Коломыя (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Вторая половина двадцатого века)
(Начало 2000-х гг.)
Строка 82: Строка 82:
[[Мангер, Ицик|И. Мангер]] посвятил Коломые ряд стихотворений. В 1957 г. в Нью-Йорке вышла мемориальная книга «Пинкас Коломыя», а в 1970-х гг. в [[Иерусалим|Иерусалиме]] — «Сефер hа-зиккарон шел кехиллат Коломия» («Памятная книга еврейской общины Коломыи»).
[[Мангер, Ицик|И. Мангер]] посвятил Коломые ряд стихотворений. В 1957 г. в Нью-Йорке вышла мемориальная книга «Пинкас Коломыя», а в 1970-х гг. в [[Иерусалим|Иерусалиме]] — «Сефер hа-зиккарон шел кехиллат Коломия» («Памятная книга еврейской общины Коломыи»).
-
==== Начало 2000-х гг. ====
+
=== Начало 2000-х гг. ===

Версия 16:37, 12 июня 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Коломыя, город в Ивано-Франковской области Украины (прежде в Галиции; до 1772 г. и в 1918–39 гг. — в составе Польши, в 1772–1918 гг. — Австрийской империи). В 1939–91 гг. — в составе Украинской ССР.

Содержание

Первые упоминания

Сведения о евреях в Коломые восходят к 16 в. В 1569 г. еврейская община (120 человек) получила равные с остальным населением права пользоваться данными городу вольностями и решать городские дела, в 1616 г. — участки под синагогу и кладбище; в 1648–49 гг. община была разгромлена бандами Б. Хмельницкого (300 человек убито), но вскоре возродилась. Евреи Коломыи занимались арендой лесных угодий и оптовой торговлей строительным лесом, в том числе с Валахией (см. Румыния) и Молдавией.

Восемнадцатый век

С вхождением Галиции в состав Австрии Коломыя стала важным пунктом торгового экспорта в соседние страны, и еврейское население вплоть до начала 20 в. непрерывно росло: 1072 человека в 1765 г., 8232 (около 50% всех жителей) в 1869 г., 12002 в 1880 г., 16568 человек в 1900 г.

В 1788–1809 гг. в Коломые действовала государственная немецкая начальная школа для еврейских детей, учрежденная в ходе реформ Иосифа II в области еврейского просвещения. Несмотря на ростки Хаскалы, в Коломые пустил глубокие корни хасидизм; большинство еврейского населения, хранившее предание о том, что в Коломые жил некоторое время Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов, было крайне религиозным. Одним из процветавших в Коломые занятий было фабричное и кустарное изготовление таллитов.

Девятнадцатый век

Во второй половине 19 в. укреплению религиозных устоев общины сильно способствовала деятельность Р. Х. Лихтенштейна (1815–91), ставшего городским раввином в 1863 г.

Ряд еврейских деятелей представлял Коломыю в галицийском сейме и в рейхсрате (австрийский парламент). В 1878 г. евреи, получив большинство на муниципальных выборах, выдвинули в мэры Коломыи доктора М. Трахтенберга (1846–?).

В 1886 г. по инициативе филантропической (см. Филантропия) организации Исраэлитише альянц цу Вин в Коломые открылась еврейская начальная школа, перешедшая в ведение фонда барона М. де Гирша (273 учащихся в 1908 г.).

Двадцатый век

После 1918 г. разрыв экономических связей с Молдавией и Валахией и антиеврейские экономические меры польского правительства вызвали среди еврейского населения Коломыи резкое обнищание, и община стала постепенно уменьшаться (приблизительно с 19 тысяч в 1919 г. до 15 тысяч в 1939 г.).

Большое влияние в городе имели сионистские (см. Сионизм) организации hа-Шомер hа-цаир, Хит’ахадут и Хе-Халуц.

Первая группа сионистской молодежи выехала из Коломыи в Эрец-Исраэль в 1920 г.

Движение Бетар организовало в Коломые военизированные группы. В Коломые выходили сионистские газеты «Наш глос» (на польском языке) и «Унзер штиме» (на идиш).

В 1930 г. партийная коалиция Агуддат Исраэль и Мизрахи выдвинула в городские раввины политически активного Исраэля Иосефа Лау (последний раввин Коломыи; погиб в гетто).

После вступления в Коломыю советских войск в сентябре 1939 г. еврейские организации были закрыты, а еврейские деятели подверглись преследованиям.

Начало Второй мировой войны

После начала Второй мировой войны еврейское население города увеличилось на несколько тысяч человек за счет беженцев из оккупированной Германией части Польши.

Оккупация

3 июля 1941 г. город был занят венгерскими войсками. Венгерский военный комендант Коломыи не позволил украинским националистам совершить массовый расстрел евреев, но были введены многочисленные антиеврейские ограничения, в том числе обязательное ношение отличительного знака, ограничение передвижения, конфискация собственности, отправка евреев на тяжелые принудительные работы.

В начале августа 1941 г. город перешел под контроль германской военной администрации. Положение евреев ухудшилось. Евреев заставили заплатить оккупационным властям контрибуцию деньгами и ценными вещами.

Был создан юденрат под руководством М. Горовица. 12 октября 1941 г. немецкие военнослужащие и украинские полицейские арестовали около трех тысяч евреев, которые были заключены в тюрьму и через несколько дней расстреляны в роще у деревни Шепанивцы.

6 ноября акция повторилась. 23 декабря в результате провокации гестапо было собрано около тысячи евреев — обладателей иностранных паспортов; они были расстреляны на месте предыдущих казней.

В марте 1942 г. были созданы три гетто, в которые были заключены около 18 тысяч евреев Коломыи и соседних населенных пунктов.

В апреле около пяти тысяч евреев, а в сентябре около семи тысяч человек были депортированы в лагерь уничтожения Белжец. Глава юденрата М. Горовиц осенью 1942 г. покончил жизнь самоубийством.

20 января 1943 г. оставшиеся две тысячи евреев были сосредоточены в нескольких домах, а 2 февраля 1943 г. расстреляны.

Послевоенный период

В августе 1944 г., после освобождения Коломыи советской армией, в городе оставалось лишь несколько евреев, к которым присоединились вернувшиеся из эвакуации, а позднее — мобилизованные и ушедшие добровольно в советскую армию.

Вскоре большинство из них выехало в Польшу, а оттуда в США и другие страны, в том числе в Израиль.

Вторая половина двадцатого века

В Израиле и Нью-Йорке имеются землячества выходцев из Коломыи. В 1969 г. в Коломые числилось около 350 евреев.

И. Мангер посвятил Коломые ряд стихотворений. В 1957 г. в Нью-Йорке вышла мемориальная книга «Пинкас Коломыя», а в 1970-х гг. в Иерусалиме — «Сефер hа-зиккарон шел кехиллат Коломия» («Памятная книга еврейской общины Коломыи»).

Начало 2000-х гг.

В начале 2000-х гг. в Коломые проживало не более нескольких десятков евреев. Функционирует еврейская община под председательством А. Бабиченко.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КОЛОМЫЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация