Хирбет-Кияфа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 52: Строка 52:
Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, [[Управление древностей Израиля]] заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что [[Иудейское царство]] развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, [[Управление древностей Израиля]] заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что [[Иудейское царство]] развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
-
Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского  Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако,  то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".<ref name=ct>[http://www.christianitytoday.com/ct/2010/januaryweb-only/13-11.0.html "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean"], Govier, Gordon, ''Christianity Today'' 1/18/2010</ref><ref name=keys/><ref name=minimal>{{статья |автор = Yosef Garfinkel|заглавие = The Birth & Death of Biblical Minimalism|ссылка = |title=Khirbet Qeiyafa: Sha’arayim|язык = en|издание = Biblical Archaeology Review|тип = |год = 2011|том = 37|номер = 3|страницы = |doi = |issn = }}</ref>
+
Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского  Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако,  то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".<ref name=ct>[http://www.christianitytoday.com/ct/2010/januaryweb-only/13-11.0.html "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean"], Govier, Gordon, ''Christianity Today'' 1/18/2010</ref><ref name=keys/><ref name=minimal>{{статья |автор = Yosef Garfinkel|заглавие = The Birth & Death of Biblical Minimalism|ссылка = |язык = en|издание = Biblical Archaeology Review|тип = |год = 2011|том = 37|номер = 3|страницы = |doi = |issn = }}</ref>
-
<!--  
+
 
 +
== Определение ==
 +
В 2010 году [[Галиль, Гершон|Гершон Галиль]] из [[Хайфский университет|Хайфского университета]] определены Хирбет-Кияфа как "Нетаим" из 1-й книги Шмуэля (Шм. 1|4:23), благодаря её близости к Хирбет Джудрайяте (библейская [[Гедера]]). Жители обоих городов, как утверждается, были "гончарами" и "на службе у царя" - описание, которое согласуется с археологическими находками на этом объекте.<ref>{{cite web|url=http://newmedia-eng.haifa.ac.il/?p=2654 |title=Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im" |publisher= [[University of Haifa]] |date=March 4, 2010 |accessdate=July 14, 2011}}</ref>
 +
Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние [[филистимляне]] отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским [[Адифаим]] (Й|15:36).<ref name=dagan>{{статья |автор = Yehuda Dagan|заглавие = Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations|ссылка = http://img2.tapuz.co.il/forums/1_143131548.pdf|язык = en|издание = Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|тип = pdf|год = 2009|том = 36|номер = 3|страницы = 68–81|doi = |issn = }}</ref>
-
Определение == ==
+
Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период [[Лахиш]]у, [[Беэр-Шева|Беэр-Шеве]], [[Тель Арад|Арад]]у и [[Тимна|Тимне]]. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в [[Книга Шмуэль 1|Книге Шмуэль 1]], проходит от филистимского города [[Экрон]] до Тель-[[Бейт-Шемеш]]. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.<ref name=keys>{{cite web|last=Shtull |first=Asaf |url=http://www.haaretz.com/weekend/magazine/the-keys-to-the-kingdom-1.360222 |title=The Keys to the Kingdom, Haaretz |publisher=[[Haaretz]] |date=21 July 1993 |accessdate=2011-07-14}}</ref> The top layer of the fortress shows that the fortifications were renewed in the Hellenistic period.<ref name="FS"/>
-
В 2010 году [[Гершон Галиль]] в [[Хайфского университета]] определены Хирбет Qeiyafa как "Neta'im" из {{bibleverse | 1 | Хроники | 4:23 | HE}}, благодаря своей близости к Хирбет Ğudrayathe (библейский Гедера). Жители обоих городов, как утверждается, "гончары" и "на службе у короля", описание, которое согласуется с археологическими находками на этом сайте <ref> {{привести сайт |. URL = http://newmedia-eng . haifa.ac.il / р = 2654 |? название = Хирбет Qeiyafa определены как библейское "Neta'im" | издатель = [[Хайфского университета]] | дата = 4 марта 2010 | accessdate = 14 июля 2011}} </ ссылка>
+
-
Иегуда Даган из Израиля древностей также не согласен с определением, как Sha'arayim. Даган считает, что древние обыватель маршрут отступления после своего поражения в битве при долине Эла ({{bibleverse | 1 | Samuel | 17:52 | HE}}), скорее определяет Sha'arayim с остатками Хирбет-эш-Шари ". Даган предполагает, что Хирбет Qeiyafa отождествляется с библейским [[Адифаим]] ({{bibleverse | | Иисус | 15:36 | HE}}) <ref name=dagan> {{привести журнале |. Название = Хирбет Qeiyafa в Иудейской Shephelah : Некоторые Авив: журнал Института археологии Тель-Авивского университета | объем = 36 | год = 2009 | страницы = 68-81}} </ ссылка>
+
Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления [[Давид]]а и [[Соломон]]а.<ref name="Biblical David-NYT">{{cite news|url=http://www.nytimes.com/2008/10/30/world/middleeast/30david.html?partner=rssnyt&emc=rss|title=Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David|author=Ethan Bronner| date= 2008-10-29| publisher=New York Times|accessdate=2008-11-05}}</ref><ref name>{{cite news|url=http://www.haaretz.com/hasen/spages/1032929.html |title=Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? |agency=Associated Press |date=October 30, 2008 |newspaper=[[Haaretz]]|accessdate= November 5, 2011}}</ref><ref name=keys/> на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и [[Гат]]е, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.
-
Укрепления в Хирбет Qeiyafa предшествовали те современной [[Лахиса]], [[Вирсавия]], [[Тель Арад | Арад]] и [[Фимна.]] Все эти сайты дали от керамики раннего железного века II. Параллельно долине к северу, указанных в [[Самуил]] Я, бежит от филистимлян город [[Екрон]] в Тель-[[Бейт-Шемеш.]] Город воротами крепости Эла сталкивается с запада путь вниз к дороге, ведущей к морю, и, таким образом, под названием "Гефе ворота" или "Морские ворота". {{Преобразования | 23 | дунамов | акра | прил =}} на сайте окружен [[Каземат | створки]] стены и фортификационные сооружения <ref name=keys> {{привести сайт |. Последний = Shtull | первый = Асаф | url = http://www.haaretz.com/weekend/magazine/the-keys-to-the-kingdom-1.360222 | название = Ключи от Королевства Haaretz | издатель = [[Haaretz]] | Дата = 21 Июль 1993 |. accessdate = 2011-07-14}} </ ссылка> верхний слой крепости показывает, что укрепления были возобновлены в эллинистический период <ref name="FS"/>
+
"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит [[Майер, Арен|Арен Майер]], археолог из [[Университет Бар-Илан|университета Бар-Илан]], ведущий раскопки в [[Гат]]е. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".<ref>{{cite news|title=Israeli Archaeologists Find Ancient Text|agency=Associated Press|date=October 30, 2008|first=Matti|last=Friedman|newspaper=AOL news|url=http://web.archive.org/web/20081103152712/http://news.aol.com/article/israeli-archaeologists-find-ancient-text/233027?icid=100214839x1212506023x1200749390}}</ref>
-
Гарфинкель полагает, что Хирбет Qeiyafa была Иудейская город населенный 500-600 человек во время правления [[Давид]] и [[Соломон]]. <ref Name="Biblical David-NYT"> {{привести древнего города могли изменить понятия библейского Давида | автор = Этан Броннер | дата = 2008-10-29 | издатель = New York Times | accessdate = 2008-11-05}} </ ссылка> <ref name> {{привести новости | url = http://www.haaretz.com/hasen/spages/1032929.html | название = ли израильские археологи обнаружили старейший еврейский надпись мире? | Агентство Associated Press = | дата = 30 октября 2008 | Газета = [[Haaretz]] | accessdate = 5 ноября 2011}} </ ссылка> <ref name=keys/> на основе керамики находится в Qeiyafa и Гаф, археологи считают, что сайты принадлежали к двум разным этническим группам. "Находки до сих пор не установлено, кто жители", говорит [[Арен Maeir]], [[университете Бар-Илан]] археолог копать в Гефе. "Это станет более ясным, если, например, свидетельствуют о местном рационе питания, не найдено. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне не сделали. Характер керамические черепки найти на сайте предлагают жителям могло бы быть ни Израильтяне, ни филистимляне, но члены третьей, забыли люди "<ref> {{привести новости |. название = израильские археологи находят древний текст | агентство Associated Press = | дата = 30 октября 2008 | первый = Матти | последняя = Фридман | Газета = AOL Доказательства того, что город был не обыватель приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене, механизм, который не был использован в обыватель города. <ref Name=Draper/> Существует также свидетельство оборудование для выпечки лепешек и сотни костей козы, крупный рогатый скот, овцы и рыбы. Примечательно, что ни свиной кости были обнаружены, предполагая, что город был не обыватель <ref name=Draper/> <ref> {{привести сайт |. URL = http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010. PDF | название = Хирбет Qeiyafa после четырех сезонов раскопок | первый = Йосеф | последняя = Гарфинкель | accessdate = 5 ноября 2011 | год = 2010}} </ ссылка> [[Надав Na'aman]] Тель-Авивского университета, тем не менее сотрудники его филистимлян Гат, сославшись на необходимость дальнейшего раскопок, а также данные из Бейт-Шемеш, жители которых также избегать употребления в пищу свинины, но были связаны с Екрон <ref> {{привести журнале |. Название = В поисках древнее название Хирбет Qeiyafa | первый = Надав | последняя = Na'aman | Журнал = Журнал Еврейских Писаний | accessdate = 5 ноября
+
Доказательства того, что город был не [[Филистимляне|филистимский]] приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок который не был принят в [[Филистимляне|филистимских]] городах.<ref name=Draper/> Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не [[Филистимляне|филистимский]].<ref name=Draper/><ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010.pdf|title=Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations|first=Yosef|last=Garfinkel|accessdate=November 5, 2011|year=2010}}</ref> [[Надав Неэман]] из [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивского университета]], тем не менее, отждествляет его с филистимским [[Гат]]ом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из [[Бейт-Шемеш]]а, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с [[Экрон]]ом.<ref>{{статья |автор = Nadav Na'aman|заглавие = In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://ejournals.library.ualberta.ca/index.php/jhs/article/view/6219|язык = en|издание = The Journal of Hebrew Scriptures|тип = pdf|год = 2008|том = 36|номер = |страницы = |doi = |issn = 1203-1542}}</ref>
 +
 
 +
Следует предположить, что находка на объекте древнееврейского текста в мае 2012 года (см. ниже) закрыла эту дискуссию.
 +
<!--
Археологические находки == ==
Археологические находки == ==
Строка 109: Строка 114:
-
 
-
==Identification==
 
-
In 2010, [[Gershon Galil]] of the [[University of Haifa]] identified Khirbet Qeiyafa as the “Neta’im” of {{bibleverse|1|Chronicles|4:23|HE}}, due to its proximity to Khirbet Ğudrayathe (biblical Gederah). The inhabitants of both cities were said to be "potters" and "in the King’s service", a description that is consistent with the archeological discoveries at that site.<ref>{{cite web|url=http://newmedia-eng.haifa.ac.il/?p=2654 |title=Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im" |publisher= [[University of Haifa]] |date=March 4, 2010 |accessdate=July 14, 2011}}</ref>
 
-
 
-
Yehuda Dagan of the Israel Antiquities Authority also disagrees with the identification  as Sha'arayim. Dagan believes the ancient Philistine retreat route after their defeat in the battle at the Valley of Elah ({{bibleverse|1|Samuel|17:52|HE}}), more likely identifies Sha'arayim with the remains of Khirbet esh-Shari'a. Dagan proposes that Khirbet Qeiyafa be identified with biblical [[Adithaim]] ({{bibleverse||Joshua|15:36|HE}}).<ref name=dagan>{{cite journal|title=Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations|url=http://img2.tapuz.co.il/forums/1_143131548.pdf|format=pdf|first=Yehuda|last=Dagan|journal=Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|volume=36|year=2009|pages=68–81}}</ref>
 
-
 
-
The fortifications at Khirbet Qeiyafa predate those of contemporary [[Lachish]], [[Beersheba]], [[Tel Arad|Arad]], and [[Timnah]]. All these sites have yielded pottery dated to early Iron Age II. The parallel valley to the north, mentioned in [[Samuel]] I, runs from the Philistine city of [[Ekron]] to Tel [[Beit Shemesh]]. The city gate of the Elah Fortress faces west with a path down to the road leading to the sea, and was thus named "Gath Gate" or "Sea Gate." The {{convert|23|dunam|acre|adj=on}} site is surrounded by a [[Casemate|casement]] wall and fortifications.<ref name=keys>{{cite web|last=Shtull |first=Asaf |url=http://www.haaretz.com/weekend/magazine/the-keys-to-the-kingdom-1.360222 |title=The Keys to the Kingdom, Haaretz |publisher=[[Haaretz]] |date=21 July 1993 |accessdate=2011-07-14}}</ref> The top layer of the fortress shows that the fortifications were renewed in the Hellenistic period.<ref name="FS"/>
 
-
 
-
Garfinkel suggests that Khirbet Qeiyafa was a Judean city inhabited by 500–600 people during the reign of [[David]] and [[Solomon]].<ref name="Biblical David-NYT">{{cite news|url=http://www.nytimes.com/2008/10/30/world/middleeast/30david.html?partner=rssnyt&emc=rss|title=Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David|author=Ethan Bronner| date= 2008-10-29| publisher=New York Times|accessdate=2008-11-05}}</ref><ref name>{{cite news|url=http://www.haaretz.com/hasen/spages/1032929.html |title=Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? |agency=Associated Press |date=October 30, 2008 |newspaper=[[Haaretz]]|accessdate= November 5, 2011}}</ref><ref name=keys/> Based on pottery finds at Qeiyafa and Gath, archaeologists believe the sites belonged to two distinct ethnic groups. "The finds have not yet established who the residents were," says [[Aren Maeir]], a [[Bar Ilan University]] archaeologist digging at Gath. "It will become more clear if, for example, evidence of the local diet is found. Excavations have shown that Philistines ate dogs and pigs, while Israelites did not. The nature of the ceramic shards found at the site suggest residents might have been neither Israelites nor Philistines but members of a third, forgotten people."<ref>{{cite news|title=Israeli Archaeologists Find Ancient Text|agency=Associated Press|date=October 30, 2008|first=Matti|last=Friedman|newspaper=AOL news|url=http://web.archive.org/web/20081103152712/http://news.aol.com/article/israeli-archaeologists-find-ancient-text/233027?icid=100214839x1212506023x1200749390}}</ref> Evidence that the city was not Philistine comes from the private houses that abut the city wall, an arrangement that was not used in Philistine cities.<ref name=Draper/> There is also evidence of equipment for baking flat bread and hundreds of bones from goats, cattle, sheep, and fish. Significantly, no pig bones have been uncovered, suggesting that the city was not Philistine.<ref name=Draper/><ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010.pdf|title=Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations|first=Yosef|last=Garfinkel|accessdate=November 5, 2011|year=2010}}</ref> [[Nadav Na'aman]] of Tel Aviv University nevertheless associates it with Philistine Gath, citing the necessity for further excavations as well as evidence from Bet Shemesh whose inhabitants also avoided eating pork, yet were associated with Ekron.<ref>{{cite journal|title=In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa|first=Nadav|last=Na'aman|journal=The Journal of Hebrew Scriptures|accessdate=November 5, 2011|issn=1203-1542|year=2008|url=http://ejournals.library.ualberta.ca/index.php/jhs/article/view/6219}}</ref>
 
==Archaeological finds==
==Archaeological finds==

Версия 10:14, 19 июня 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 19.06.2012


Археологический объект
Хирбет-Кияфа (крепость Эла)
חירבת קייאפה (Khirbet Qeiyafa)
Файл:Qeiyafa-western-gate1 cr.jpg
Западные ворота
Страна Израиль
Координаты Координаты: 31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)
Основан X век до н.э.
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт [Археологический проект Кирбет Хияфа ссылка] (иврит)


Хирбет-Кияфа (крепость Эла) - остатки древнего города с видом на долину Эла.[1]

Руины крепости были обнаружены в 2007 году,[2] около Израильского города Бейт-Шемеш в 35 км от Иерусалима.[3]

Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.[4]

Rрепостm расположенf на ключевой позиции в Иудейском царстве по главной дороге от Филистии и прибрежной равнины Шфела в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город Шаараим или Нетаим.[5]

Содержание

Имя

Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".[6] Местные бедуины называют это место Хирбет Дауд, или гибель Давида.[7] Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из Иудейских гор на прибрежную равнину.[6]

География

Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-Азека.[8] После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель Сохо лежит на южном гребне с Тель-Адуллам за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на Иудейские горы. За ней на северо-востоке Тель-Ярмут. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам, Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в Книге Йеhошуа бен Нуна (Й|15:35).[8] Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.

Файл:Qeiyafa city wall1.jpg
Аэрофотосъёмка

История места и раскопок

Хирбет-Кияфа был обследован в 1860 году Виктором Гереном, который сообщили о наличии деревни на вершине холма. В 1875 году британские путешественники обнаружили лишь кучи камней. В 1932 году Димитрий Барамки сообщил об остатках преобразования сторожевой башни площадью 35 кв.м, связанной с Хирбет Кулейдия (Хорват Колад) в 200 м к востоку.[6] Место оставалось в забвении в XX веке и не упоминалось ведущими учеными.[2] Йеhуда Даган проводиля более интенсивные исследования в 1990-х годов и документировал видимые остатки сооружений.[6] Объект возбудил интерес к себе в 2005 году, когда Саар Ганор обнаружил впечатляющее сооружение железного века под развалинами.[2]

Раскопки в Хирбет-Кияфа начались в 2007 году под руководством Йосефа Гарфинкеля из Еврейского университета и Саара Ганора из Управления древностей Израиля, и продолжились в 2008 году.[9] Площадка почти в 600 кв.м города в слое железного века II была расчищена. На основе стилей керамики и двух сожженные оливковых пней, проверенных на углерод-14 в Оксфордском университете, Гарфинкель и Ганор датировали объект 1050-970 г. до н.э.,[2] однако Исраэль Финкельштейн считает, что датировка должна быть между 1050 и 915 г. до н.э.[10]

Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский Азеком, который до этого связывали исключительно с Тель Закария.[11] В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский Шаараим («двое ворот» на иврите).[2]

Датировка

Файл:HaElaFortressDSCN2167.JPG
Стены крепости Эла

Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, Управление древностей Израиля заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что Иудейское царство развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".[12]

Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако, то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".[13][14][15]

Определение

В 2010 году Гершон Галиль из Хайфского университета определены Хирбет-Кияфа как "Нетаим" из 1-й книги Шмуэля (Шм. 1|4:23), благодаря её близости к Хирбет Джудрайяте (библейская Гедера). Жители обоих городов, как утверждается, были "гончарами" и "на службе у царя" - описание, которое согласуется с археологическими находками на этом объекте.[16]

Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние филистимляне отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским Адифаим (Й|15:36).[6]

Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период Лахишу, Беэр-Шеве, Араду и Тимне. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в Книге Шмуэль 1, проходит от филистимского города Экрон до Тель-Бейт-Шемеш. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.[14] The top layer of the fortress shows that the fortifications were renewed in the Hellenistic period.[8]

Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления Давида и Соломона.[17][18][14] на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и Гате, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.

"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит Арен Майер, археолог из университета Бар-Илан, ведущий раскопки в Гате. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".[19]

Доказательства того, что город был не филистимский приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок который не был принят в филистимских городах.[20] Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не филистимский.[20][21] Надав Неэман из Тель-Авивского университета, тем не менее, отждествляет его с филистимским Гатом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из Бейт-Шемеша, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с Экроном.[22]

Следует предположить, что находка на объекте древнееврейского текста в мае 2012 года (см. ниже) закрыла эту дискуссию.


См. также

Источники

Примечания

  1. Rabinovitch, Ari Archaeologists report finding oldest Hebrew text. Reuters (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Yosef Garfinkel, Saar Ganor Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — № 8. — ISSN 1203-1542.
  3. Chris Catling Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // Current World Archaeology. — 2011. — Т. 33. — С. 8.
  4. Kalman, Matthew 'Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'. Daily Mail (October 31, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  5. Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'. Science Daily. Проверено 26 марта 2011.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Yehuda Dagan Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2009. — Т. 36. — № 3. — С. 68–81.
  7. Site names for Elah Fortress. Foundation Stone. Проверено 16 ноября 2011.
  8. 8,0 8,1 8,2 Selavan, Barnea Levi Elah Fortress – A short history of the site. Foundation Stone (August 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  9. Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Hebrew University of Jerusalem. Проверено 5 ноября 2011.
  10. Israel Finkelstein, Eli Piasetzky Khirbet Qeiyafa: Absolute Chronology (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2010. — Т. 37. — № 1. — С. 84–88. — ISSN 1203-1542. — DOI:10.1179/033443510x12632070179621
  11. ASOR 2007 Conference abstracts. Boston University.
  12. http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989
  13. "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean", Govier, Gordon, Christianity Today 1/18/2010
  14. 14,0 14,1 14,2 Shtull, Asaf The Keys to the Kingdom, Haaretz. Haaretz (21 July 1993). Проверено 14 июля 2011.
  15. Yosef Garfinkel The Birth & Death of Biblical Minimalism (англ.) // Biblical Archaeology Review. — 2011. — Т. 37. — № 3.
  16. Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im". University of Haifa (March 4, 2010). Проверено 14 июля 2011.
  17. Ethan Bronner. Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David, New York Times (2008-10-29). Проверено 5 ноября 2008.
  18. Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  19. Friedman, Matti. Israeli Archaeologists Find Ancient Text (October 30, 2008).
  20. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Draper не указан текст
  21. Garfinkel, Yosef Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations (2010). Проверено 5 ноября 2011.
  22. Nadav Na'aman In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — Т. 36. — ISSN 1203-1542.
Millard believes the language of the inscription is Hebrew, Canaanite, Phoenician or Moabite and it most likely consists of a list of names written by someone unused to writing.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация