Хирбет-Кияфа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 31: | Строка 31: | ||
Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.<ref name=dm>{{cite web|url=http://www.dailymail.co.uk/news/article-1081850/Proof-David-slew-Goliath-Israeli-archaeologists-unearth-oldest-Hebrew-text.html#ixzz1cXNM7YFp|title='Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'|publisher=Daily Mail|date=October 31, 2008|last=Kalman|first=Matthew|accessdate=November 5, 2011}}</ref> | Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.<ref name=dm>{{cite web|url=http://www.dailymail.co.uk/news/article-1081850/Proof-David-slew-Goliath-Israeli-archaeologists-unearth-oldest-Hebrew-text.html#ixzz1cXNM7YFp|title='Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'|publisher=Daily Mail|date=October 31, 2008|last=Kalman|first=Matthew|accessdate=November 5, 2011}}</ref> | ||
- | |||
- | + | Rрепостm расположенf на ключевой позиции в [[Иудейское царство|Иудейском царстве]] по главной дороге от [[Филистимляне|Филистии]] и [[Шфела|прибрежной равнины Шфела]] в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город [[Шаарим]] или Нетаим.<ref>{{cite web|url=http://www.sciencedaily.com/releases/2010/03/100308095459.htm|title=Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'|publisher=[[Science Daily]]|accessdate=March 26, 2011}}</ref> | |
- | + | == Имя == | |
+ | Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".<ref name=dagan/> Местные бедуины называют это место ''Хирбет Дауд'', или ''гибель Давида''.<ref>{{cite web|url=http://www.foundationstone.org/page76/page92/page93/page93.html|title=Site names for Elah Fortress|publisher=Foundation Stone|date=|accessdate=November 16, 2011}}</ref> Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из [[Иудейские горы|Иудейских гор]] на прибрежную равнину.<ref name=dagan/> | ||
- | + | == География == | |
- | + | [[File:Qeiyafa city wall1.jpg|right|thumb|Аэрофотосъёмка]] | |
- | + | Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-[[Азека]].<ref name="FS">{{cite web|url=http://www.foundationstone.org/page76/page92/page92.html|title=Elah Fortress – A short history of the site|publisher=Foundation Stone|accessdate=November 5, 2011|first=Barnea Levi|last=Selavan|date=August 2008}}</ref> После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель [[Сохо]] лежит на южном гребне с Тель-[[Адуллам]] за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на [[Иудейские горы]]. За ней на северо-востоке Тель-[[Ярмут]]. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам, Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в [[Книга Йеhошуа бен Нуна|Книге Йеhошуа бен Нуна]] (Й|15:35).<ref name="FS"/> Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей. | |
- | + | <!-- | |
- | География | + | |
- | [[File: Qeiyafa | + | |
- | + | ||
== Сайта и раскопки История == | == Сайта и раскопки История == | ||
Строка 114: | Строка 111: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
==Site and excavation history== | ==Site and excavation history== | ||
Строка 231: | Строка 222: | ||
Найдены древнейшие надписи на иврите | Найдены древнейшие надписи на иврите | ||
- | |||
- | |||
Израильские археологи заявили об обнаружении керамических черепков с древними надписями на иврите. Предполагается, что эти тексты на иврите являются древнейшими из когда-либо раскопанных.Находки помогут по-новому взглянуть на культуру и язык Святой Земли в библейский период. | Израильские археологи заявили об обнаружении керамических черепков с древними надписями на иврите. Предполагается, что эти тексты на иврите являются древнейшими из когда-либо раскопанных.Находки помогут по-новому взглянуть на культуру и язык Святой Земли в библейский период. | ||
- | |||
Осколок сосуда найден в районе Хирбет-Кеяфа, недалеко от того места, где, по преданию, сражались Давид и Голиаф. Черепок лежал в слое, который датирован радиоуглеродным методом (исследовался возраст найденных в нем оливковых косточек) 1000-975 годами до нашей эры, то есть временем, когда правил царь Давид. | Осколок сосуда найден в районе Хирбет-Кеяфа, недалеко от того места, где, по преданию, сражались Давид и Голиаф. Черепок лежал в слое, который датирован радиоуглеродным методом (исследовался возраст найденных в нем оливковых косточек) 1000-975 годами до нашей эры, то есть временем, когда правил царь Давид. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
Осколок керамики размером 15×15 см нашел 15-летний подросток-доброволец еще в июле возле ступенек развалин дома. Позднее было обнаружено, что на осколке сделана надпись в пять строк так называемым протоханаанским стилем, предшественником еврейского алфавита, которым во втором тысячелетии до нашей эры пользовались многие левантийские народы, в том числе и древние евреи. Филологам удалось пока гипотетически интерпретировать только несколько сочетаний знаков, которые могут читаться как «царь», «судья», «раб». Гарфинкель убежден, что надпись сделана на иврите, а не на одном из родственных семитских языков, поскольку на черепке можно видеть специфически ивритский глагол «делать». Все слова имеют трехбуквенный корень, характерный для иврита. Не исключено, что эти пять строчек являются отрывком более длинного текста. | Осколок керамики размером 15×15 см нашел 15-летний подросток-доброволец еще в июле возле ступенек развалин дома. Позднее было обнаружено, что на осколке сделана надпись в пять строк так называемым протоханаанским стилем, предшественником еврейского алфавита, которым во втором тысячелетии до нашей эры пользовались многие левантийские народы, в том числе и древние евреи. Филологам удалось пока гипотетически интерпретировать только несколько сочетаний знаков, которые могут читаться как «царь», «судья», «раб». Гарфинкель убежден, что надпись сделана на иврите, а не на одном из родственных семитских языков, поскольку на черепке можно видеть специфически ивритский глагол «делать». Все слова имеют трехбуквенный корень, характерный для иврита. Не исключено, что эти пять строчек являются отрывком более длинного текста. | ||
Строка 246: | Строка 231: | ||
Ученым известно несколько маленьких фрагментов надписей, содержащих ивритские слова и датируемых X веком до нашей эры. Но большие тексты, которые однозначно сделаны на иврите, датируются IX и VIII веками. На этом основании Йоси Гарфинкель берется утверждать, что его находка — древнейшая. | Ученым известно несколько маленьких фрагментов надписей, содержащих ивритские слова и датируемых X веком до нашей эры. Но большие тексты, которые однозначно сделаны на иврите, датируются IX и VIII веками. На этом основании Йоси Гарфинкель берется утверждать, что его находка — древнейшая. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
Район Бейт-Шемеша у подножья иудейских гор был когда-то границей между жившими на холмах евреями и их врагами филистимлянами, жившими в районе прибрежной низменности. С кургана Хирбет-Кеяфа открывается вид на долину Эла, где произошло сражение Давида с Голиафом. От этого места недалеко до родного города Голиафа, Гата. | Район Бейт-Шемеша у подножья иудейских гор был когда-то границей между жившими на холмах евреями и их врагами филистимлянами, жившими в районе прибрежной низменности. С кургана Хирбет-Кеяфа открывается вид на долину Эла, где произошло сражение Давида с Голиафом. От этого места недалеко до родного города Голиафа, Гата. | ||
- | |||
С мнением Гарфинкеля согласны далеко не все исследователи. Амихай Мазар, один из ведущих специалистов по библейской археологии, говорит, что с интерпретацией текста из Хирбет-Кеяфы не стоит торопиться. Но он убежден в том, что надпись, как минимум, является самой длинной из известных протоханаанейских, что само по себе имеет большое значение для науки. | С мнением Гарфинкеля согласны далеко не все исследователи. Амихай Мазар, один из ведущих специалистов по библейской археологии, говорит, что с интерпретацией текста из Хирбет-Кеяфы не стоит торопиться. Но он убежден в том, что надпись, как минимум, является самой длинной из известных протоханаанейских, что само по себе имеет большое значение для науки. | ||
- | |||
По материалам различных информационных агентств | По материалам различных информационных агентств | ||
Комментарий независимого специалиста. На надписи, если так повернуть — то можно прочесть корни слов «царь», «судья», «страна»… , а если по-другому повернуть, то совершенно другие слова. Надо подождать окончательной публикации. Ценность этой надписи в том, что во-первых, оказывается прото-ханаанейское письмо продолжается аж до середины 10-ого века, а во-вторых это всего лишь вторая такая находка (первая — остракон из Избет-Сарты и там абецедарий, а не текст со смыслом). | Комментарий независимого специалиста. На надписи, если так повернуть — то можно прочесть корни слов «царь», «судья», «страна»… , а если по-другому повернуть, то совершенно другие слова. Надо подождать окончательной публикации. Ценность этой надписи в том, что во-первых, оказывается прото-ханаанейское письмо продолжается аж до середины 10-ого века, а во-вторых это всего лишь вторая такая находка (первая — остракон из Избет-Сарты и там абецедарий, а не текст со смыслом). | ||
Настоящая сенсация в том, что там нарыли «ворота с четырьмя помещениями» (שער תאים) и казематные стены. И все это чётко датируется 10 в. до н. э. Де-факто, это означает, что если в 10-веке есть такие укрепления, и они видимо еврейские, тогда действительно существовало объединенное царство Израиля. Ведь известны аналогичные строения в Мегиддо, в Хацоре и в Гезере | Настоящая сенсация в том, что там нарыли «ворота с четырьмя помещениями» (שער תאים) и казематные стены. И все это чётко датируется 10 в. до н. э. Де-факто, это означает, что если в 10-веке есть такие укрепления, и они видимо еврейские, тогда действительно существовало объединенное царство Израиля. Ведь известны аналогичные строения в Мегиддо, в Хацоре и в Гезере | ||
- | |||
[http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/ JUDAEA.RU] | [http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/ JUDAEA.RU] | ||
Строка 412: | Строка 391: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
- | {{ | + | {{Commonscat|Khirbet Qeiyafa}} |
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Khirbet_Qeiyafa Статья "Khirbet Qeiyafa" в английском разделе Википедии] | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Khirbet_Qeiyafa Статья "Khirbet Qeiyafa" в английском разделе Википедии] | ||
* [http://www.archaeological.org/webinfo.php?page=10037&entrynumber=1823 AFOB (Archaeological Fieldwork Opportunities Bulletin) Online Listing for Khirbet Qeiyafa] | * [http://www.archaeological.org/webinfo.php?page=10037&entrynumber=1823 AFOB (Archaeological Fieldwork Opportunities Bulletin) Online Listing for Khirbet Qeiyafa] | ||
Строка 425: | Строка 404: | ||
[[Category:История еврейского народа]] | [[Category:История еврейского народа]] | ||
[[Категория:Археология в Израиле]] | [[Категория:Археология в Израиле]] | ||
+ | Millard believes the language of the inscription is Hebrew, Canaanite, Phoenician or Moabite and it most likely consists of a list of names written by someone unused to writing. |
Версия 06:51, 19 июня 2012
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
19.06.2012 | |
Археологический объект
|
Хирбет-Кияфа (крепость Эла) - остатки древнего города с видом на долину Эла.[1]
Руины крепости были обнаружены в 2007 году,[2] около Израильского города Бейт-Шемеш в 35 км от Иерусалима.[3]
Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.[4]
Rрепостm расположенf на ключевой позиции в Иудейском царстве по главной дороге от Филистии и прибрежной равнины Шфела в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город Шаарим или Нетаим.[5]
Содержание |
Имя
Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".[6] Местные бедуины называют это место Хирбет Дауд, или гибель Давида.[7] Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из Иудейских гор на прибрежную равнину.[6]
География
Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-Азека.[8] После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель Сохо лежит на южном гребне с Тель-Адуллам за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на Иудейские горы. За ней на северо-востоке Тель-Ярмут. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам, Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в Книге Йеhошуа бен Нуна (Й|15:35).[8] Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.
См. также
- Библейская археология
- Библейский минимализм
- Археология
- Хирба
Источники
Хирбет-Кияфа на Викискладе? |
- Статья "Khirbet Qeiyafa" в английском разделе Википедии
- AFOB (Archaeological Fieldwork Opportunities Bulletin) Online Listing for Khirbet Qeiyafa
- Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме
- Немецкие ученые расшифровали самую древнюю надпись на иврите
Примечания
- ↑ Rabinovitch, Ari Archaeologists report finding oldest Hebrew text. Reuters (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокVol8Ar22
не указан текст - ↑ Chris Catling Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // Current World Archaeology. — 2011. — Т. 33. — С. 8.
- ↑ Kalman, Matthew 'Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'. Daily Mail (October 31, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
- ↑ Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'. Science Daily. Проверено 26 марта 2011.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокdagan
не указан текст - ↑ Site names for Elah Fortress. Foundation Stone. Проверено 16 ноября 2011.
- ↑ 8,0 8,1 Selavan, Barnea Levi Elah Fortress – A short history of the site. Foundation Stone (August 2008). Проверено 5 ноября 2011.
Millard believes the language of the inscription is Hebrew, Canaanite, Phoenician or Moabite and it most likely consists of a list of names written by someone unused to writing.