиная с 1562 г., все такие участки города, отведенные евреям, называют словом «гетто».

Итальянские власти, как правило, не разрешали расширять пределы гетто даже при увеличении числа жителей, поэтому гетто были перенаселены и находились в негигиеническом состоянии. Хотя евреям не разрешалось приобретать дома, в которых они жили, их права нанимателей по отношению к нееврейским домовладельцам защищала хазака (фактическое владение), признававшаяся итальянским законом. К концу 18 в. режим гетто в некоторых районах Италии начал ослабевать. В 1796 г. войска Французской республики разрушили стены гетто во всех городах Италии. Однако после падения Наполеона (1815) статус гетто в Италии был восстановлен, но уже с меньшими ограничениями. Стены гетто были отстроены только в Риме, Модене и в немногих других городах. Окончательно гетто были упразднены в Италии лишь в конце 19 в.

С 17 в. в Германии и некоторых других странах Европы кварталы, официально обособленные для проживания евреев, не только стали порой именоваться гетто, но действительно превращались в них (Франкфурт, Прага). В литературе 19 в. термин «гетто» стал по сути синонимом кварталов еврейских.


Гетто в период Второй мировой войны

В период Второй мировой войны в ряде городов Восточной Европы, оккупированной Германией, нацистами были созданы своего рода концентрационные лагеря, названные ими гетто и предназначенные для изоляции еврейского населения. Идея концентрации евреев в гетто была выдвинута Гитлером в 1939 г., но осуществлена не сразу. В сентябре 1939 г. Гейдрих приказал распустить еврейские общины, насчитывавшие менее 500 человек, и сосредоточить евреев в больших городах, где им были отведены ограниченные районы. Эти гетто были задуманы как промежуточные станции на пути в лагеря принудительного труда и лагеря смерти. Лишь обитатели гетто в Транснистрии (область между Днестром и Бугом, переданная в ведение румынских властей) не намечались к массовому уничтожению. На особом положении было гетто в Терезине (конец 1941 г.) для концентрации евреев из Богемии и Моравии, а позднее также из Германии и других стран Запада. Оно предназначалось для демонстрации хорошего обращения немецких властей с евреями, чтобы скрыть от мира преступления нацистов, связанные с осуществлением «окончательного решения». Некоторые гетто (главным образом на территории Польши) существовали длительное время, являясь резервом дешевой рабочей силы. В июле 1943 г. Гиммлер решил перевести оставшихся в живых обитателей гетто из всех стран Восточной Европы («Остланд») в концлагеря. Последнее гетто на польской земле было в Лодзи; оно просуществовало с апреля 1940 г. до ликвидации его немцами в августе 1944 г. Евреи, вначале не подозревавшие о намерениях нацистов, надеялись, что даже в условиях гетто самоуправление поможет им легче перенести период репрессий. Однако установленный нацистскими властями бесчеловечный режим для гетто и особенно «акции» по депортации различных групп его обитателей (престарелых, больных, детей, подростков и т. д.) в места, откуда никто назад не возвращался, и следовавшие за «акциями» облавы в гетто вскоре разрушили эту иллюзию.

В большинстве случаев гетто располагалось в одном из бедных районов города, где до этого ютилось многочисленное еврейское население. Евреев сгоняли в гетто из других районов города и из ближайших местечек, в то время как нееврейских жителей этого района заставляли переезжать в другое место. Эти операции с самого начала привели к огромной скученности еврейского населения. Вначале было два типа гетто: открытые, отмеченные только специальными вывесками как район проживания евреев, и закрытые, окруженные заграждениями, а в некоторых случаях даже стенами (например, в Варшаве). Это различие, однако, не имело никакого значения в дни депортаций, так как в это время все подступы к открытому гетто блокировались немецкой полицией.


Управление в гетто

В каждом гетто власти назначали юденрат (еврейский совет), состоявший в большинстве случаев из лиц, игравших в прошлом некоторую роль в жизни общины. Главе юденрата власти предоставляли определенные полномочия внутри гетто, но использовали его главным образом в качестве исполнителя своих предписаний. Основной задачей руководства гетто было осуществление контактов с властями и снабжение еврейского населения продовольствием, а также обеспечение его медицинской и социальной помощью (включая больницы). С течением времени на юденрат и еврейскую полицию, которой он ведал, была возложена ответственность за отправку людей на принудительные работы и отбор высылаемых в лагеря смерти. Это ставило сотрудников юденрата и еврейской полиции перед трагической дилеммой, нередко приводившей их к самоубийству.


Духовная и интеллектуальная деятельность

Немецкие власти жестоко подавляли религиозную жизнь в гетто. Они закрывали, а часто и разрушали синагоги, беспощадно преследовали деятельность раввинатов и отправления религиозного культа, кроме погребения. Евреев, сохранявших традиционный облик (одежда, борода), подвергали особым издевательствам (вырывали бороды и пейсы, назначали на самые унизительные работы и т. п.). Тем не менее многие евреи в гетто тайно соблюдали предписания Торы, готовые на мученичество во имя веры. Действовали нелегальные иешивы, миньяны (в Варшаве около пятисот), микве и т. д. С 1940 г. юденраты отвечали за образование в гетто. Им было разрешено открыть самоокупаемые начальные и профессиональные школы с преподаванием на идиш или иврите. И хотя число учащихся было ограничено высокой платой за обучение, а также физической истощенностью большей части детей, учебная сеть в гетто порой получала весьма развитую и разветвленную форму. Например, в Лодзи для выпускников школ и бывших студентов были организованы курсы высшего образования, в Вильнюсе помимо обычных школ действовали две религиозные школы, музыкальное училище, детские сады, детский и молодежный клубы, где устраивались вечера, выставки, спектакли. В центры образования и воспитания превращались детские дома и общества раздачи питания детям. В гетто проводились симпозиумы учителей, в Варшавском гетто было налажено издание учебников. Союзы писателей, художников, музыкантов устраивали литературные вечера, художественные выставки, концерты. Действовали театральные коллективы (пять в Варшаве, театральная студия «Авангард» в Лодзи), в Вильнюсе в 1942 г. состоялось 120 спектаклей. В библиотеке Страшуна (Вильнюс) в том же году числилось три тысячи абонентов. Серии лекций о науке, литературе, искусстве устраивало Общество просвещения (Варшава). В гетто создавались значительные литературные произведения (см. И. Каценельсон, А. Суцкевер), проводились литературные конкурсы. Ученые исследовали различные аспекты жизни в гетто, собирали материалы о зверствах нацистов, изучали реакцию человеческого организма на изменение привычных условий жизни и т. п. Частично этот материал сохранился в архиве И. Рингельблюма. Вся эта духовная и интеллектуальная деятельность, лишь частично ставшая известной, являлась эффективным средством сохранить человеческий облик в невыносимо тяжелых условиях жизни, противостоять главной цели нацистов — обесчеловечить узников гетто.


Ликвидация гетто

Ликвидация гетто проводилась как часть политики «окончательного решения». Когда принималось решение о ликвидации гетто, немцы призывали евреев добровольно являться для перевода их в трудовые лагеря, иногда сопровождая призыв обещаниями улучшить условия жизни. Но в большинстве случаев проводились облавы, и жители гетто силой доставлялись на сборные пункты, откуда их обычно перевозили поездами в лагеря смерти. Лишь немногим из жителей гетто удалось остаться в живых. Во многих гетто были вооруженные выступления евреев против нацистских палачей (подробнее см. Белосток, Бендзин, Варшава, Вильнюс, Краков, Ченстохова и другие).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГЕТТО в ЭЕЭ




См. также



ar:غيتو bg:Гето br:Ghetto bs:Geto ca:Gueto cs:Ghetto cy:Geto da:Ghettoel:Γκέτοeo:Getoet:Geto eu:Ghetto fa:گتو fi:Ghettohu:Gettója:ゲットー ka:გეტო kk:Гетто ko:게토 lb:Getto lt:Getas lv:Geto nl:Getto nn:Getto no:Getto pl:Getto pt:Gueto ro:Ghetou sh:Getosk:Geto sl:Geto sr:Гето sv:Getto tr:Gettozh-min-nan:Keh-to͘Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация