Хирбет-Кияфа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 39: Строка 39:
== География ==
== География ==
Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-[[Азека]].<ref name="FS">{{cite web|url=http://www.foundationstone.org/page76/page92/page92.html|title=Elah Fortress – A short history of the site|publisher=Foundation Stone|accessdate=November 5, 2011|first=Barnea Levi|last=Selavan|date=August 2008}}</ref> После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель [[Сохо]] лежит на южном гребне с Тель-[[Адуллам]] за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на [[Иудейские горы]]. За ней на северо-востоке Тель-[[Ярмут]]. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам,  Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в [[Книга Йеhошуа бен Нуна|Книге Йеhошуа бен Нуна]] (Й|15:35).<ref name="FS"/> Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.
Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-[[Азека]].<ref name="FS">{{cite web|url=http://www.foundationstone.org/page76/page92/page92.html|title=Elah Fortress – A short history of the site|publisher=Foundation Stone|accessdate=November 5, 2011|first=Barnea Levi|last=Selavan|date=August 2008}}</ref> После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель [[Сохо]] лежит на южном гребне с Тель-[[Адуллам]] за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на [[Иудейские горы]]. За ней на северо-востоке Тель-[[Ярмут]]. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам,  Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в [[Книга Йеhошуа бен Нуна|Книге Йеhошуа бен Нуна]] (Й|15:35).<ref name="FS"/> Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.
-
[[File:Qeiyafa city wall1.jpg|right|thumb|Аэрофотосъёмка]]
+
[[File:Qeiyafa city wall1.jpg|250px|right|thumb|Аэрофотосъёмка]]
== История места и раскопок ==
== История места и раскопок ==
Строка 49: Строка 49:
== Датировка ==
== Датировка ==
-
[[File:HaElaFortressDSCN2167.JPG|thumb|Стены крепости Эла]]
+
[[File:HaElaFortressDSCN2167.JPG|250px|thumb|Стены крепости Эла]]
Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, [[Управление древностей Израиля]] заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что [[Иудейское царство]] развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, [[Управление древностей Израиля]] заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что [[Иудейское царство]] развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
Строка 65: Строка 65:
"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит [[Майер, Арен|Арен Майер]], археолог из [[Университет Бар-Илан|университета Бар-Илан]], ведущий раскопки в [[Гат]]е. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".<ref>{{cite news|title=Israeli Archaeologists Find Ancient Text|agency=Associated Press|date=October 30, 2008|first=Matti|last=Friedman|newspaper=AOL news|url=http://web.archive.org/web/20081103152712/http://news.aol.com/article/israeli-archaeologists-find-ancient-text/233027?icid=100214839x1212506023x1200749390}}</ref>
"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит [[Майер, Арен|Арен Майер]], археолог из [[Университет Бар-Илан|университета Бар-Илан]], ведущий раскопки в [[Гат]]е. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".<ref>{{cite news|title=Israeli Archaeologists Find Ancient Text|agency=Associated Press|date=October 30, 2008|first=Matti|last=Friedman|newspaper=AOL news|url=http://web.archive.org/web/20081103152712/http://news.aol.com/article/israeli-archaeologists-find-ancient-text/233027?icid=100214839x1212506023x1200749390}}</ref>
-
Доказательства того, что город был не [[Филистимляне|филистимский]] приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок который не был принят в [[Филистимляне|филистимских]] городах.<ref name=Draper/> Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не [[Филистимляне|филистимский]].<ref name=Draper/><ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010.pdf|title=Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations|first=Yosef|last=Garfinkel|accessdate=November 5, 2011|year=2010}}</ref> [[Надав Неэман]] из [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивского университета]], тем не менее, отждествляет его с филистимским [[Гат]]ом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из [[Бейт-Шемеш]]а, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с [[Экрон]]ом.<ref>{{статья |автор = Nadav Na'aman|заглавие = In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://ejournals.library.ualberta.ca/index.php/jhs/article/view/6219|язык = en|издание = The Journal of Hebrew Scriptures|тип = pdf|год = 2008|том = 36|номер = |страницы = |doi = |issn = 1203-1542}}</ref>
+
Доказательства того, что город был не [[Филистимляне|филистимский]] приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в [[Филистимляне|филистимских]] городах.<ref name=Draper/> Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не [[Филистимляне|филистимский]].<ref name=Draper/><ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010.pdf|title=Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations|first=Yosef|last=Garfinkel|accessdate=November 5, 2011|year=2010}}</ref> [[Надав Неэман]] из [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивского университета]], тем не менее, отждествляет его с филистимским [[Гат]]ом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из [[Бейт-Шемеш]]а, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с [[Экрон]]ом.<ref>{{статья |автор = Nadav Na'aman|заглавие = In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://ejournals.library.ualberta.ca/index.php/jhs/article/view/6219|язык = en|издание = The Journal of Hebrew Scriptures|тип = pdf|год = 2008|том = 36|номер = |страницы = |doi = |issn = 1203-1542}}</ref>
-
Следует предположить, что находка на объекте древнееврейского текста в мае 2012 года (см. ниже) закрыла эту дискуссию.  
+
Следует предположить, что находка на объекте древнееврейского текста в 2010 году (см. ниже) закрыла эту дискуссию.  
-
<!--
+
-
Археологические находки == ==
+
== Археологические находки ==
-
[[File: Кувшины на месте, Хирбет Qeiyafa-2.JPG | пальца | Керамика на месте, 2009]]
+
[[File:Jugs in Situ, Khirbet Qeiyafa -2.JPG|250px|thumb|Pottery in situ, 2009]]
-
Сайт состоит из нижнего города около 10 га и верхний город около {{преобразования | 3 | га}} окружена массивной оборонительной стеной от {{конвертировать | 2 | - | 4 | м}} высоту. Стены построены в том же порядке, что и стены [[Асор]] и [[Гезер]], образованная [[каземат]] (пару стен камеры между ними). ​​<ref Name=Draper> {{привести сайт | url = http://ngm.nationalgeographic.com/2010/12/david-and-solomon/draper-text/1 | название = Давида и Соломона | первый = Роберт | последняя Draper = | издатель = [ [Национальное географическое общество | National Geographic]] | месяц = ​​Декабрь | год = 2010 | accessdate = 2011-07-14}} </ ссылка> В центре верхнего города большой прямоугольный корпус с просторными номерами на юг, эквивалентны аналогичным корпусов найти на царских городов, таких как [[Самарии]], [[Лахиса]] и [[Рамат Рахель.]] На южном склоне, за городом, есть [[железный век]] скале гробниц.
+
Объект состоит из нижнего города площадью около 10 га и верхнего города площадью около 3 га, окруженного массивной оборонительной стеной от 2 до 4 м в высоту. Стены построены в том же порядке, что и стены [[Хацор]]а и [[Гезер]]а, образуя казематы (пару стен с камерой между ними).<ref name=Draper>{{cite web| url=http://ngm.nationalgeographic.com/2010/12/david-and-solomon/draper-text/1 | title= David and Solomon| first=Robert |last= Draper | publisher= National Geographic|month=December|year=2010| accessdate=2011-07-14}}</ref> В центре верхнего города большой прямоугольный корпус с просторными комнатами на южной стороне, эквивалентный аналогичным корпусам,  найденным в царских городах, таких как [[Самария (город)|самария]], [[Лахиш]] и [[Рамат Рахель]]. На южном склоне, за городом, есть скальные гробницы железного века.
-
На сайте есть "характерный город плана Иудейского царства, который также известен с других сайтов, например, [[Бейт-Шемеш]], [[Сообщить ан-Nasbeh]], [[Сообщить Бейт Mirsim]] и [[Беэр-Шеве ]]. каземат стена была построена на всех этих участках и домах города рядом с ним включены казематы, как одной из комнат жилого в. Эта модель не известно, из любого Хананеев, обыватель или Королевства сайтов Израиля ". <ref> http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989 </ ссылка>
+
Поселение имеет "характерную городскую планировку Иудейского царства, которая также известна по другим поселениям, например, [[Бейт-Шемеш]]у, [[Тель эн-Насбех]], [[Тель Бейт Mисрим]] и [[Беэр-Шева|Беэр-Шеве]]. Казематные стены были построена во всех этих местах и городских домах, которые использовали находящиеся рядом казематы, как ещё одну жилую комнату. Эта модель не известно ни в одном из городов [[Ханаанеи|Ханаана]], филистимлян или [[Израильское царство|Израильского царства]]".<ref name="Hadashot_archeologiot">[http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989 Hadashot archeologiot]</ref>
-
Сайт массово укрепленный ", включая использование камней весом до восьми тонн каждый." <ref> Http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989 </ ссылка>
+
Город массивно укреплён, "включая использование камней весом до восьми тонн каждый".<ref name="Hadashot_archeologiot"/>
-
"500 банка обрабатывает несущих одну отпечатков пальцев, а иногда две или три были найдены Маркировка банку ручки характерно Иудейского царства и, кажется, эта практика уже началась в начале Железного века IIA.». <ref> HTTP: / / www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989 </ ссылка>
+
"500 изготовленных кувшинов, несущих один и тот же отпечаток пальца, а иногда две или три были найдены там. Маркировка гончарных изделий рукой характерна для Иудейского царства и, кажется, эта практика уже началась в начале Железного века IIA".<ref name="Hadashot_archeologiot"/>
 +
<!--
 +
 
 +
Area "A" extended 5x5 metres & consists of two major layers: [[Hellenistic period|Hellenistic]] above, and Iron Age II below. Area "B" contains four squares, about 2.5 metres deep from top-soil to bedrock, and also features both Hellenistic and Iron Age layers.<ref name=iaa/> Surveys on the surface have also revealed sherds from the early and middle Bronze Ages, as well as from the Persian, Roman, Byzantine, early Islamic, Mameluke and Ottoman periods.<ref name=dagan/>
 +
 
 +
The Hellenistic/upper portion of the wall was built with small rocks atop the Iron-II lower portion, consisting of big boulders in a [[casemate]] design.  Part of a structure identified as a city gate was uncovered, and some of the rocks where the wall meets this gate are estimated to weigh 3 to 5 [[ton]]s.<ref name=iaa>{{cite web|url=http://www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?sec_id=17&sub_subj_id=491&id=1332#as|title=Horvat Qeiyafa: The Fortification of the Border of the Kingdom of Judah|first1=Yossi|last1=Garfinkel|first2=Sa’ar|last2=Ganor|publisher=Israel Antiquities Authority|accessdate=November 5, 2011}}</ref> The lower phase was built of especially large stones, 1–3 meters long, and the heaviest of them weigh 3–5 tons. Atop these stones is a thin wall, c. 1.5 meters thick; small and medium size fieldstones were used in its construction. These two fortification phases rise to a height of 2–3 meters and standout at a distance, evidence of the great effort that was invested in fortifying the place.<ref name=iaa/>
Площадь "" расширенный 5х5 метров и состоит из двух основных слоев: [[эллинистического периода | эллинистического]] выше, и железный век II ниже. Площадь "B" состоит из четырех квадратов, примерно 2,5 метра от верхней почвы на почве, а также особенности и эллинистического и железного века слоев. <ref Name=iaa/> обследований на поверхности также показали, черепки с ранней и средней бронзы века, а также от персидского, римской, византийской, ранняя исламская, мамелюков и оттоманского периодов. <ref name=dagan/>
Площадь "" расширенный 5х5 метров и состоит из двух основных слоев: [[эллинистического периода | эллинистического]] выше, и железный век II ниже. Площадь "B" состоит из четырех квадратов, примерно 2,5 метра от верхней почвы на почве, а также особенности и эллинистического и железного века слоев. <ref Name=iaa/> обследований на поверхности также показали, черепки с ранней и средней бронзы века, а также от персидского, римской, византийской, ранняя исламская, мамелюков и оттоманского периодов. <ref name=dagan/>
Строка 111: Строка 115:
В 2010 году остракон был сделан на выставке в железный век галерея [[Музей Израиля]] в Иерусалиме. <ref Name=ostracon2/>
В 2010 году остракон был сделан на выставке в железный век галерея [[Музей Израиля]] в Иерусалиме. <ref Name=ostracon2/>
-
 
-
 
-
 
-
 
-
==Archaeological finds==
 
-
[[File:Jugs in Situ, Khirbet Qeiyafa -2.JPG|thumb|Pottery in situ, 2009]]
 
-
The site consists of a lower city of about 10 hectares and an upper city of about {{convert|3|ha}} surrounded by a massive defensive wall ranging from {{convert|2|-|4|m}} tall. The walls are built in the same manner as the walls of [[Hazor]] and [[Gezer]], formed by a [[casemate]] (a pair of  walls with a chamber in between).<ref name=Draper>{{cite web| url=http://ngm.nationalgeographic.com/2010/12/david-and-solomon/draper-text/1 | title= David and Solomon| first=Robert |last= Draper | publisher= [[National Geographic Society|National Geographic]] | month=December |year=2010| accessdate=2011-07-14}}</ref> At the center of the upper city is a large rectangular enclosure with spacious rooms on the south, equivalent to similar enclosures found at royal cities such as [[Samaria]], [[Lachish]], and [[Ramat Rachel]].  On the southern slope, outside the city, there are [[Iron Age]] rock-cut tombs.
 
-
 
-
The site has "a town plan characteristic of the Kingdom of Judah that is also known from other sites, e.g., [[Beit Shemesh]], [[Tell en-Nasbeh]], [[Tell Beit Mirsim]] and [[Beersheba]]. A casemate wall was built at all of these sites and the city’s houses next to it incorporated the casemates as one of the dwelling’s rooms. This model is not known from any Canaanite, Philistine or Kingdom of Israel site."<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
 
-
 
-
The site is massively fortified, "including the use of stones that weigh up to eight tons apiece."<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
 
-
 
-
"500 jar handles bearing a single finger print, or sometimes two or three, were found. Marking jar handles is characteristic of the Kingdom of Judah and it seems this practice has already begun in the early Iron Age IIA."<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
 
-
 
-
Area "A" extended 5x5 metres & consists of two major layers: [[Hellenistic period|Hellenistic]] above, and Iron Age II below. Area "B" contains four squares, about 2.5 metres deep from top-soil to bedrock, and also features both Hellenistic and Iron Age layers.<ref name=iaa/> Surveys on the surface have also revealed sherds from the early and middle Bronze Ages, as well as from the Persian, Roman, Byzantine, early Islamic, Mameluke and Ottoman periods.<ref name=dagan/>
 
-
 
-
The Hellenistic/upper portion of the wall was built with small rocks atop the Iron-II lower portion, consisting of big boulders in a [[casemate]] design.  Part of a structure identified as a city gate was uncovered, and some of the rocks where the wall meets this gate are estimated to weigh 3 to 5 [[ton]]s.<ref name=iaa>{{cite web|url=http://www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?sec_id=17&sub_subj_id=491&id=1332#as|title=Horvat Qeiyafa: The Fortification of the Border of the Kingdom of Judah|first1=Yossi|last1=Garfinkel|first2=Sa’ar|last2=Ganor|publisher=Israel Antiquities Authority|accessdate=November 5, 2011}}</ref> The lower phase was built of especially large stones, 1–3 meters long, and the heaviest of them weigh 3–5 tons. Atop these stones is a thin wall, c. 1.5 meters thick; small and medium size fieldstones were used in its construction. These two fortification phases rise to a height of 2–3 meters and standout at a distance, evidence of the great effort that was invested in fortifying the place.<ref name=iaa/>
 
==Khirbet Qeiyafa inscription==
==Khirbet Qeiyafa inscription==

Версия 11:03, 19 июня 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 19.06.2012


Археологический объект
Хирбет-Кияфа (крепость Эла)
חירבת קייאפה (Khirbet Qeiyafa)
Файл:Qeiyafa-western-gate1 cr.jpg
Западные ворота
Страна Израиль
Координаты Координаты: 31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)
Основан X век до н.э.
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт [Археологический проект Кирбет Хияфа ссылка] (иврит)


Хирбет-Кияфа (крепость Эла) - остатки древнего города с видом на долину Эла.[1]

Руины крепости были обнаружены в 2007 году,[2] около Израильского города Бейт-Шемеш в 35 км от Иерусалима.[3]

Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.[4]

Rрепостm расположенf на ключевой позиции в Иудейском царстве по главной дороге от Филистии и прибрежной равнины Шфела в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город Шаараим или Нетаим.[5]

Содержание

Имя

Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".[6] Местные бедуины называют это место Хирбет Дауд, или гибель Давида.[7] Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из Иудейских гор на прибрежную равнину.[6]

География

Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-Азека.[8] После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель Сохо лежит на южном гребне с Тель-Адуллам за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на Иудейские горы. За ней на северо-востоке Тель-Ярмут. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам, Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в Книге Йеhошуа бен Нуна (Й|15:35).[8] Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.

Файл:Qeiyafa city wall1.jpg
Аэрофотосъёмка

История места и раскопок

Хирбет-Кияфа был обследован в 1860 году Виктором Гереном, который сообщили о наличии деревни на вершине холма. В 1875 году британские путешественники обнаружили лишь кучи камней. В 1932 году Димитрий Барамки сообщил об остатках преобразования сторожевой башни площадью 35 кв.м, связанной с Хирбет Кулейдия (Хорват Колад) в 200 м к востоку.[6] Место оставалось в забвении в XX веке и не упоминалось ведущими учеными.[2] Йеhуда Даган проводиля более интенсивные исследования в 1990-х годов и документировал видимые остатки сооружений.[6] Объект возбудил интерес к себе в 2005 году, когда Саар Ганор обнаружил впечатляющее сооружение железного века под развалинами.[2]

Раскопки в Хирбет-Кияфа начались в 2007 году под руководством Йосефа Гарфинкеля из Еврейского университета и Саара Ганора из Управления древностей Израиля, и продолжились в 2008 году.[9] Площадка почти в 600 кв.м города в слое железного века II была расчищена. На основе стилей керамики и двух сожженные оливковых пней, проверенных на углерод-14 в Оксфордском университете, Гарфинкель и Ганор датировали объект 1050-970 г. до н.э.,[2] однако Исраэль Финкельштейн считает, что датировка должна быть между 1050 и 915 г. до н.э.[10]

Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский Азеком, который до этого связывали исключительно с Тель Закария.[11] В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский Шаараим («двое ворот» на иврите).[2]

Датировка

Файл:HaElaFortressDSCN2167.JPG
Стены крепости Эла

Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, Управление древностей Израиля заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что Иудейское царство развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".[12]

Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако, то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".[13][14][15]

Определение

В 2010 году Гершон Галиль из Хайфского университета определены Хирбет-Кияфа как "Нетаим" из 1-й книги Шмуэля (Шм. 1|4:23), благодаря её близости к Хирбет Джудрайяте (библейская Гедера). Жители обоих городов, как утверждается, были "гончарами" и "на службе у царя" - описание, которое согласуется с археологическими находками на этом объекте.[16]

Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние филистимляне отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским Адифаим (Й|15:36).[6]

Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период Лахишу, Беэр-Шеве, Араду и Тимне. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в Книге Шмуэль 1, проходит от филистимского города Экрон до Тель-Бейт-Шемеш. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.[14] The top layer of the fortress shows that the fortifications were renewed in the Hellenistic period.[8]

Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления Давида и Соломона.[17][18][14] на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и Гате, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.

"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит Арен Майер, археолог из университета Бар-Илан, ведущий раскопки в Гате. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".[19]

Доказательства того, что город был не филистимский приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в филистимских городах.[20] Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не филистимский.[20][21] Надав Неэман из Тель-Авивского университета, тем не менее, отждествляет его с филистимским Гатом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из Бейт-Шемеша, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с Экроном.[22]

Следует предположить, что находка на объекте древнееврейского текста в 2010 году (см. ниже) закрыла эту дискуссию.

Археологические находки

Объект состоит из нижнего города площадью около 10 га и верхнего города площадью около 3 га, окруженного массивной оборонительной стеной от 2 до 4 м в высоту. Стены построены в том же порядке, что и стены Хацора и Гезера, образуя казематы (пару стен с камерой между ними).[20] В центре верхнего города большой прямоугольный корпус с просторными комнатами на южной стороне, эквивалентный аналогичным корпусам, найденным в царских городах, таких как самария, Лахиш и Рамат Рахель. На южном склоне, за городом, есть скальные гробницы железного века.

Поселение имеет "характерную городскую планировку Иудейского царства, которая также известна по другим поселениям, например, Бейт-Шемешу, Тель эн-Насбех, Тель Бейт Mисрим и Беэр-Шеве. Казематные стены были построена во всех этих местах и городских домах, которые использовали находящиеся рядом казематы, как ещё одну жилую комнату. Эта модель не известно ни в одном из городов Ханаана, филистимлян или Израильского царства".[23]

Город массивно укреплён, "включая использование камней весом до восьми тонн каждый".[23]

"500 изготовленных кувшинов, несущих один и тот же отпечаток пальца, а иногда две или три были найдены там. Маркировка гончарных изделий рукой характерна для Иудейского царства и, кажется, эта практика уже началась в начале Железного века IIA".[23]


См. также

Источники

Примечания

  1. Rabinovitch, Ari Archaeologists report finding oldest Hebrew text. Reuters (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Yosef Garfinkel, Saar Ganor Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — № 8. — ISSN 1203-1542.
  3. Chris Catling Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // Current World Archaeology. — 2011. — Т. 33. — С. 8.
  4. Kalman, Matthew 'Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'. Daily Mail (October 31, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  5. Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'. Science Daily. Проверено 26 марта 2011.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Yehuda Dagan Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2009. — Т. 36. — № 3. — С. 68–81.
  7. Site names for Elah Fortress. Foundation Stone. Проверено 16 ноября 2011.
  8. 8,0 8,1 8,2 Selavan, Barnea Levi Elah Fortress – A short history of the site. Foundation Stone (August 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  9. Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Hebrew University of Jerusalem. Проверено 5 ноября 2011.
  10. Israel Finkelstein, Eli Piasetzky Khirbet Qeiyafa: Absolute Chronology (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2010. — Т. 37. — № 1. — С. 84–88. — ISSN 1203-1542. — DOI:10.1179/033443510x12632070179621
  11. ASOR 2007 Conference abstracts. Boston University.
  12. http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989
  13. "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean", Govier, Gordon, Christianity Today 1/18/2010
  14. 14,0 14,1 14,2 Shtull, Asaf The Keys to the Kingdom, Haaretz. Haaretz (21 July 1993). Проверено 14 июля 2011.
  15. Yosef Garfinkel The Birth & Death of Biblical Minimalism (англ.) // Biblical Archaeology Review. — 2011. — Т. 37. — № 3.
  16. Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im". University of Haifa (March 4, 2010). Проверено 14 июля 2011.
  17. Ethan Bronner. Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David, New York Times (2008-10-29). Проверено 5 ноября 2008.
  18. Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  19. Friedman, Matti. Israeli Archaeologists Find Ancient Text (October 30, 2008).
  20. 20,0 20,1 20,2 Draper, Robert David and Solomon. National Geographic (December 2010). Проверено 14 июля 2011.
  21. Garfinkel, Yosef Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations (2010). Проверено 5 ноября 2011.
  22. Nadav Na'aman In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — Т. 36. — ISSN 1203-1542.
  23. 23,0 23,1 23,2 Hadashot archeologiot
Millard believes the language of the inscription is Hebrew, Canaanite, Phoenician or Moabite and it most likely consists of a list of names written by someone unused to writing.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация