Ламдан, Ицхак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские поэты» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Поэты на иврите» с помощью HotCat) |
||
Строка 59: | Строка 59: | ||
[[Категория:Персоналии:Израиль]] | [[Категория:Персоналии:Израиль]] | ||
[[Категория:Еврейские поэты]] | [[Категория:Еврейские поэты]] | ||
+ | [[Категория:Поэты на иврите]] |
Версия 19:47, 1 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Ламдан, Ицхак (1899, Млынов, Волынская губ., ныне Млинов Ровенской области, Украина, – 1954, Тель-Авив), израильский поэт. Писал на иврите.
Биографические сведения
В доме состоятельного отца получил традиционное еврейское и светское образование, но с начала Первой мировой войны вел с братом (погиб затем при погроме) бродячий образ жизни.
В 1918 г. вступил добровольцем в Красную армию, однако, разочаровавшись в ней, бежал в Млынов, занятый поляками, учительствовал в местной ивритской школе и выступил впервые в печати со стихотворением в «hа-Шиллоах» (1918).
В 1920 г. выехал в Эрец-Исраэль, работал на строительстве дорог, на сельскохозяйственных фермах.
Творчество
Публиковал в различных журналах стихи, в которых пророческий пафос и библейская лексика, воспринятые от Х. Н. Бялика, и эмоционально напряженные экспрессионистические образы служили воплощению халуцианского энтузиазма.
Написанная белым стихом эпическая поэма в шести песнях «Масада» (1927) утвердила за Ламданом прочную славу выразителя чаяний третьей алии, принесшей с собой скорбную память о бессмысленной гибели зверски убитых соплеменников и неверие в возможность для евреев обрести полную свободу вне Эрец-Исраэль, даже в обществе, преображенном революцией.
о ностальгической тоске по утраченному на Украине дому и о революционных потрясениях служат прологом к цепи сцен самоотверженной защиты евреями крепости, не сдавшейся римлянам и после падения Иерусалима в 70 н. э.
В поэме крепость Масада символизирует Эрец-Исраэль — последний оплот разрушенных еврейских общин Восточной Европы, который не падет никогда.
менее риторичных лирических стихах, вошедших в сборники «Ба-ритма hа-мешуллешет» («Тройная сбруя», 1930) и «Бе-маале акраббим» («Путем скорпионов», 1945), а также составивших цикл «Ми-ширай ше-ме-эвер ла-даф» («Из моих стихов на обороте листа», 1951), Ламдан остается верен идее, что личное начало должно быть подчинено целям национального возрождения.
В 1933–54 гг. Ламдан издавал литературный журнал «Гилйонот», независимость и ведущее положение которого в ряду подобных изданий ревностно оберегал, не допуская влияния в нем каких-либо группировок, даже идейно близких издателю.
В собрание сочинений Ламдана «Кол ширей Ицхак Ламдан» («Все стихотворения Ицхака Ламдана», Иерусалим, 1973; предисловие Шимона Галкина) вошли и неопубликованные произведения поэта.
Признание
В 1955 г. Ламдан был награжден Государственной премией Израиля.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛАМДАН Ицхак в ЭЕЭ