Калиш (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Пятнадцатый век - iестнадцатый век)
Строка 35: Строка 35:
С середины 14 в. в Калише была еврейская улица — центр финансовой и торговой деятельности общины. В период [[«Чёрная Смерть»|«Чёрной смерти»]] (1349) евреи Калиша подверглись преследованиям. В 1358 г. [[Казимир III]] разрешил построить в Калише синагогу (сгорела в 1857 г.).
С середины 14 в. в Калише была еврейская улица — центр финансовой и торговой деятельности общины. В период [[«Чёрная Смерть»|«Чёрной смерти»]] (1349) евреи Калиша подверглись преследованиям. В 1358 г. [[Казимир III]] разрешил построить в Калише синагогу (сгорела в 1857 г.).
-
=== Пятнадцатый век - iестнадцатый век ===
+
=== Пятнадцатый век - шестнадцатый век ===
В 15–16 вв. евреи Калиша занимались торговлей с [[Краков|Краковом]] и Бреславлем ([[Вроцлав]]), а также ссудными операциями, ювелирным и портняжным ремеслами и убоем скота. В 1542 г. в общину прибыли евреи-эмигранты из Богемии, Венгрии, Германии, что вызвало в том же году антиеврейские беспорядки.  
В 15–16 вв. евреи Калиша занимались торговлей с [[Краков|Краковом]] и Бреславлем ([[Вроцлав]]), а также ссудными операциями, ювелирным и портняжным ремеслами и убоем скота. В 1542 г. в общину прибыли евреи-эмигранты из Богемии, Венгрии, Германии, что вызвало в том же году антиеврейские беспорядки.  
В 1557 г. евреи Калиша пережили [[Кровавый Навет|кровавый навет]], а в 1565 г. синагога подверглась поруганию.  
В 1557 г. евреи Калиша пережили [[Кровавый Навет|кровавый навет]], а в 1565 г. синагога подверглась поруганию.  
 +
=== Семнадцатый век ===
-
В 1656 г., во время войны между Швецией и Польшей войска гетмана С. Чарнецкого, занявшие Калиш, убили многих евреев и полностью разрушили [[Кварталы Еврейские|еврейский квартал]]. Однако вскоре община Калиша была восстановлена и во второй половине 17 в. являлась одной из самых значительных общин, управлявшихся [[Ваад Четырёх Земель|Ваадом четырех земель]]. В 1668 г. в Калише состоялся съезд (ваад) еврейских общин Великой Польши. В 1670 г. в общину влились беженцы из Вены. В 1676 г. король Ян III Собеский утвердил привилегии еврейской общины Калиша, а в 1678 г. сейм предоставил ей частичное освобождение от налогов.
+
В 1656 г., во время войны между Швецией и Польшей войска гетмана С. Чарнецкого, занявшие Калиш, убили многих евреев и полностью разрушили [[Кварталы Еврейские|еврейский квартал]].  
 +
 
 +
Однако вскоре община Калиша была восстановлена и во второй половине 17 в. являлась одной из самых значительных общин, управлявшихся [[Ваад Четырёх Земель|Ваадом четырех земель]].  
 +
 
 +
В 1668 г. в Калише состоялся съезд (ваад) еврейских общин Великой Польши. В 1670 г. в общину влились беженцы из Вены. В 1676 г. король Ян III Собеский утвердил привилегии еврейской общины Калиша, а в 1678 г. сейм предоставил ей частичное освобождение от налогов.
 +
=== Восемнадцатый век ===
В 1706 г. общину постиг пожар, в 1708 г. — чума; в 1713 г. и 1728 г. обнищавшая община брала займы у христианского духовенства. Во второй половине 18 в. экономическое положение общины стало улучшаться благодаря занятию винокурением и росту торговли зерном, скотом и шерстью. В 1763 г. на евреев Калиша был снова возведен кровавый навет.
В 1706 г. общину постиг пожар, в 1708 г. — чума; в 1713 г. и 1728 г. обнищавшая община брала займы у христианского духовенства. Во второй половине 18 в. экономическое положение общины стало улучшаться благодаря занятию винокурением и росту торговли зерном, скотом и шерстью. В 1763 г. на евреев Калиша был снова возведен кровавый навет.
В 1765 г. в Калише и в подчиненной его [[Кагал|кагалу]] общине Острово (выходцы из Калиша) жили 702 еврея, а в 1787 г. — 487. В 1793 г. Калиш почти полностью сгорел, что привело к значительному снижению численности его еврейского населения.
В 1765 г. в Калише и в подчиненной его [[Кагал|кагалу]] общине Острово (выходцы из Калиша) жили 702 еврея, а в 1787 г. — 487. В 1793 г. Калиш почти полностью сгорел, что привело к значительному снижению численности его еврейского населения.
 +
=== Девятнадцатый век ===
-
В 1809 г. Калиш был включен в Варшавское герцогство, а с образованием Царства Польского (1815) вошел в Российскую империю в качестве губернского города. Часть ограничений 16–18 вв., к которым царское правительство добавило запрет евреям Царства Польского селиться в Калише как городе 21-верстной пограничной полосы, сохранялась до 1862 г. К началу 1860-х гг. евреи Калиша владели предприятиями по выделке сукна и дублению кож, торговали хлопком, шерстью, вином. После экономического застоя, вызванного польским восстанием (1863–64), и постройки железной дороги (1871) еврейские предприниматели открыли мыловарни и возродили винокурение. В 1870-х гг. они развернули производство кружев (на вывоз в Центральную Россию и Китай) и вышивных изделий и основали швейные мастерские, а к концу 19 в. – началу 20 в. — современные текстильные, вязальные и чулочные фабрики, а также фабрику игрушек (куклы). С 1836 г. в Калише действовала еврейская больница (существовала до 1939 г.). В 1875 г. открылась еврейская школа с преподаванием на русском языке.
+
В 1809 г. Калиш был включен в Варшавское герцогство, а с образованием Царства Польского (1815) вошел в Российскую империю в качестве губернского города.  
 +
 
 +
Часть ограничений 16–18 вв., к которым царское правительство добавило запрет евреям Царства Польского селиться в Калише как городе 21-верстной пограничной полосы, сохранялась до 1862 г.  
 +
 
 +
К началу 1860-х гг. евреи Калиша владели предприятиями по выделке сукна и дублению кож, торговали хлопком, шерстью, вином. После экономического застоя, вызванного польским восстанием (1863–64), и постройки железной дороги (1871) еврейские предприниматели открыли мыловарни и возродили винокурение.  
 +
 
 +
В 1870-х гг. они развернули производство кружев (на вывоз в Центральную Россию и Китай) и вышивных изделий и основали швейные мастерские, а к концу 19 в. – началу 20 в. — современные текстильные, вязальные и чулочные фабрики, а также фабрику игрушек (куклы). С 1836 г. в Калише действовала еврейская больница (существовала до 1939 г.). В 1875 г. открылась еврейская школа с преподаванием на русском языке.
В 1897 г. в Калише проживало 7597 евреев, а к 1908 г. — 11 318, из них свыше трех тыс. евреев-рабочих. В религиозных кругах сильным влиянием пользовался [[Хасидизм|хасидизм]] (главным образом приверженцев династий [[Гур]], [[Варка]] и [[Менахем Мендл Из Коцка|Менахема Мендла из Коцка]]).
В 1897 г. в Калише проживало 7597 евреев, а к 1908 г. — 11 318, из них свыше трех тыс. евреев-рабочих. В религиозных кругах сильным влиянием пользовался [[Хасидизм|хасидизм]] (главным образом приверженцев династий [[Гур]], [[Варка]] и [[Менахем Мендл Из Коцка|Менахема Мендла из Коцка]]).
 +
=== Двадцатый век ===
-
В годы Первой мировой войны в Калише были основаны еврейская гимназия (1916), религиозная школа «Тахкемони» с преподаванием на иврите, религиозная школа для девочек «Хаваццелет». В 1920–30-х гг. были открыты три школы на идиш, находившиеся под влиянием [[Бунд|Бунда]]. В 1919 г. в ответ на [[Погромы|погром]], устроенный польскими национальными демократами (эндеки), в Калише была создана еврейская [[Самооборона Еврейская|самооборона]]. Во второй половине 1920-х гг. в Калише усилилась антисемитская пропаганда, которой руководили эндеки — инициаторы экономического бойкота еврейских торговцев и ремесленников (см. [[Бойкот Антиеврейский|Бойкот антиеврейский]]).
+
В годы Первой мировой войны в Калише были основаны еврейская гимназия (1916), религиозная школа «Тахкемони» с преподаванием на иврите, религиозная школа для девочек «Хаваццелет».  
-
В 1921 г. в Калише проживало 15 566 евреев, а в 1939 г. их число достигло по приблизительной оценке 24–26 тысяч (50% населения). В Калише активно действовали все еврейские партии, культурные и рабочие ассоциации со своими просветительными учреждениями и органами печати (пять еврейских изданий). В сентябре 1939 г. немцы оккупировали Калиш. Около 20% местных евреев удалось бежать в первые дни оккупации. Несколько тысяч евреев были 20 ноября 1939 г. выселены из своих домов и депортированы в район Люблина (территория Польского генерал-губернаторства), чтобы освободить место для балтийских фольксдойче (немецкое национальное меньшинство). Бежавшие после этого из Калиша евреи поселились в различных местностях Польши, почти семь тысяч из них оказались в Варшавском [[Гетто|гетто]] (1940; см. [[Варшава]]). К 1 января 1940 г. в Калише осталось 612 евреев, большей частью ремесленники. В октябре 1940 г. немцы убили в ближайшем лесу всех евреев, страдавших хроническими заболеваниями, а остальных разместили в трех зданиях при мастерских и использовали на работах. В конце 1941 г. около 200 евреев, включая детей, были отправлены в лагерь смерти [[Хелмно]]. В начале 1942 г. оставшихся евреев Калиша депортировали в гетто города [[Лодзь]]. После войны еврейская община в Калише не была восстановлена.
+
В 1920–30-х гг. были открыты три школы на идиш, находившиеся под влиянием [[Бунд|Бунда]]. В 1919 г. в ответ на [[Погромы|погром]], устроенный польскими национальными демократами (эндеки), в Калише была создана еврейская [[Самооборона Еврейская|самооборона]].  
-
Начиная с 17 в., Калиш был одним из важнейших духовных центров польского еврейства. С городом связана деятельность таких раввинов и ученых, как Шломо Залман бен Ирмеяху Яаков (первая половина 17 в.), Исраэль бен Натан Шапира (середина 17 в.) и Аврахам Абеле Гомбинер (1637–83) — основатели иешив Калиша; Иехиэль бен Арье (вторая половина 17 в.) — автор галахических (см. [[Галаха]]) сочинений; Моше бен Биньямин Вольф Рофе (17 в.) — автор медицинских сочинений на иврите с рецептами на идиш; Элиэзер Лазар (18 в.); Шломо бен Акива Эгер (1786–1852) — глава [[Иешива|иешивы]]; Э. Раголер (1794–1849); [[Хайес, Цви Хирш Бен Меир|Ц. Х. Хайес]]; М. Ауэрбах (1815–78); И. Либшиц — раввин Калиша до 1932 г., и другие.
+
Во второй половине 1920-х гг. в Калише усилилась антисемитская пропаганда, которой руководили эндеки — инициаторы экономического бойкота еврейских торговцев и ремесленников (см. [[Бойкот Антиеврейский|Бойкот антиеврейский]]).
-
{{ElevenCopyRight|11934|КАЛИШ}}
+
В 1921 г. в Калише проживало 15 566 евреев, а в 1939 г. их число достигло по приблизительной оценке 24–26 тысяч (50% населения).
 +
В Калише активно действовали все еврейские партии, культурные и рабочие ассоциации со своими просветительными учреждениями и органами печати (пять еврейских изданий).
 +
==== Немецкая оккупация ====
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
+
В сентябре 1939 г. немцы оккупировали Калиш. Около 20% местных евреев удалось бежать в первые дни оккупации. Несколько тысяч евреев были 20 ноября 1939 г. выселены из своих домов и депортированы в район Люблина (территория Польского генерал-губернаторства), чтобы освободить место для балтийских фольксдойче (немецкое национальное меньшинство).
 +
 
 +
Бежавшие после этого из Калиша евреи поселились в различных местностях Польши, почти семь тысяч из них оказались в Варшавском [[Гетто|гетто]] (1940; см. [[Варшава]]).
 +
 
 +
К 1 января 1940 г. в Калише осталось 612 евреев, большей частью ремесленники. В октябре 1940 г. немцы убили в ближайшем лесу всех евреев, страдавших хроническими заболеваниями, а остальных разместили в трех зданиях при мастерских и использовали на работах.
 +
 
 +
В конце 1941 г. около 200 евреев, включая детей, были отправлены в лагерь смерти [[Хелмно]]. В начале 1942 г. оставшихся евреев Калиша депортировали в гетто города [[Лодзь]].
 +
=== Послевоенный период ===
 +
 
 +
После войны еврейская община в Калише не была восстановлена.
 +
=== Духовная жизнь общины ===
 +
 
 +
Начиная с 17 в., Калиш был одним из важнейших духовных центров польского еврейства. С городом связана деятельность таких раввинов и ученых, как Шломо Залман бен Ирмеяху Яаков (первая половина 17 в.), Исраэль бен Натан Шапира (середина 17 в.) и Аврахам Абеле Гомбинер (1637–83) — основатели иешив Калиша; Иехиэль бен Арье (вторая половина 17 в.) — автор галахических (см. [[Галаха]]) сочинений; Моше бен Биньямин Вольф Рофе (17 в.) — автор медицинских сочинений на иврите с рецептами на идиш; Элиэзер Лазар (18 в.); Шломо бен Акива Эгер (1786–1852) — глава [[Иешива|иешивы]]; Э. Раголер (1794–1849); [[Хайес, Цви Хирш Бен Меир|Ц. Х. Хайес]]; М. Ауэрбах (1815–78); И. Либшиц — раввин Калиша до 1932 г., и другие.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|11934|КАЛИШ}}

Версия 06:07, 14 июня 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Калиш, город в Польше (Познанское воеводство).

Содержание

Возникновение общины

Еврейская община Калиша, одна из древнейших в Восточной Европе, была основана в последней трети 12 в. (по одной из версий — чеканщиками монет, приглашенными князем Мешко III).

Тринадцатый век

В середине 13 в. в Калиш прибыла из Германии группа евреев, которая получила в 1264 г. от князя Болеслава V Благочестивого привилегии (так называемый Калишский статут), послужившие в дальнейшем основой польского законодательства в отношении евреев.

Четырнадцатый век

С середины 14 в. в Калише была еврейская улица — центр финансовой и торговой деятельности общины. В период «Чёрной смерти» (1349) евреи Калиша подверглись преследованиям. В 1358 г. Казимир III разрешил построить в Калише синагогу (сгорела в 1857 г.).

Пятнадцатый век - шестнадцатый век

В 15–16 вв. евреи Калиша занимались торговлей с Краковом и Бреславлем (Вроцлав), а также ссудными операциями, ювелирным и портняжным ремеслами и убоем скота. В 1542 г. в общину прибыли евреи-эмигранты из Богемии, Венгрии, Германии, что вызвало в том же году антиеврейские беспорядки.

В 1557 г. евреи Калиша пережили кровавый навет, а в 1565 г. синагога подверглась поруганию.

Семнадцатый век

В 1656 г., во время войны между Швецией и Польшей войска гетмана С. Чарнецкого, занявшие Калиш, убили многих евреев и полностью разрушили еврейский квартал.

Однако вскоре община Калиша была восстановлена и во второй половине 17 в. являлась одной из самых значительных общин, управлявшихся Ваадом четырех земель.

В 1668 г. в Калише состоялся съезд (ваад) еврейских общин Великой Польши. В 1670 г. в общину влились беженцы из Вены. В 1676 г. король Ян III Собеский утвердил привилегии еврейской общины Калиша, а в 1678 г. сейм предоставил ей частичное освобождение от налогов.

Восемнадцатый век

В 1706 г. общину постиг пожар, в 1708 г. — чума; в 1713 г. и 1728 г. обнищавшая община брала займы у христианского духовенства. Во второй половине 18 в. экономическое положение общины стало улучшаться благодаря занятию винокурением и росту торговли зерном, скотом и шерстью. В 1763 г. на евреев Калиша был снова возведен кровавый навет.

В 1765 г. в Калише и в подчиненной его кагалу общине Острово (выходцы из Калиша) жили 702 еврея, а в 1787 г. — 487. В 1793 г. Калиш почти полностью сгорел, что привело к значительному снижению численности его еврейского населения.

Девятнадцатый век

В 1809 г. Калиш был включен в Варшавское герцогство, а с образованием Царства Польского (1815) вошел в Российскую империю в качестве губернского города.

Часть ограничений 16–18 вв., к которым царское правительство добавило запрет евреям Царства Польского селиться в Калише как городе 21-верстной пограничной полосы, сохранялась до 1862 г.

К началу 1860-х гг. евреи Калиша владели предприятиями по выделке сукна и дублению кож, торговали хлопком, шерстью, вином. После экономического застоя, вызванного польским восстанием (1863–64), и постройки железной дороги (1871) еврейские предприниматели открыли мыловарни и возродили винокурение.

В 1870-х гг. они развернули производство кружев (на вывоз в Центральную Россию и Китай) и вышивных изделий и основали швейные мастерские, а к концу 19 в. – началу 20 в. — современные текстильные, вязальные и чулочные фабрики, а также фабрику игрушек (куклы). С 1836 г. в Калише действовала еврейская больница (существовала до 1939 г.). В 1875 г. открылась еврейская школа с преподаванием на русском языке.

В 1897 г. в Калише проживало 7597 евреев, а к 1908 г. — 11 318, из них свыше трех тыс. евреев-рабочих. В религиозных кругах сильным влиянием пользовался хасидизм (главным образом приверженцев династий Гур, Варка и Менахема Мендла из Коцка).

Двадцатый век

В годы Первой мировой войны в Калише были основаны еврейская гимназия (1916), религиозная школа «Тахкемони» с преподаванием на иврите, религиозная школа для девочек «Хаваццелет».

В 1920–30-х гг. были открыты три школы на идиш, находившиеся под влиянием Бунда. В 1919 г. в ответ на погром, устроенный польскими национальными демократами (эндеки), в Калише была создана еврейская самооборона.

Во второй половине 1920-х гг. в Калише усилилась антисемитская пропаганда, которой руководили эндеки — инициаторы экономического бойкота еврейских торговцев и ремесленников (см. Бойкот антиеврейский).

В 1921 г. в Калише проживало 15 566 евреев, а в 1939 г. их число достигло по приблизительной оценке 24–26 тысяч (50% населения).

В Калише активно действовали все еврейские партии, культурные и рабочие ассоциации со своими просветительными учреждениями и органами печати (пять еврейских изданий).

Немецкая оккупация

В сентябре 1939 г. немцы оккупировали Калиш. Около 20% местных евреев удалось бежать в первые дни оккупации. Несколько тысяч евреев были 20 ноября 1939 г. выселены из своих домов и депортированы в район Люблина (территория Польского генерал-губернаторства), чтобы освободить место для балтийских фольксдойче (немецкое национальное меньшинство).

Бежавшие после этого из Калиша евреи поселились в различных местностях Польши, почти семь тысяч из них оказались в Варшавском гетто (1940; см. Варшава).

К 1 января 1940 г. в Калише осталось 612 евреев, большей частью ремесленники. В октябре 1940 г. немцы убили в ближайшем лесу всех евреев, страдавших хроническими заболеваниями, а остальных разместили в трех зданиях при мастерских и использовали на работах.

В конце 1941 г. около 200 евреев, включая детей, были отправлены в лагерь смерти Хелмно. В начале 1942 г. оставшихся евреев Калиша депортировали в гетто города Лодзь.

Послевоенный период

После войны еврейская община в Калише не была восстановлена.

Духовная жизнь общины

Начиная с 17 в., Калиш был одним из важнейших духовных центров польского еврейства. С городом связана деятельность таких раввинов и ученых, как Шломо Залман бен Ирмеяху Яаков (первая половина 17 в.), Исраэль бен Натан Шапира (середина 17 в.) и Аврахам Абеле Гомбинер (1637–83) — основатели иешив Калиша; Иехиэль бен Арье (вторая половина 17 в.) — автор галахических (см. Галаха) сочинений; Моше бен Биньямин Вольф Рофе (17 в.) — автор медицинских сочинений на иврите с рецептами на идиш; Элиэзер Лазар (18 в.); Шломо бен Акива Эгер (1786–1852) — глава иешивы; Э. Раголер (1794–1849); Ц. Х. Хайес; М. Ауэрбах (1815–78); И. Либшиц — раввин Калиша до 1932 г., и другие.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАЛИШ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация