Козаков, Михаил Эммануилович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{IsFromWiki}}{{Писатель | Имя = Михаил Козаков | Оригинал имени = | Фото = | Ширина …») |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | {{Писатель | ||
| Имя = Михаил Козаков | | Имя = Михаил Козаков | ||
| Оригинал имени = | | Оригинал имени = | ||
Строка 24: | Строка 39: | ||
| Викитека = | | Викитека = | ||
}} | }} | ||
- | '''Михаил Эммануилович Козаков''' ( | + | '''Михаил Эммануилович Козаков''' (1897, станция Ромодан, Полтавская губерния, — 1954, Москва) — советский прозаик и драматург. |
== Биография == | == Биография == | ||
+ | |||
Михаил Козаков родился на станции Ромодан [[Полтавская губерния|Полтавской губернии]] (ныне [[Миргородский район|Миргородского района]] [[Полтавская область|Полтавской области]] [[Украина|Украины]]), в [[еврей]]ской семье. В раннем детстве жил в [[Крым]]у, где его отец устроился весовщиком в порту; школьные годы провёл в [[Лубны|Лубнах]], где в [[1916 год]]у окончил гимназию. | Михаил Козаков родился на станции Ромодан [[Полтавская губерния|Полтавской губернии]] (ныне [[Миргородский район|Миргородского района]] [[Полтавская область|Полтавской области]] [[Украина|Украины]]), в [[еврей]]ской семье. В раннем детстве жил в [[Крым]]у, где его отец устроился весовщиком в порту; школьные годы провёл в [[Лубны|Лубнах]], где в [[1916 год]]у окончил гимназию. | ||
- | Недолгое время учился в [[Киевский университет|Киевском университете]] на медицинском, затем юридическом факультетах (1916—1917). В январе [[1919 год]]а назначен комиссаром труда исполкома Совета рабочих депутатов города [[Лубны]], где в ту пору жила его мать — Матильда Мироновна Козакова; стал сотрудником редколлегии местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время наступления армии [[Деникин]]а в августе того же года был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара эшелона сопровождал эвакуированных в [[Казань]], где в [[1920 год]]у возобновил обучение в [[Казанский университет|местном университете]]. В [[1921 год]]у попал в [[Петроград]], и уже там в [[1922 год]]у окончил юридический факультет | + | Недолгое время учился в [[Киевский университет|Киевском университете]] на медицинском, затем юридическом факультетах (1916—1917). В январе [[1919 год]]а назначен комиссаром труда исполкома Совета рабочих депутатов города [[Лубны]], где в ту пору жила его мать — Матильда Мироновна Козакова; стал сотрудником редколлегии местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время наступления армии [[Деникин]]а в августе того же года был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара эшелона сопровождал эвакуированных в [[Казань]], где в [[1920 год]]у возобновил обучение в [[Казанский университет|местном университете]]. В [[1921 год]]у попал в [[Петроград]], и уже там в [[1922 год]]у окончил юридический факультет Петроградского университета, в том же году начал печататься. |
+ | |||
+ | == Литературная деятельность == | ||
- | Начинал как журналист; дебютировал рассказами в [[1923 год]]у («Санька» — в «Юном пролетарии», «Три дня» — в «Литературном еженедельнике»). В [[1924 год]]у вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье», в котором «сказывается идущее от [[Ремизов, Алексей Михайлович|А. Ремизова]] пристрастие к изощренности повествовательной техники, например, к вмешательству автора в процесс повествования, необычным метафорам и отстранению средствами синтаксиса»<ref>{{Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века}} — С. 191.</ref>. Козакова неоднократно подвергали критике за «формализм». | + | Начинал как журналист; дебютировал рассказами в [[1923 год]]у («Санька» — в «Юном пролетарии», «Три дня» — в «Литературном еженедельнике»). В [[1924 год]]у вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье», в котором «сказывается идущее от [[Ремизов, Алексей Михайлович|А. Ремизова]] пристрастие к изощренности повествовательной техники, например, к вмешательству автора в процесс повествования, необычным метафорам и отстранению средствами синтаксиса»<ref>{{Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века}} — С. 191.</ref>. Козакова неоднократно подвергали критике за «формализм». |
На протяжении 1920-х годов опубликовал повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама» (обе — 1927), «Человек, падающий ниц» (1929, о феномене [[антисемитизм]]а), несколько сборников рассказов. В 1930-е годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград». В [[1932 год]]у по его сценарию была снята кинокартина [[Блестящая карьера (фильм)|«Блестящая карьера»]] (''[[Ленфильм|Ленсоюзкино]]'', режиссёр — [[Браун, Владимир Александрович|В. А. Браун]]). | На протяжении 1920-х годов опубликовал повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама» (обе — 1927), «Человек, падающий ниц» (1929, о феномене [[антисемитизм]]а), несколько сборников рассказов. В 1930-е годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград». В [[1932 год]]у по его сценарию была снята кинокартина [[Блестящая карьера (фильм)|«Блестящая карьера»]] (''[[Ленфильм|Ленсоюзкино]]'', режиссёр — [[Браун, Владимир Александрович|В. А. Браун]]). | ||
Строка 43: | Строка 61: | ||
В послевоенные годы написал исторические повести «Петроградские дни» и «Московские дни», роман «Жители этого города», изданные посмертно. | В послевоенные годы написал исторические повести «Петроградские дни» и «Московские дни», роман «Жители этого города», изданные посмертно. | ||
+ | |||
+ | == Особенности творчества == | ||
+ | |||
+ | В сказовой манере его ранних произведений ощутимо влияние так называемой орнаментальной школы (А. Белый, А. Ремизов, Б. Пильняк). | ||
+ | |||
+ | Произведения Козакова 1920-х гг. посвящены быту советских мещан (сб. «Попугаево счастье», повести «Мещанин Адамейко» и «Полтора хама») и еврейской жизни, выбитой из колеи революцией. | ||
+ | |||
+ | Образы евреев — наводчика, братоубийцы и нэпмана Абрама (повесть «Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы», 1927), неудачливого грабителя Иоськи Каца (рассказ «Смертники», 1925), щедрого ко всем и отважного коротышки Айзика Евсеевича («Повесть о карлике Максе...», 1926) — привели к острой полемике и даже к обвинениям автора в юдофобстве. Повесть Козакова о природе антисемитизма в Советской России «Человек, падающий ниц» (1929) вызвала живой отклик как в СССР, так и за рубежом. К середине 1930-х гг. Козаков, как и большинство русских писателей-евреев, писавших на еврейскую тему, был вынужден расстаться с ней. Однако даже в наиболее известном эпическом романе Козакова «Девять точек» (кн. 1–4, 1929–37; полностью опубликован под названием «Крушение империи», ч. ;1–4, 1956), над которым он работал около 25 лет, одной из основных сюжетных линий является история еврейской семьи. Козакову принадлежат также пьесы и повести на так называемые темы революционной борьбы (пьесы «Чекисты», 1939; «Неистовый Виссарион», 1948; повесть об Октябрьской революции «Петроградские дни», 1957, и другие). | ||
+ | |||
+ | == Семья == | ||
Сын (от второго брака на редакторе Зое Александровне Никитиной, урождённой Гацкевич, 1902—1973) — актёр и режиссёр [[Козаков, Михаил Михайлович|Михаил Козаков]]. | Сын (от второго брака на редакторе Зое Александровне Никитиной, урождённой Гацкевич, 1902—1973) — актёр и режиссёр [[Козаков, Михаил Михайлович|Михаил Козаков]]. | ||
== Сочинения == | == Сочинения == | ||
+ | |||
* Попугаево счастье (сборник рассказов). Ленинград, 1924 | * Попугаево счастье (сборник рассказов). Ленинград, 1924 | ||
- | |||
* Человечья закутка (сборник рассказов). Ленинград, 1926 | * Человечья закутка (сборник рассказов). Ленинград, 1926 | ||
* Повесть о карлике Максе. Ленинград, 1926 | * Повесть о карлике Максе. Ленинград, 1926 | ||
+ | * Полтора хама. Ленинград: Мысль, 1927 | ||
* Мещанин Адамейко: повесть. Ленинград: Рабочее издательство «Прибой», 1927 | * Мещанин Адамейко: повесть. Ленинград: Рабочее издательство «Прибой», 1927 | ||
* Избранные сочинения: тт. I—IV. Ленинград: Прибой, 1929—1931 | * Избранные сочинения: тт. I—IV. Ленинград: Прибой, 1929—1931 | ||
Строка 63: | Строка 92: | ||
== О М. Э. Казакове == | == О М. Э. Казакове == | ||
+ | |||
* И. Виноградов. Углубление темы: о творчестве М. Козакова. Институт литературы и искусства, Ленинградское отделение. Издательство писателей в Ленинграде, 1934 | * И. Виноградов. Углубление темы: о творчестве М. Козакова. Институт литературы и искусства, Ленинградское отделение. Издательство писателей в Ленинграде, 1934 | ||
Строка 73: | Строка 103: | ||
* [http://alfred-griber.livejournal.com/122487.html Альфред Грибер. "О жизни, о людях и о себе". Михаил Эммануилович Козаков] | * [http://alfred-griber.livejournal.com/122487.html Альфред Грибер. "О жизни, о людях и о себе". Михаил Эммануилович Козаков] | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | {{ElevenCopyRight|12157|КОЗАКОВ Михаил Эммануилович}} | |
- | + | ||
- | + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] |
Текущая версия на 17:29, 8 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Михаил Козаков | |
Дата рождения: |
11 (23) августа 1897 |
---|---|
Место рождения: |
Ромодан (Полтавская губерния) |
Дата смерти: |
16 декабря 1954 |
Место смерти: |
Москва |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
прозаик |
Язык произведений: |
русский |
Михаил Эммануилович Козаков (1897, станция Ромодан, Полтавская губерния, — 1954, Москва) — советский прозаик и драматург.
Содержание |
Биография
Михаил Козаков родился на станции Ромодан Полтавской губернии (ныне Миргородского района Полтавской области Украины), в еврейской семье. В раннем детстве жил в Крыму, где его отец устроился весовщиком в порту; школьные годы провёл в Лубнах, где в 1916 году окончил гимназию.
Недолгое время учился в Киевском университете на медицинском, затем юридическом факультетах (1916—1917). В январе 1919 года назначен комиссаром труда исполкома Совета рабочих депутатов города Лубны, где в ту пору жила его мать — Матильда Мироновна Козакова; стал сотрудником редколлегии местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время наступления армии Деникина в августе того же года был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара эшелона сопровождал эвакуированных в Казань, где в 1920 году возобновил обучение в местном университете. В 1921 году попал в Петроград, и уже там в 1922 году окончил юридический факультет Петроградского университета, в том же году начал печататься.
Литературная деятельность
Начинал как журналист; дебютировал рассказами в 1923 году («Санька» — в «Юном пролетарии», «Три дня» — в «Литературном еженедельнике»). В 1924 году вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье», в котором «сказывается идущее от А. Ремизова пристрастие к изощренности повествовательной техники, например, к вмешательству автора в процесс повествования, необычным метафорам и отстранению средствами синтаксиса»[1]. Козакова неоднократно подвергали критике за «формализм».
На протяжении 1920-х годов опубликовал повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама» (обе — 1927), «Человек, падающий ниц» (1929, о феномене антисемитизма), несколько сборников рассказов. В 1930-е годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград». В 1932 году по его сценарию была снята кинокартина «Блестящая карьера» (Ленсоюзкино, режиссёр — В. А. Браун).
Написал около 10 пьес, в том числе «Когда я один» (1934), «Чекисты» (1939, поставлена в Ленинградских театрах имени Пушкина и Ленсовета), «Остров великих надежд», «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» (последние три — 1945 и совместно с А. Б. Мариенгофом) и «Неистовый Виссарион» (1948) о В. Г. Белинском. Постановкой «Золотого обруча» в режиссуре С. А. Майорова открылся в 1946 году Театр на Спартаковской (впоследствии Московский драматический театр на Малой Бронной). Постановка «Преступления на улице Марата» в Театре имени Комиссаржевской была остановлена специальным постановлением в 1946 году. «Остров великих надежд» был поставлен в 1951 году Г. А. Товстоноговым в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола.
Главное произведение М. Э. Козакова — роман «Крушение империи» (1956), в первоначальном виде опубликованный четырьмя частями в 1929—1939 годах под названием «Девять точек». Это пространное повествование, в котором события 1913—1917 годов излагаются в манере, сочетающей документальность и художественный вымысел. Полностью и в переработанном виде он впервые был опубликован только после смерти писателя и остался почти незамеченным критикой.
«Роман Козакова в идейно-общественном, историческом плане строится на ... ленинском толковании событий февральской революции»
— Константин Федин[2]
В послевоенные годы написал исторические повести «Петроградские дни» и «Московские дни», роман «Жители этого города», изданные посмертно.
Особенности творчества
В сказовой манере его ранних произведений ощутимо влияние так называемой орнаментальной школы (А. Белый, А. Ремизов, Б. Пильняк).
Произведения Козакова 1920-х гг. посвящены быту советских мещан (сб. «Попугаево счастье», повести «Мещанин Адамейко» и «Полтора хама») и еврейской жизни, выбитой из колеи революцией.
Образы евреев — наводчика, братоубийцы и нэпмана Абрама (повесть «Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы», 1927), неудачливого грабителя Иоськи Каца (рассказ «Смертники», 1925), щедрого ко всем и отважного коротышки Айзика Евсеевича («Повесть о карлике Максе...», 1926) — привели к острой полемике и даже к обвинениям автора в юдофобстве. Повесть Козакова о природе антисемитизма в Советской России «Человек, падающий ниц» (1929) вызвала живой отклик как в СССР, так и за рубежом. К середине 1930-х гг. Козаков, как и большинство русских писателей-евреев, писавших на еврейскую тему, был вынужден расстаться с ней. Однако даже в наиболее известном эпическом романе Козакова «Девять точек» (кн. 1–4, 1929–37; полностью опубликован под названием «Крушение империи», ч. ;1–4, 1956), над которым он работал около 25 лет, одной из основных сюжетных линий является история еврейской семьи. Козакову принадлежат также пьесы и повести на так называемые темы революционной борьбы (пьесы «Чекисты», 1939; «Неистовый Виссарион», 1948; повесть об Октябрьской революции «Петроградские дни», 1957, и другие).
Семья
Сын (от второго брака на редакторе Зое Александровне Никитиной, урождённой Гацкевич, 1902—1973) — актёр и режиссёр Михаил Козаков.
Сочинения
- Попугаево счастье (сборник рассказов). Ленинград, 1924
- Человечья закутка (сборник рассказов). Ленинград, 1926
- Повесть о карлике Максе. Ленинград, 1926
- Полтора хама. Ленинград: Мысль, 1927
- Мещанин Адамейко: повесть. Ленинград: Рабочее издательство «Прибой», 1927
- Избранные сочинения: тт. I—IV. Ленинград: Прибой, 1929—1931
- Человек падающий ниц: повести и рассказы (Человек, падающий ниц; Смертники; Повесть о карлике Максе; Куприкчаевская квартира). Ленинград: Прибой, 1930
- Девять точек: роман, книга I (Избранные сочинения, т. 4). Ленинград: Прибой, 1930, с переизданиями; I и II части — 1934; III часть — 1936; IV часть — 1939
- Жители этого города: роман. Москва: Молодая гвардия, 1955
- Крушение империи: роман в 4-х частях. Москва: Известия, 1956 и 1963 (в 2-х тт.), Москва: Художественная литература, 1986; Ташкент, 1989 (в 2-х тт.)
Современные издания
- Козаковы: Три-Михаила-Три. Повести и рассказы. Москва: Рутена, 1999
- Избранное. Серия «Отечественная проза». Москва: Гудьял-пресс, 2002
О М. Э. Казакове
- И. Виноградов. Углубление темы: о творчестве М. Козакова. Институт литературы и искусства, Ленинградское отделение. Издательство писателей в Ленинграде, 1934
Примечания
- ↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8 — С. 191.
- ↑ из послесловия к посмертному изданию романа
Ссылки
- Козаков, Михаил Эммануилович — статья из Большой советской энциклопедии
- Козаков, Михаил Эммануилович — статья из Краткой литературной энциклопедии
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КОЗАКОВ Михаил Эммануилович в ЭЕЭ