Нехемья (Неемия), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(консолидация) |
м (→Биография автора: оформление) |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. [[Аммон]]; [[Тобиады]]) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны). | Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. [[Аммон]]; [[Тобиады]]) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны). | ||
- | После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник [[Суккот]], когда население Иудеи совершало [[Паломничество|паломничество]] в [[Иерусалимский храм]], Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы [[Тора|Торы]], после чего (как некогда в царствование [[Иошияху]]) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение [[Суббота| | + | После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник [[Суккот]], когда население Иудеи совершало [[Паломничество|паломничество]] в [[Иерусалимский храм]], Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы [[Тора|Торы]], после чего (как некогда в царствование [[Иошияху]]) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение [[Суббота|Шаббата]] и поддержка [[Храм]]а и его служителей (особенно [[леви]]тов, материальное положение которых было нелегким). |
В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи. | В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи. | ||
- | Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в | + | Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в канон ТаНаХа. |
{{ElevenCopyRight|12965|НЕХЕМИЯ}} | {{ElevenCopyRight|12965|НЕХЕМИЯ}} |
Версия 10:04, 8 июля 2012
Источник: | |||||||||||
|
Книга Нехемии — часть ТаНаХа, написанная Нехемией. Часть Писаний.
Место написания: Иерусалим.
Написание завершено: после 443 г. до н. э..
Охваченное время: 456—после 443 гг. до н. э.
Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2).
Биография автора
Нехемия (ивр. נְחֶמְיָה) — сын Хахальи, еврейский наместник Иудеи под властью Персии, автор одноимённой книги Библии («Книга Неемии»). Соратник Эзры в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из вавилонского плена.
Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя Артаксеркса I в Сузах, Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (пеха) провинции Иеhуд (Иудея) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим.
Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены в короткий срок (52 дня). Снискав широкую поддержку в народе, Нехемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с первосвященником Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Нехемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности — освобождения попавших в долговое рабство крестьян и возвращения им их наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице Санваллата, назначенного персидскими властями наместником области Самарии, и самаритянской аристократии, с которой у нее установились тесные родственные связи (так, сын Эльяшива был женат на дочери Санваллата). Самаритяне опасались усиления Иерусалима, так как это могло угрожать положению города Самарии как важного административного центра в юго-западной части Персидской империи.
Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. Аммон; Тобиады) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны).
После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник Суккот, когда население Иудеи совершало паломничество в Иерусалимский храм, Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы Торы, после чего (как некогда в царствование Иошияху) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение Шаббата и поддержка Храма и его служителей (особенно левитов, материальное положение которых было нелегким).
В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи.
Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в канон ТаНаХа.
Это незавершённая статья по библеистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |