Ламед-Вав Цадиким ("36 праведников")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Ламед-Вав Цаддиким''' (ל"ו צַדִּיקִים,`тридцать шесть праведников`), согласно еврейской традиции — минимальное число живущих одновременно и неведомых людям праведников, которым мир в любой момент обязан своим существованием. Представление о ламед-вав цаддиким впервые встречается в [[Талмуд|Талмуде]] (Санх. 97б; Сук. 45б) как мнение вавилонского [[Амора|аморы]] [[Аббайе]], усматривавшего намек на это в числовом значении букв (см. [[Гематрия]]) последнего слова в изречении [[Исайя|Исайи]]: «... блаженны все, уповающие на Него» (30:18; `него` — на [[Иврит Язык|иврите]] לו соответствует числу 36) и подчеркивавшего, что ламед-вав цаддиким удостаиваются постоянного чувства близости к [[Шхина|Шхине]]. [[Шимон Бар Иохай|Шимон бар Иохай]] утверждал, что мир не может существовать, если в нем нет 30 праведников, «подобных праотцу Аврааму» (Быт. Р. 35:2), а амора Шимон бен Иехоцадак (3 в.) считал, что мир держится на заслугах 45 праведников (Хул. 92а). Толкование числового значения букв отдельного библейского слова встречается и в каббалистическом (см. [[Каббала]]) произведении «Тиккуней hа-Зохар» («Дополнения к [[Зохар|Зохару]]», 50б, доп. 21), где автор сравнивает слова в упреке пророка [[Хошеа Книга|Хошеи]] еврейскому народу «разделено сердце их» (10:2) с указанным выше изречением Исайи и приходит к заключению, что число ламед-вав цаддиким равно 72 (буквы, составляющие слова, `сердце их` /на иврите это одно слово לִבָּם/ имеют в сумме числовое значение 72), из которых половина постоянно живет в [[Эрец-Исраэль]], а половина в [[Галут|галуте]]. Однако принятое впоследствии в учении [[Хасидизм|хасидизма]] и в [[Фольклорсодержание|фольклоре]] число 36 вытеснило все другие версии. [[Шолем, Гершом|Г. Шолем]] объясняет появление у евреев представления о 36 праведниках, обеспечивающих существование мира, влиянием эллинистической астрологии, согласно которой каждый из 36 небесных «владык» управляет десятью днями года.
+
'''Ламед-Вав Цаддиким''' (ל"ו צַדִּיקִים,`тридцать шесть праведников`), согласно еврейской традиции — минимальное число живущих одновременно и неведомых людям праведников, которым мир в любой момент обязан своим существованием.  
 +
=== Первое упоминание о ламед-вав цаддиким ===
-
Легенды о ламед-вав цаддиким занимали видное место в фольклоре восточноевропейского еврейства. Широко бытовавшие в народе рассказы об их деяниях рисуют скрытого праведника (на [[Идиш Язык|идиш]] — ламед-вовник) как человека, по внешнему облику и образу жизни ничем не отличающегося от еврея-простолюдина: ремесленника, водоноса, дровосека и т. д. Величие его не в учености, а в благих деяниях, в помощи обездоленным. Окружающие не подозревают о его святости, свои благодеяния он творит тайно, и лишь в момент грозящей евреям опасности проявляет скрытые в нем силы, а затем таинственно исчезает. Со смертью одного из ламед-вав цаддиким роль скрытого праведника переходит к другому достойному лицу. Иногда народ признавал одним из ламед-вав цаддиким реальную личность, например, хасидского [[Цаддик|цаддика]] Иехиэля Меира (Лифшица) из Гостынина (1816–88).  
+
Представление о ламед-вав цаддиким впервые встречается в [[Талмуд|Талмуде]] (Санх. 97б; Сук. 45б) как мнение вавилонского [[Амора|аморы]] [[Аббайе]], усматривавшего намек на это в числовом значении букв (см. [[Гематрия]]) последнего слова в изречении [[Исайя|Исайи]]: «... блаженны все, уповающие на Него» (30:18; `него` — на [[Иврит Язык|иврите]] לו соответствует числу 36) и подчеркивавшего, что ламед-вав цаддиким удостаиваются постоянного чувства близости к [[Шхина|Шхине]].  
 +
=== Толкование числового значения букв библейского слова ===
-
Сюжет ламед-вав цаддиким использован в рассказе из сборника «Циюрим у-решимот» («Зарисовки и заметки», Одесса, 1910) [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]], «Им ло ле-мала ми-зе» («Если не выше еще...»; в переводе на русский язык [[Фруг, Семен Григорьевич|С. Фруга]] в сборнике И. Л. Переца «Рассказы и сказки», М., 1941), в пьесе [[Закс, Нелли|Нелли Закс]] «Эли», в романе [[Шварц-Барт, Андре|А. Шварц-Барта]] «Последний из праведников» (на французском языке; русский перевод: Иер., [[«Библиотека-Алия»]], 1978).
+
[[Шимон Бар Иохай|Шимон бар Иохай]] утверждал, что мир не может существовать, если в нем нет 30 праведников, «подобных праотцу Аврааму» (Быт. Р. 35:2), а амора Шимон бен Иехоцадак (3 в.) считал, что мир держится на заслугах 45 праведников (Хул. 92а).  
-
{{ElevenCopyRight|12310|ЛАМЕД-ВАВ ЦАДДИКИМ}}
+
Толкование числового значения букв отдельного библейского слова встречается и в каббалистическом (см. [[Каббала]]) произведении «Тиккуней hа-Зохар» («Дополнения к [[Зохар|Зохару]]», 50б, доп. 21), где автор сравнивает слова в упреке пророка [[Хошеа Книга|Хошеи]] еврейскому народу «разделено сердце их» (10:2) с указанным выше изречением Исайи и приходит к заключению, что число ламед-вав цаддиким равно 72 (буквы, составляющие слова, `сердце их` /на иврите это одно слово לִבָּם/ имеют в сумме числовое значение 72), из которых половина постоянно живет в [[Эрец-Исраэль]], а половина в [[Галут|галуте]].
 +
Однако принятое впоследствии в учении [[Хасидизм|хасидизма]] и в [[Фольклорсодержание|фольклоре]] число 36 вытеснило все другие версии. [[Шолем, Гершом|Г. Шолем]] объясняет появление у евреев представления о 36 праведниках, обеспечивающих существование мира, влиянием эллинистической астрологии, согласно которой каждый из 36 небесных «владык» управляет десятью днями года.
 +
=== Легенды о ламед-вав цаддиким ===
 +
 +
Легенды о ламед-вав цаддиким занимали видное место в фольклоре восточноевропейского еврейства.
-
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Мистика. Каббала. Магия]]
+
Широко бытовавшие в народе рассказы об их деяниях рисуют скрытого праведника (на [[Идиш Язык|идиш]] — ламед-вовник) как человека, по внешнему облику и образу жизни ничем не отличающегося от еврея-простолюдина: ремесленника, водоноса, дровосека и т. д.
 +
 
 +
Величие его не в учености, а в благих деяниях, в помощи обездоленным. Окружающие не подозревают о его святости, свои благодеяния он творит тайно, и лишь в момент грозящей евреям опасности проявляет скрытые в нем силы, а затем таинственно исчезает.
 +
 
 +
Со смертью одного из ламед-вав цаддиким роль скрытого праведника переходит к другому достойному лицу.  
 +
 
 +
Иногда народ признавал одним из ламед-вав цаддиким реальную личность, например, хасидского [[Цаддик|цаддика]] Иехиэля Меира (Лифшица) из Гостынина (1816–88).  
 +
 
 +
Сюжет ламед-вав цаддиким использован в рассказе из сборника «Циюрим у-решимот» («Зарисовки и заметки», Одесса, 1910) [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]], «Им ло ле-мала ми-зе» («Если не выше еще...»; в переводе на русский язык [[Фруг, Семен Григорьевич|С. Фруга]] в сборнике И. Л. Переца «Рассказы и сказки», М., 1941), в пьесе [[Закс, Нелли|Нелли Закс]] «Эли», в романе [[Шварц-Барт, Андре|А. Шварц-Барта]] «Последний из праведников» (на французском языке; русский перевод: Иер., [[«Библиотека-Алия»]], 1978).
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|12310|ЛАМЕД-ВАВ ЦАДДИКИМ}}

Версия 20:30, 2 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Ламед-Вав Цаддиким (ל"ו צַדִּיקִים,`тридцать шесть праведников`), согласно еврейской традиции — минимальное число живущих одновременно и неведомых людям праведников, которым мир в любой момент обязан своим существованием.

Первое упоминание о ламед-вав цаддиким

Представление о ламед-вав цаддиким впервые встречается в Талмуде (Санх. 97б; Сук. 45б) как мнение вавилонского аморы Аббайе, усматривавшего намек на это в числовом значении букв (см. Гематрия) последнего слова в изречении Исайи: «... блаженны все, уповающие на Него» (30:18; `него` — на иврите לו соответствует числу 36) и подчеркивавшего, что ламед-вав цаддиким удостаиваются постоянного чувства близости к Шхине.

Толкование числового значения букв библейского слова

Шимон бар Иохай утверждал, что мир не может существовать, если в нем нет 30 праведников, «подобных праотцу Аврааму» (Быт. Р. 35:2), а амора Шимон бен Иехоцадак (3 в.) считал, что мир держится на заслугах 45 праведников (Хул. 92а).

Толкование числового значения букв отдельного библейского слова встречается и в каббалистическом (см. Каббала) произведении «Тиккуней hа-Зохар» («Дополнения к Зохару», 50б, доп. 21), где автор сравнивает слова в упреке пророка Хошеи еврейскому народу «разделено сердце их» (10:2) с указанным выше изречением Исайи и приходит к заключению, что число ламед-вав цаддиким равно 72 (буквы, составляющие слова, `сердце их` /на иврите это одно слово לִבָּם/ имеют в сумме числовое значение 72), из которых половина постоянно живет в Эрец-Исраэль, а половина в галуте.

Однако принятое впоследствии в учении хасидизма и в фольклоре число 36 вытеснило все другие версии. Г. Шолем объясняет появление у евреев представления о 36 праведниках, обеспечивающих существование мира, влиянием эллинистической астрологии, согласно которой каждый из 36 небесных «владык» управляет десятью днями года.

Легенды о ламед-вав цаддиким

Легенды о ламед-вав цаддиким занимали видное место в фольклоре восточноевропейского еврейства.

Широко бытовавшие в народе рассказы об их деяниях рисуют скрытого праведника (на идиш — ламед-вовник) как человека, по внешнему облику и образу жизни ничем не отличающегося от еврея-простолюдина: ремесленника, водоноса, дровосека и т. д.

Величие его не в учености, а в благих деяниях, в помощи обездоленным. Окружающие не подозревают о его святости, свои благодеяния он творит тайно, и лишь в момент грозящей евреям опасности проявляет скрытые в нем силы, а затем таинственно исчезает.

Со смертью одного из ламед-вав цаддиким роль скрытого праведника переходит к другому достойному лицу.

Иногда народ признавал одним из ламед-вав цаддиким реальную личность, например, хасидского цаддика Иехиэля Меира (Лифшица) из Гостынина (1816–88).

Сюжет ламед-вав цаддиким использован в рассказе из сборника «Циюрим у-решимот» («Зарисовки и заметки», Одесса, 1910) И. Л. Переца, «Им ло ле-мала ми-зе» («Если не выше еще...»; в переводе на русский язык С. Фруга в сборнике И. Л. Переца «Рассказы и сказки», М., 1941), в пьесе Нелли Закс «Эли», в романе А. Шварц-Барта «Последний из праведников» (на французском языке; русский перевод: Иер., «Библиотека-Алия», 1978).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛАМЕД-ВАВ ЦАДДИКИМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация