Росси, Саломоне Деи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 24: Строка 24:
|описание        =  
|описание        =  
|имя при рождении =  
|имя при рождении =  
-
|род деятельности = Композитор
+
|род деятельности = Композитор и скрипач
|дата рождения    = 1570
|дата рождения    = 1570
-
|место рождения  = Мантуя
+
|место рождения  = Мантуя, Италия
|гражданство      =  
|гражданство      =  
-
|подданство      =  
+
|подданство      = Мантуанское герцогство
|дата смерти      = 1630
|дата смерти      = 1630
|место смерти    = Мантуя (?)
|место смерти    = Мантуя (?)
Строка 41: Строка 41:
[[File:Salamone Rossi madrigaletti.jpg|thumb|Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628]]
[[File:Salamone Rossi madrigaletti.jpg|thumb|Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628]]
-
'''Росси, Саломоне деи''' (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на [[иврит]]е <big>סלומונה רוסי</big> или <big>שלמה מן האדומים</big> (Шломо Мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в [[Италия|Италии]].  
+
'''Росси, Саломоне деи''' (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на [[иврит]]е <big>סלומונה רוסי</big> или <big>שלמה מן האדומים</big> (Шломо мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в [[Италия|Италии]].  
== Биография ==
== Биография ==
Строка 61: Строка 61:
В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться.  
В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться.  
-
В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров.  
+
Его первой опубликованной работой (выпущена в 1589 году) был сборник из 19 ''канцонет'' -  коротких танцевальных композиций на три голоса с веселым текстом на темы любовной лирики. Росси также использовал в своих композициях более серьезные ''мадригалы'', сочетая стихи, написанные величайшими поэтами того времени (например, Гварини, Марино, Ринальди и Целиано) со своими мелодиями.
 +
 
 +
На протяжении 1600–1622 гг. вышли шесть сборников канцонетт и мадригалов. В 1600 году в первых двух из пяти своих книг мадригалов, Росси опубликован самые ранние ''мадригалы-континуо'' - новую форму, которая частично определила начало эпохи барокко в музыке; именно эти композиции включали ''табулатуры'' для ''читтароне'' (разновидности лютни).<ref>Haar, et al.</ref>
 +
 
 +
Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси опубликовал 150 секулярных творений на итальянском языке, в том числе:
 +
 
 +
'''Canzonette a 3, Libro primo'''
 +
* I bei ligustri, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
 +
* Correte amanti, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
 +
* S'el Leoncorno, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
 +
 
 +
'''Madrigali a 5, Libro primo'''
 +
* Cor Mio, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
 +
* Dir mi che piu non ardo, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
Строка 126: Строка 139:
-
==Works==
 
-
===Italian===
 
-
His first published work (released in 1589) was a collection of 19 [[canzonetta|canzonette]]s, short, dance-like compositions for a trio of voices with lighthearted, amorous lyrics. Rossi also flourished in his composition of more serious [[madrigal (music)|madrigal]]s, combining the poetry of the greatest poets of the day (e.g. [[Giovanni Battista Guarini|Guarini]], [[Giambattista Marino|Marino]], [[Cesare Rinaldi|Rinaldi]], and [[Angelo Grillo|Celiano]]) with his melodies. In 1600, in the first two of his five [[madrigal (music)|madrigal]] books, Rossi published the earliest [[basso continuo|continuo]] madrigals, an innovation which partially defined the beginning of the Baroque era in music; these particular compositions included [[tablature]] for [[chitarrone]].<ref>Haar, et al.</ref>
 
-
Rossi published 150 secular works in Italian, including:
 
-
 
-
'''Canzonette a 3, Libro primo'''
 
-
* I bei ligustri, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
 
-
* Correte amanti, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
 
-
* S'el Leoncorno, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
 
-
 
-
'''Madrigali a 5, Libro primo'''
 
-
* Cor Mio, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
 
-
* Dir mi che piu non ardo, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
 
===Instrumental===
===Instrumental===

Версия 05:46, 5 июня 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Саломоне деи Росси
Salamone Rossi, ивр. סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים
Род деятельности:

Композитор и скрипач

Дата рождения:

1570 год(1570)

Место рождения:

Мантуя, Италия

Подданство:

Мантуанское герцогство

Дата смерти:

1630 год(1630)

Место смерти:

Мантуя (?)

Файл:Salamone Rossi madrigaletti.jpg
Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628

Росси, Саломоне деи (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на иврите סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים (Шломо мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в Италии.

Содержание

Биография

Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье. Сведения о личной жизни Росси скудны.

Всю жизнь он провел в Мантуе и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг.

Вероятно, он умер либо при вторжении австрийских войска, которые разрушили гетто в Мантуе, или во время последовавшей за этим чумы.

Росси как музыкант-исполнитель

Он начал играть на скрипке при дворе герцога в 1587 году. Работал концертмейстером с 1587 по 1628 год. Сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу. Он был освобожден от ношения отличительного знака,[1] однако никогда не числился официально придворным музыкантом.

Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств.

Росси как композитор

После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в гетто города Венеция. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — Л. Модена, популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.

В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться.

Его первой опубликованной работой (выпущена в 1589 году) был сборник из 19 канцонет - коротких танцевальных композиций на три голоса с веселым текстом на темы любовной лирики. Росси также использовал в своих композициях более серьезные мадригалы, сочетая стихи, написанные величайшими поэтами того времени (например, Гварини, Марино, Ринальди и Целиано) со своими мелодиями.

На протяжении 1600–1622 гг. вышли шесть сборников канцонетт и мадригалов. В 1600 году в первых двух из пяти своих книг мадригалов, Росси опубликован самые ранние мадригалы-континуо - новую форму, которая частично определила начало эпохи барокко в музыке; именно эти композиции включали табулатуры для читтароне (разновидности лютни).[2]

Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси опубликовал 150 секулярных творений на итальянском языке, в том числе:

Canzonette a 3, Libro primo

  • I bei ligustri, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
  • Correte amanti, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble
  • S'el Leoncorno, for 3 voices - Boston Early Music Ensemble

Madrigali a 5, Libro primo

  • Cor Mio, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble
  • Dir mi che piu non ardo, madrigal for 5 voices - Boston Early Music Ensemble

Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).

Еврейская литургическая музыка Росси

Велики заслуги Росси (имевшего звание раввина) в области еврейской литургии. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу.

Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений.

В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано Ш. Наумбургом (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, А. Маяни в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также Кадиш; Кдуша.

Семья Росси

Сестра Росси — оперная певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Возможно, она была первой еврейской женщиной, профессионально занимавшейся этим. Она также исчезла после поражения Гонзага и погрома в мантуанском гетто.

Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в Турине в период 1608–1649 гг.

Записи

  • Rossi: (1) Vocal Works, (2) Madrigals, (3) Canti di Salomone. 3CD licensed from Tactus Records Italy to Brilliant Classics, Netherlands. BLC 93359
Madrigaletti op. XIII - Ensemble L'aura soave. Diego Cantalupi TC.571802 2000
Primo libro di madrigali a 4 voci - Arie a voce sola dal I Libro dei Madrigali a 5 voci - Ut Musica Poësis Ensemble Director: Stefano Bozolo TC.571803 2001
Canti di Salomone a 3 parti - Sonata e Salmi di Henry Purcell - Mottetto di André Campra - Ensemble Hypothesis Director: Leopoldo d'Agostino TC.571804 2003
  • The Songs of Solomon. Corvina Consort dir. Zoltan Kalmanovits, Hungaroton 2006
  • The Songs of Solomon, Volume 1: Music for the Sabbath. Pro Gloria Musicae PGM 108
  • The Songs of Solomon, Volume 2: Holiday and festival music Jewish sacred music from 17th-century Italy by Salamone Rossi, "Нью-Йорк барокко"; дирижер Eric Milnes. Troy, NY; Dorian, 2001
  • The Song of Solomon Profeti della Quinta, Ensemble Muscadin, PAN Classics, Switzerland (2009) - libretto with Hebrew texts.
  • Salamone Rossi Hebreo "Бостон ёли мьюзик", дирижер профессор Джошуа Р. Джейкобсон
  • Salomone Rossi - Illumine Our Hearts Sursum Corda. MSR Classics. 2010-02-09

on collections

  • Musique judéo-baroque. "Бостон камерата", дирижёр Джоэль Коэн
  • Jewish Baroque Music of Rossi, Lidarti, Caceres. Ensemble Salomone Rossi. Concerto CTO 2009

Источники и ссылки

Литература

  • Birnbaum, Eduard (1978) Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628, Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
  • James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche: "Madrigal", in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Harran, Don (2003). Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua. Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
  • Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in The Musical Quarterly, Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp. 40–46. ISSN 0027-4631 .
  • Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in The Musical Quarterly, Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp. 269–275

Примечания

  1. Boris Schwarz Великие мастера скрипки = Great Masters of the Violin. — New York: Simon and Schuster, 1983. — P. 35-36. — ISBN 0-671-22598-7
  2. Haar, et al.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОССИ Саломоне деи в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация