Лютер, Мартин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Лютер, Мартин (ЭЕЭ)» в «Лютер, Мартин»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Лютер, Мартин''' (Luther, Martin; 1483, Эйслебен, Германия, – 1546, там же), один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой [[Реформация|Реформации]]. Отношение Лютера к евреям претерпело изменения на протяжении его жизни. В первый период (приблизительно 1513–23 гг.) Лютер был склонен осуждать преследования евреев и рекомендовал «истинно христианскую» терпимость по отношению к ним. В частности, в своем комментарии на Псалом 22 (примерно 1519 г.; /см. [[Псалмы]]/) Лютер осуждает проповедников, которые не способны ни на что, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к [[Иисус|Иисусу Христу]] и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих». Лютер резко осуждал конфискацию [[Талмуд|Талмуда]] и [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]]. Заявляя, что не следует ожидать обращения всех евреев в христианство, он, тем не менее, надеялся, что многие евреи примут крещение после того, как услышат его проповеди. Впервые Лютер специально обратился к еврейскому вопросу в памфлете «О том, что Христос родился евреем» (1523). Указывая, что евреи того же происхождения, что и основоположник [[Христианство|христианства]], Лютер заявлял, что они были правы в своем отказе принять «папское язычество» и что, если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочел бы превратиться в свинью, нежели стать христианином.
+
'''Лютер, Мартин''' (Luther, Martin; 1483, Эйслебен, Германия, – 1546, там же), один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой [[Реформация|Реформации]].  
 +
== Отношение Лютера к евреям ==
 +
=== Первый период ===
-
Постепенно, однако, Лютер убедился, что евреи не намерены принять христианство и в его реформированном, «подлинном» виде. По этой или по какой-либо другой причине в его отношении к евреям начинает обнаруживаться враждебность. В 1526 г. он жаловался на упрямство евреев, сохраняющих верность своему традиционному пониманию Святого Писания. Нападки Лютера на ростовщичество (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]) начали приобретать антиеврейский характер, а «Застольные беседы» (1530-е гг.) содержали частые жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол». Явно антиеврейский характер носят два памфлета — «О евреях и их лжи» (1542) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543), где Лютер в полной мере следует средневековой антиеврейской литературе, повторяя ее полемические нападки на евреев как «отвратительных паразитов», «воров и разбойников, похищающих детей и отравляющих колодцы», и т. п. Хотя бранные выражения характерны для полемики Лютера также против католической церкви, папы, князей, юристов и т. п., в случае евреев он предлагал применение практических мер — от принудительных работ до прямого изгнания. Многие из протестантских правителей принимали политические рекомендации Лютера. В 1537 г. евреи были изгнаны из [[Саксония|Саксонии]]. Просьбы Иосельмана (см. [[Иосеф Бен Гершон Из Росхейма|Иосеф бен Гершон из Росхейма]]) вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что евреи не оправдали его дружелюбного отношения к ним. В Гессене было введено дискриминационное «Уложение о евреях».
+
Отношение Лютера к евреям претерпело изменения на протяжении его жизни.  
-
Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в [[Германия|Германии]], и отрицательное отношение к Реформации, хотя среди деятелей реформационного движения были и лица (Генрих Буллингер в [[Швейцария|Швейцарии]], Андреас Озиандер в [[Нюрнберг|Нюрнберге]] и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли [[Антисемитизм|антисемитизм]], служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.
+
В первый период (приблизительно 1513–23 гг.) Лютер был склонен осуждать преследования евреев и рекомендовал «истинно христианскую» терпимость по отношению к ним.  
-
{{ElevenCopyRight|12537|ЛЮТЕР Мартин}}
+
В частности, в своем комментарии на Псалом 22 (примерно 1519 г.; /см. [[Псалмы]]/) Лютер осуждает проповедников, которые не способны ни на что, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к [[Иисус|Иисусу Христу]] и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих».
 +
Лютер резко осуждал конфискацию [[Талмуд|Талмуда]] и [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]]. Заявляя, что не следует ожидать обращения всех евреев в христианство, он, тем не менее, надеялся, что многие евреи примут крещение после того, как услышат его проповеди.
-
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Иудаизм и другие религии]]
+
Впервые Лютер специально обратился к еврейскому вопросу в памфлете «О том, что Христос родился евреем» (1523). Указывая, что евреи того же происхождения, что и основоположник [[Христианство|христианства]], Лютер заявлял, что они были правы в своем отказе принять «папское язычество» и что, если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочел бы превратиться в свинью, нежели стать христианином.
 +
=== Последующий период  ===
 +
 
 +
Постепенно, однако, Лютер убедился, что евреи не намерены принять христианство и в его реформированном, «подлинном» виде. По этой или по какой-либо другой причине в его отношении к евреям начинает обнаруживаться враждебность.
 +
 
 +
В 1526 г. он жаловался на упрямство евреев, сохраняющих верность своему традиционному пониманию Святого Писания. Нападки Лютера на ростовщичество (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]) начали приобретать антиеврейский характер, а «Застольные беседы» (1530-е гг.) содержали частые жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол».
 +
 
 +
Явно антиеврейский характер носят два памфлета — «О евреях и их лжи» (1542) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543), где Лютер в полной мере следует средневековой антиеврейской литературе, повторяя ее полемические нападки на евреев как «отвратительных паразитов», «воров и разбойников, похищающих детей и отравляющих колодцы», и т. п.
 +
==== Политические рекомендации ====
 +
 +
Хотя бранные выражения характерны для полемики Лютера также против католической церкви, папы, князей, юристов и т. п., в случае евреев он предлагал применение практических мер — от принудительных работ до прямого изгнания. Многие из протестантских правителей принимали политические рекомендации Лютера.
 +
 
 +
В 1537 г. евреи были изгнаны из [[Саксония|Саксонии]]. Просьбы Иосельмана (см. [[Иосеф Бен Гершон Из Росхейма|Иосеф бен Гершон из Росхейма]]) вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что евреи не оправдали его дружелюбного отношения к ним. В Гессене было введено дискриминационное «Уложение о евреях».
 +
 
 +
== Антиеврейская позиция Лютера - исток травли евреев в течение столетий ==
 +
 +
 
 +
Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в [[Германия|Германии]], и отрицательное отношение к Реформации, хотя среди деятелей реформационного движения были и лица (Генрих Буллингер в [[Швейцария|Швейцарии]], Андреас Озиандер в [[Нюрнберг|Нюрнберге]] и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли [[Антисемитизм|антисемитизм]], служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|12537|ЛЮТЕР Мартин}}

Версия 19:41, 7 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Лютер, Мартин (Luther, Martin; 1483, Эйслебен, Германия, – 1546, там же), один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой Реформации.

Содержание

Отношение Лютера к евреям

Первый период

Отношение Лютера к евреям претерпело изменения на протяжении его жизни.

В первый период (приблизительно 1513–23 гг.) Лютер был склонен осуждать преследования евреев и рекомендовал «истинно христианскую» терпимость по отношению к ним.

В частности, в своем комментарии на Псалом 22 (примерно 1519 г.; /см. Псалмы/) Лютер осуждает проповедников, которые не способны ни на что, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к Иисусу Христу и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих».

Лютер резко осуждал конфискацию Талмуда и раввинистической литературы. Заявляя, что не следует ожидать обращения всех евреев в христианство, он, тем не менее, надеялся, что многие евреи примут крещение после того, как услышат его проповеди.

Впервые Лютер специально обратился к еврейскому вопросу в памфлете «О том, что Христос родился евреем» (1523). Указывая, что евреи того же происхождения, что и основоположник христианства, Лютер заявлял, что они были правы в своем отказе принять «папское язычество» и что, если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочел бы превратиться в свинью, нежели стать христианином.

Последующий период

Постепенно, однако, Лютер убедился, что евреи не намерены принять христианство и в его реформированном, «подлинном» виде. По этой или по какой-либо другой причине в его отношении к евреям начинает обнаруживаться враждебность.

В 1526 г. он жаловался на упрямство евреев, сохраняющих верность своему традиционному пониманию Святого Писания. Нападки Лютера на ростовщичество (см. Ссуда денежная) начали приобретать антиеврейский характер, а «Застольные беседы» (1530-е гг.) содержали частые жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол».

Явно антиеврейский характер носят два памфлета — «О евреях и их лжи» (1542) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543), где Лютер в полной мере следует средневековой антиеврейской литературе, повторяя ее полемические нападки на евреев как «отвратительных паразитов», «воров и разбойников, похищающих детей и отравляющих колодцы», и т. п.

Политические рекомендации

Хотя бранные выражения характерны для полемики Лютера также против католической церкви, папы, князей, юристов и т. п., в случае евреев он предлагал применение практических мер — от принудительных работ до прямого изгнания. Многие из протестантских правителей принимали политические рекомендации Лютера.

В 1537 г. евреи были изгнаны из Саксонии. Просьбы Иосельмана (см. Иосеф бен Гершон из Росхейма) вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что евреи не оправдали его дружелюбного отношения к ним. В Гессене было введено дискриминационное «Уложение о евреях».

Антиеврейская позиция Лютера - исток травли евреев в течение столетий

Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в Германии, и отрицательное отношение к Реформации, хотя среди деятелей реформационного движения были и лица (Генрих Буллингер в Швейцарии, Андреас Озиандер в Нюрнберге и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли антисемитизм, служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЮТЕР Мартин в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация