Синагога Тиферет Исраэль (Иерусалим)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 48: Строка 48:
  |Commons                  = Tiferet Yisrael Synagogue
  |Commons                  = Tiferet Yisrael Synagogue
}}
}}
-
Синагога '''Тиферет Исраэль''' (она же «синагога Нисана Бека») — одна из самых легендарных синагог [[Иерусалим]]а.
+
Синагога '''Тиферет Исраэль''' (она же «синагога Нисан Бек») — одна из самых легендарных синагог [[Иерусалим]]а.
 +
 
Название дано [[Ружинский Ребе|р. Исроэлем из Ружина]]. Который сослался при этом на стих из книги [[Плач Иеремии|Эйха]] (2:1): «С неба на землю низринул ''великолепие Израиля'' (Тиферет Исраэль)».
Название дано [[Ружинский Ребе|р. Исроэлем из Ружина]]. Который сослался при этом на стих из книги [[Плач Иеремии|Эйха]] (2:1): «С неба на землю низринул ''великолепие Израиля'' (Тиферет Исраэль)».
Строка 55: Строка 56:
В пятидесятых годах, как уже было сказано, ситуация меняется. Нехасидские [[Ашкеназы|ашкеназские]] семьи и общины все более массово перебираются в новые районы вне стен [[Старый город (Иерусалим)|Старого города]]. В освобождающиеся квартиры въезжают хасиды.
В пятидесятых годах, как уже было сказано, ситуация меняется. Нехасидские [[Ашкеназы|ашкеназские]] семьи и общины все более массово перебираются в новые районы вне стен [[Старый город (Иерусалим)|Старого города]]. В освобождающиеся квартиры въезжают хасиды.
-
В Иерусалиме все время ходят разговоры о восстановлении синагоги «{{нп5|Синагога Хурва|Хурва||Hurva Synagogue}}». Нехасидской синагоги. Это заставляло хасидов с особой остротой переживать отсутствие синагоги хасидской.
+
В Иерусалиме все время ходят разговоры о восстановлении [[Синагога "Хурва"|синагоги "Хурва"]], нехасидской синагоги. Это заставляло хасидов с особой остротой переживать отсутствие синагоги хасидской.
-
Рабби Исроэль из Ружина, один из легендарнейших духовных вождей хасидизма, правнук [[Дов-Бер из Межерича|Магида из Мезрича]], в то время проживавший в [[Австрийская империя|Австро-Венгерской империи]] на положении политического эмигранта (после того, как был вынужден бежать из Российской империи, где он с маниакальной беспричинностью последовательно преследовался властями: царь Николай I испытывал к р. Исроэлю необъяснимую личную неприязнь), предлагает финансировать покупку участка в Старом городе под хасидскую синагогу. По забавному стечению обстоятельств, то есть б-жьим промыслом, параллельно, этот же участок пытается купить, по указанию Николая I, Российское [[Императорское Православное Палестинское Общество]]. Представителям р. Исроэля удается опередить конкурентов. Что приводит русского царя в бешенство. Он публично признается «Еврей Исроэль Фридман опять(?) победил меня». В дальнейшем, на выделенные деньги Русское Палестинское общество приобретает участок вне стен Старого города, на Яффской дороге, где и возводится комплекс, поныне именуемый «[[Русское подворье в Иерусалиме|Русским подворьем]]».
+
Рабби Исроэль из Ружина, один из легендарнейших духовных вождей хасидизма, правнук [[Дов-Бер из Межерича|Магида из Межерича]], в то время проживавший в [[Австрийская империя|Австро-Венгерской империи]] на положении политического эмигранта (после того, как был вынужден бежать из Российской империи, где он с маниакальной беспричинностью последовательно преследовался властями: царь Николай I испытывал к р. Исроэлю необъяснимую личную неприязнь), предлагает финансировать покупку участка в Старом городе под хасидскую синагогу. По забавному стечению обстоятельств, то есть б-жьим промыслом, параллельно, этот же участок пытается купить, по указанию Николая I, Российское [[Императорское Православное Палестинское Общество]]. Представителям р. Исроэля удается опередить конкурентов. Что приводит русского царя в бешенство. Он публично признается «Еврей Исроэль Фридман опять(?) победил меня». В дальнейшем, на выделенные деньги Русское Палестинское общество приобретает участок вне стен Старого города, на Яффской дороге, где и возводится комплекс, поныне именуемый «[[Русское подворье в Иерусалиме|Русским подворьем]]».
После приобретения участка, обнаруживается, что на нем расположена могила арабского шейха, некоего Абушоша. Для того, чтобы добиться разрешения на перенос могилы и начало строительных работ, хасидам приходится попросить р. Исроэля из Ружина, патрона проекта, задействовать свои связи при австрийском императорском дворе. Строительство синагоги становится предметом имперской дипломатии (строительство синагоги «Хурва» лоббируют англичане).
После приобретения участка, обнаруживается, что на нем расположена могила арабского шейха, некоего Абушоша. Для того, чтобы добиться разрешения на перенос могилы и начало строительных работ, хасидам приходится попросить р. Исроэля из Ружина, патрона проекта, задействовать свои связи при австрийском императорском дворе. Строительство синагоги становится предметом имперской дипломатии (строительство синагоги «Хурва» лоббируют англичане).
-
Практически, строительство начинается в 1857 году, фактически параллельно со строительством синагоги «Хурва». Проект возглавляет р. Нисан Бек (уроженец Бердичева, 1815—1889), феерическая фигура, один из основателей хасидской общины в Иерусалиме (сам он был {{нп5|Боянские хасиды|буяновским хасидом||Boyan (Hasidic dynasty)}}), потомственный печатник, подрядчик, возведший первый хасидский район за пределами стен Старого города (и незамысловато именуемый «Дома Нисана Бека»), создатель первой антимиссионерской организации в Иерусалиме и бессменный староста ([[габбай|габай]]) синагоги «Тиферет Исраэль» с момента её основания и до её смерти.
+
Практически, строительство начинается в 1857 году, фактически параллельно со строительством синагоги «Хурва». Проект возглавляет р. Нисан Бек (уроженец Бердичева, 1815—1889), феерическая фигура, один из основателей хасидской общины в Иерусалиме (сам он был [[Боянские хасиды|буяновским хасидом]]), потомственный печатник, подрядчик, возведший первый хасидский район за пределами стен Старого города (и незамысловато именуемый «Дома Нисана Бека»), создатель первой антимиссионерской организации в Иерусалиме и бессменный староста ([[габбай|габай]]) синагоги «Тиферет Исраэль» с момента её основания и до её смерти.
На этапе строительства р. Нисан Бек организовывал сбор средств, лично руководил работами, лично решал, практически, все организационные, административные и технические вопросы. Проявляя при этом фантастическую находчивость и дерзость. Например, к созданию проекта синагоги он умудрился привлечь русского архитектора, проектировавшего Русское подворье, Мартина Ивановича Эппингера.
На этапе строительства р. Нисан Бек организовывал сбор средств, лично руководил работами, лично решал, практически, все организационные, административные и технические вопросы. Проявляя при этом фантастическую находчивость и дерзость. Например, к созданию проекта синагоги он умудрился привлечь русского архитектора, проектировавшего Русское подворье, Мартина Ивановича Эппингера.
-
Рабби Исроэль из Ружина финансировал только покупку участка. На строительство деньги собирали, что называется, с миру по нитке. Впрочем, это некоторое преувеличение. Дело в том, что после того, как все тот же р. Исроэль из Ружина объявил, что «Когда был Храм, он служил вратами для молитв Израиля. В наше время врата молитв Израиля находятся в синагоге Тиферет Исраэль», многие праведники и богачи того поколения поспешили приобрести места в строящейся синагоге. Что составило весьма значительную сумму.
+
Рабби Исроэль из Ружина финансировал только покупку участка. На строительство деньги собирали, что называется, с миру по нитке. Впрочем, это некоторое преувеличение. Дело в том, что после того, как все тот же р. Исроэль из Ружина объявил, что «Когда был Храм, он служил вратами для молитв Израиля. В наше время врата молитв Израиля находятся в синагоге Тиферет Исраэль», многие праведники и богачи того поколения поспешили приобрести места в строящейся синагоге, что составило весьма значительную сумму.
-
Однако на возведение великолепного, по тем временам, трехэтажного здания (одиннадцать на одиннадцать метров, при двадцатиметровой, примерно, высоте) этого не хватило. Из России, от хасидов и хасидских ребе, шли и шли посылки с дорогой и даже драгоценной синагогальной утварью. А днег на завершение строительство не было. И тем не менее, к 1870-му году синагога была почти достроена. Оставалось только покрыть огромный купол крыши. На что денег не было категорически.
+
 
 +
Однако на возведение великолепного, по тем временам, трехэтажного здания (одиннадцать на одиннадцать метров, при двадцатиметровой высоте) этого не хватило. Из России, от хасидов и хасидских ребе, шли и шли посылки с дорогой и даже драгоценной синагогальной утварью. А днег на завершение строительство не было. И тем не менее, к 1870-му году синагога была почти достроена. Оставалось только покрыть огромный купол крыши. На что денег не было категорически.
Именно в этот момент, Иерусалим, проездом на открытие [[Суэцкий канал|Суэцкого канала]], посетил австрийский император [[Франц Иосиф I|Франц-Йосеф]]. И изъявил желание побывать в синагоге, о которой столько слышал и для возведения которой кое-что сделал. Император обратил внимание на тот факт, что у синагоги нет крыши и поинтересовался у р. Нисана Бека о причине её отсутствия. Р.Нисан находчиво ответил: «Синагога сняла свой „головной убор“ в знак почтения к Вам, Ваше Величество!». «Сколько мне будет стоить убедить её покрыть голову снова?» — поинтересовался в ответ Франц-Йосеф. Была названа (и получена) точная сумма.
Именно в этот момент, Иерусалим, проездом на открытие [[Суэцкий канал|Суэцкого канала]], посетил австрийский император [[Франц Иосиф I|Франц-Йосеф]]. И изъявил желание побывать в синагоге, о которой столько слышал и для возведения которой кое-что сделал. Император обратил внимание на тот факт, что у синагоги нет крыши и поинтересовался у р. Нисана Бека о причине её отсутствия. Р.Нисан находчиво ответил: «Синагога сняла свой „головной убор“ в знак почтения к Вам, Ваше Величество!». «Сколько мне будет стоить убедить её покрыть голову снова?» — поинтересовался в ответ Франц-Йосеф. Была названа (и получена) точная сумма.
 +
Окончательно строительство закончилось в 1872-м году. В честь открытия, четырехстам еврейским семьям Старого города были роздано, р. Нисаном Беком, праздничное угощение: хлеб и мясо.
Окончательно строительство закончилось в 1872-м году. В честь открытия, четырехстам еврейским семьям Старого города были роздано, р. Нисаном Беком, праздничное угощение: хлеб и мясо.
Синагога сразу стала одной из самых посещаемых в городе. Зачастую части молящихся приходилось молиться снаружи — места в синагоге на всех желающих просто не хватало.
Синагога сразу стала одной из самых посещаемых в городе. Зачастую части молящихся приходилось молиться снаружи — места в синагоге на всех желающих просто не хватало.
-
Купол синагоги, одного из самых высоких зданий в городе, покрасили в зеленый цвет. Практически сразу же, обнаружилось, что это привело в ярость мусульман города, считавших зеленый цвет «своим» и даже «священным». Раздражение мусульман не утихало со временем, а только росло. Пока [[Ротшильд, Эдмон де|барон Ротшильд]], узнав о проблеме, не оплатил перекраску купола в другой цвет.
+
Купол синагоги, одного из самых высоких зданий в городе, покрасили в зеленый цвет. Практически сразу же обнаружилось, что это привело в ярость мусульман города, считавших зеленый цвет «своим» и даже «священным». Раздражение мусульман не утихало со временем, а только росло, пока [[Ротшильд, Эдмон де|барон Ротшильд]], узнав о проблеме, не оплатил перекраску купола в другой цвет.
Во время [[Арабо-израильская война (1947—1949)|войны за независимость государства Израиль]] (1948-й год) в синагоге располагался один из опорных пунктов [[Хагана|отрядов еврейской самообороны]]. После захвата Старого города [[Арабский легион|иорданцами]], синагога Тиферет Исраэль, как и прочие синагоги района, была разграблена и разрушена.
Во время [[Арабо-израильская война (1947—1949)|войны за независимость государства Израиль]] (1948-й год) в синагоге располагался один из опорных пунктов [[Хагана|отрядов еврейской самообороны]]. После захвата Старого города [[Арабский легион|иорданцами]], синагога Тиферет Исраэль, как и прочие синагоги района, была разграблена и разрушена.
Строка 81: Строка 84:
Зеленым ли будет купол синагоги после восстановления, пока неизвестно.
Зеленым ли будет купол синагоги после восстановления, пока неизвестно.
-
{{rq|style|sources|img}}
 
-
{{Jerusalem-stub}}
 
-
 
-
 
[[Категория:Храмы Иерусалима]]
[[Категория:Храмы Иерусалима]]
-
[[Категория:Синагоги]]
 
-
[[en:Tiferet Yisrael Synagogue]]
+
:[[en:Tiferet Yisrael Synagogue]]
-
[[fr:Synagogue Tiferet Israel]]
+
:[[fr:Synagogue Tiferet Israel]]
-
[[he:בית הכנסת תפארת ישראל]]
+
:[[he:בית הכנסת תפארת ישראל]]
-
[[mk:Синагога Тиферет Израел]]
+
 
-
[[pl:Synagoga Tiferes Israel w Jerozolimie]]
+
:[[yi:תפארת ישראל שול]]
-
[[yi:תפארת ישראל שול]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+
 
 +
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 20:09, 2 июля 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Синагога
Синагога «Тиферет Исраэль»
ивр. בית הכנסת תפארת ישראל
Страна Файл:Ottoman Flag.svg Османская империя
Файл:Palestine-Mandate-Ensign-1927-1948.svg Британский мандат в Палестине
Израиль Израиль
Город Иерусалим
Координаты 31° с. ш. 35° в. д. / 31.7754° с. ш. 35.2323° в. д. (G) (O)
Конфессия Ортодоксальный иудаизм
Строитель Нисан Бек
Строительство 1858—1872 годы
Основные даты:
1843 — покупка земельного участка
1858 — фирман (разрешение на строительство)
1870 — Франц Иосиф финансирует строительство купола
19.08.1872 — освящена
21.05.1948 — взорвана
Статус разрушена
Синагога «Тиферет Исраэль» на Викискладе

Синагога Тиферет Исраэль (она же «синагога Нисан Бек») — одна из самых легендарных синагог Иерусалима.

Название дано р. Исроэлем из Ружина. Который сослался при этом на стих из книги Эйха (2:1): «С неба на землю низринул великолепие Израиля (Тиферет Исраэль)».

Возведение синагоги связано с возникновением в Иерусалиме хасидской общины. На протяжении первой половины 19-го века хасидов в Иерусалиме практически не было. Считанные исключения только подтверждали правило.

В пятидесятых годах, как уже было сказано, ситуация меняется. Нехасидские ашкеназские семьи и общины все более массово перебираются в новые районы вне стен Старого города. В освобождающиеся квартиры въезжают хасиды.

В Иерусалиме все время ходят разговоры о восстановлении синагоги "Хурва", нехасидской синагоги. Это заставляло хасидов с особой остротой переживать отсутствие синагоги хасидской.

Рабби Исроэль из Ружина, один из легендарнейших духовных вождей хасидизма, правнук Магида из Межерича, в то время проживавший в Австро-Венгерской империи на положении политического эмигранта (после того, как был вынужден бежать из Российской империи, где он с маниакальной беспричинностью последовательно преследовался властями: царь Николай I испытывал к р. Исроэлю необъяснимую личную неприязнь), предлагает финансировать покупку участка в Старом городе под хасидскую синагогу. По забавному стечению обстоятельств, то есть б-жьим промыслом, параллельно, этот же участок пытается купить, по указанию Николая I, Российское Императорское Православное Палестинское Общество. Представителям р. Исроэля удается опередить конкурентов. Что приводит русского царя в бешенство. Он публично признается «Еврей Исроэль Фридман опять(?) победил меня». В дальнейшем, на выделенные деньги Русское Палестинское общество приобретает участок вне стен Старого города, на Яффской дороге, где и возводится комплекс, поныне именуемый «Русским подворьем».

После приобретения участка, обнаруживается, что на нем расположена могила арабского шейха, некоего Абушоша. Для того, чтобы добиться разрешения на перенос могилы и начало строительных работ, хасидам приходится попросить р. Исроэля из Ружина, патрона проекта, задействовать свои связи при австрийском императорском дворе. Строительство синагоги становится предметом имперской дипломатии (строительство синагоги «Хурва» лоббируют англичане).

Практически, строительство начинается в 1857 году, фактически параллельно со строительством синагоги «Хурва». Проект возглавляет р. Нисан Бек (уроженец Бердичева, 1815—1889), феерическая фигура, один из основателей хасидской общины в Иерусалиме (сам он был буяновским хасидом), потомственный печатник, подрядчик, возведший первый хасидский район за пределами стен Старого города (и незамысловато именуемый «Дома Нисана Бека»), создатель первой антимиссионерской организации в Иерусалиме и бессменный староста (габай) синагоги «Тиферет Исраэль» с момента её основания и до её смерти.

На этапе строительства р. Нисан Бек организовывал сбор средств, лично руководил работами, лично решал, практически, все организационные, административные и технические вопросы. Проявляя при этом фантастическую находчивость и дерзость. Например, к созданию проекта синагоги он умудрился привлечь русского архитектора, проектировавшего Русское подворье, Мартина Ивановича Эппингера.

Рабби Исроэль из Ружина финансировал только покупку участка. На строительство деньги собирали, что называется, с миру по нитке. Впрочем, это некоторое преувеличение. Дело в том, что после того, как все тот же р. Исроэль из Ружина объявил, что «Когда был Храм, он служил вратами для молитв Израиля. В наше время врата молитв Израиля находятся в синагоге Тиферет Исраэль», многие праведники и богачи того поколения поспешили приобрести места в строящейся синагоге, что составило весьма значительную сумму.

Однако на возведение великолепного, по тем временам, трехэтажного здания (одиннадцать на одиннадцать метров, при двадцатиметровой высоте) этого не хватило. Из России, от хасидов и хасидских ребе, шли и шли посылки с дорогой и даже драгоценной синагогальной утварью. А днег на завершение строительство не было. И тем не менее, к 1870-му году синагога была почти достроена. Оставалось только покрыть огромный купол крыши. На что денег не было категорически.

Именно в этот момент, Иерусалим, проездом на открытие Суэцкого канала, посетил австрийский император Франц-Йосеф. И изъявил желание побывать в синагоге, о которой столько слышал и для возведения которой кое-что сделал. Император обратил внимание на тот факт, что у синагоги нет крыши и поинтересовался у р. Нисана Бека о причине её отсутствия. Р.Нисан находчиво ответил: «Синагога сняла свой „головной убор“ в знак почтения к Вам, Ваше Величество!». «Сколько мне будет стоить убедить её покрыть голову снова?» — поинтересовался в ответ Франц-Йосеф. Была названа (и получена) точная сумма.

Окончательно строительство закончилось в 1872-м году. В честь открытия, четырехстам еврейским семьям Старого города были роздано, р. Нисаном Беком, праздничное угощение: хлеб и мясо.

Синагога сразу стала одной из самых посещаемых в городе. Зачастую части молящихся приходилось молиться снаружи — места в синагоге на всех желающих просто не хватало.

Купол синагоги, одного из самых высоких зданий в городе, покрасили в зеленый цвет. Практически сразу же обнаружилось, что это привело в ярость мусульман города, считавших зеленый цвет «своим» и даже «священным». Раздражение мусульман не утихало со временем, а только росло, пока барон Ротшильд, узнав о проблеме, не оплатил перекраску купола в другой цвет.

Во время войны за независимость государства Израиль (1948-й год) в синагоге располагался один из опорных пунктов отрядов еврейской самообороны. После захвата Старого города иорданцами, синагога Тиферет Исраэль, как и прочие синагоги района, была разграблена и разрушена.

В 2010-м году, после завершения востановления синагоги Хурва, группа финансировавших этот проект еврейских филантропов из Украины, заявила о готовности помочь восстановить и синагогу «Тиферет Исраэль». На настоящий момент, подготовительные и проектировочные работы по этому проекту уже ведутся.

Зеленым ли будет купол синагоги после восстановления, пока неизвестно.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках