Каганов, Ицхак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Каганов» в «Каганов, Ицхак») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Каганов''' (Каган) Ицхак (1904, Горки, Могилевской губернии, – 1978, Ашдод), поэт и мыслитель. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. | + | '''Каганов''' (Каган) Ицхак (1904, Горки, Могилевской губернии, – 1978, Ашдод), поэт и мыслитель. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. |
+ | === Биографические сведения === | ||
- | + | Учился сначала у деда-раввина, затем в [[Хедер|хедере]] и [[Талмуд-Тора|талмуд-торе]]. В 1921 г. поступил в Петроградский университет, где проучился два года. | |
- | Находясь в заключении, Каганов создал 480 стихотворений на иврите, которые запоминал без записи на бумагу, а также книгу размышлений об истории, судьбе и сущности еврейского народа. Впоследствии весь этот материал был записан и лишь через 20 лет (в 1975 г.) переправлен в Израиль, где вышел в свет. Поэтический сборник «Бе-кол шофар» («Гласом шофара», Тель-Авив, 1977) состоит из десяти тетрадей, каждая с указанием места написания: Москва, Лефортовская тюрьма; Караганда, камера смертников; Тайшет; Озерлаг и т. д. Рассматривая свое вдохновение как божественное откровение, автор в соответствии с традицией придает большое значение упоминанию этих мест. В муках тюремного быта поэт не теряет светлого и одухотворенного мироощущения. Любовь и мужество, страдание и радость, природа и музыка космических сфер, тяга к Сиону и религиозное чувство, утраченные, по мнению автора, современными людьми, — мотивы его поэзии. Книга «Торат hа-тамир» («Учение о Сокровенном», Тель-Авив, 1978) состоит из трех частей. В первой части «hа-леом» («Нация»), анализируя многовековую историю еврейского народа, рассматривая все этапы развития еврейского духа, автор пытается постичь удивительную тайну вечного существования евреев и выдвигает свою концепцию понятия «нация». «Еврейский народ сделал шаг навстречу эпопее, в которую вступит все человечество в своем земном и космическом будущем». Вторая часть «hа-тамир» («Сокровенный») посвящена познанию Бога непосредственным жизненным опытом, мышлением и обретенными человеком знаниями. Третья, заключительная часть — «hа-медина» («Государство») высшую задачу государства усматривает в создании Хехал hа-тамир (букв. `Храм Сокровенного`), который призван раскрепостить скрытые возможности человеческого духа, пробудить и вызвать к жизни его дремлющие силы. Возрождение Израиля, по мнению Каганова, несет в себе будущее возрождение человечества. После репатриации в Израиль (1976) Каганов до последних дней работал над мемуарной книгой «Швилин нехирин» («Разведанные тропы»; пока не опубликована). | + | С детства страстно увлекался ивритом и еврейской литературой. Был участником первой конференции [[Хе-Халуц]] в Харькове (15–18 января 1918). |
+ | |||
+ | В конце 1918 г. Каганов создал в родном городке организацию Агуддат ноар леуммит «hа-Тхия» (Национальная еврейская юношеская организация «Возрождение»). | ||
+ | |||
+ | В начале 1920-х годов занимался распространением нелегальной сионистской литературы. | ||
+ | === Единственная публикация в СССР === | ||
+ | |||
+ | Первая и единственная в Советском Союзе публикация — мистическая поэма «Ктаим» («Фрагменты»; в сборнике «Брешит» — «Вначале»; М.–Л., 1926) — о миссии поэта, который, жертвуя собой, освещает путь земного бытия. Автор предчувствует и предсказывает высокий трагизм своей судьбы. | ||
+ | === Перерыв в литературном творчестве === | ||
+ | |||
+ | С середины 1920-х годов, после запрещения в СССР иврита, Каганов временно порывает с литературным творчеством. | ||
+ | |||
+ | Работал учителем в еврейской сельской школе. В 1930–33 гг. учился в театральной студии [[Михоэлс, Шломо|Ш. Михоэлса]] в Москве. | ||
+ | |||
+ | В 1934–36 гг. был режиссером еврейских театров в Симферополе и Днепропетровске, затем перешел в русскоязычный театр. | ||
+ | |||
+ | В 1941–44 гг. Каганов — боевой офицер, командир артиллерийской батареи. | ||
+ | === Возврат к творчеству === | ||
+ | |||
+ | В 1947 г. Каганов возвращается к творчеству на иврите. Работает над автобиографическим романом «Тахат шамаим ахурим» («Под мрачными небесами»). Рукопись первых глав, которую Каганов пытался передать для публикации в Эрец-Исраэль, попала в руки органов госбезопасности. | ||
+ | === Творчествл в закдючении === | ||
+ | |||
+ | 12 сентября 1948 г. Каганов был арестован и вместе с группой ивритских писателей и культурных деятелей ([[Плоткин, Цви|Ц. Плоткин]], [[Прейгерзон, Цви Хирш|Ц. Прейгерзон]] и другие) обвинен в принадлежности к «националистической сионистской антисоветской организации» и осужден на 10 лет; впоследствии в лагере вновь судим и приговорен к расстрелу, замененному на 25 лет заключения. | ||
+ | |||
+ | В 1955 г. освобожден и затем реабилитирован. | ||
+ | |||
+ | Находясь в заключении, Каганов создал 480 стихотворений на иврите, которые запоминал без записи на бумагу, а также книгу размышлений об истории, судьбе и сущности еврейского народа. | ||
+ | |||
+ | Впоследствии весь этот материал был записан и лишь через 20 лет (в 1975 г.) переправлен в Израиль, где вышел в свет. Поэтический сборник «Бе-кол шофар» («Гласом шофара», Тель-Авив, 1977) состоит из десяти тетрадей, каждая с указанием места написания: Москва, Лефортовская тюрьма; Караганда, камера смертников; Тайшет; Озерлаг и т. д. | ||
+ | |||
+ | Рассматривая свое вдохновение как божественное | ||
+ | откровение, автор в соответствии с традицией придает большое значение упоминанию этих мест. | ||
+ | |||
+ | В муках тюремного быта поэт не теряет светлого и одухотворенного мироощущения. Любовь и мужество, страдание и радость, природа и музыка космических сфер, тяга к Сиону и религиозное чувство, утраченные, по мнению автора, современными людьми, — мотивы его поэзии. | ||
+ | |||
+ | Книга «Торат hа-тамир» («Учение о Сокровенном», Тель-Авив, 1978) состоит из трех частей. | ||
+ | |||
+ | В первой части «hа-леом» («Нация»), анализируя многовековую историю еврейского народа, рассматривая все этапы развития еврейского духа, автор пытается постичь удивительную тайну вечного существования евреев и выдвигает свою концепцию понятия «нация». «Еврейский народ сделал шаг навстречу эпопее, в которую вступит все человечество в своем земном и космическом будущем». | ||
+ | |||
+ | Вторая часть «hа-тамир» («Сокровенный») посвящена познанию Бога непосредственным жизненным опытом, мышлением и обретенными человеком знаниями. | ||
+ | |||
+ | Третья, заключительная часть — «hа-медина» («Государство») высшую задачу государства усматривает в создании Хехал hа-тамир (букв. `Храм Сокровенного`), который призван раскрепостить скрытые возможности человеческого духа, пробудить и вызвать к жизни его дремлющие силы. | ||
+ | |||
+ | Возрождение Израиля, по мнению Каганова, несет в себе будущее возрождение человечества. После репатриации в Израиль (1976) Каганов до последних дней работал над мемуарной книгой «Швилин нехирин» («Разведанные тропы»; пока не опубликована). | ||
{{ElevenCopyRight|11908|КАГАНОВ}} | {{ElevenCopyRight|11908|КАГАНОВ}} |
Версия 20:20, 4 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Каганов (Каган) Ицхак (1904, Горки, Могилевской губернии, – 1978, Ашдод), поэт и мыслитель. Писал на иврите.
Содержание |
Биографические сведения
Учился сначала у деда-раввина, затем в хедере и талмуд-торе. В 1921 г. поступил в Петроградский университет, где проучился два года.
С детства страстно увлекался ивритом и еврейской литературой. Был участником первой конференции Хе-Халуц в Харькове (15–18 января 1918).
В конце 1918 г. Каганов создал в родном городке организацию Агуддат ноар леуммит «hа-Тхия» (Национальная еврейская юношеская организация «Возрождение»).
В начале 1920-х годов занимался распространением нелегальной сионистской литературы.
Единственная публикация в СССР
Первая и единственная в Советском Союзе публикация — мистическая поэма «Ктаим» («Фрагменты»; в сборнике «Брешит» — «Вначале»; М.–Л., 1926) — о миссии поэта, который, жертвуя собой, освещает путь земного бытия. Автор предчувствует и предсказывает высокий трагизм своей судьбы.
Перерыв в литературном творчестве
С середины 1920-х годов, после запрещения в СССР иврита, Каганов временно порывает с литературным творчеством.
Работал учителем в еврейской сельской школе. В 1930–33 гг. учился в театральной студии Ш. Михоэлса в Москве.
В 1934–36 гг. был режиссером еврейских театров в Симферополе и Днепропетровске, затем перешел в русскоязычный театр.
В 1941–44 гг. Каганов — боевой офицер, командир артиллерийской батареи.
Возврат к творчеству
В 1947 г. Каганов возвращается к творчеству на иврите. Работает над автобиографическим романом «Тахат шамаим ахурим» («Под мрачными небесами»). Рукопись первых глав, которую Каганов пытался передать для публикации в Эрец-Исраэль, попала в руки органов госбезопасности.
Творчествл в закдючении
12 сентября 1948 г. Каганов был арестован и вместе с группой ивритских писателей и культурных деятелей (Ц. Плоткин, Ц. Прейгерзон и другие) обвинен в принадлежности к «националистической сионистской антисоветской организации» и осужден на 10 лет; впоследствии в лагере вновь судим и приговорен к расстрелу, замененному на 25 лет заключения.
В 1955 г. освобожден и затем реабилитирован.
Находясь в заключении, Каганов создал 480 стихотворений на иврите, которые запоминал без записи на бумагу, а также книгу размышлений об истории, судьбе и сущности еврейского народа.
Впоследствии весь этот материал был записан и лишь через 20 лет (в 1975 г.) переправлен в Израиль, где вышел в свет. Поэтический сборник «Бе-кол шофар» («Гласом шофара», Тель-Авив, 1977) состоит из десяти тетрадей, каждая с указанием места написания: Москва, Лефортовская тюрьма; Караганда, камера смертников; Тайшет; Озерлаг и т. д.
Рассматривая свое вдохновение как божественное откровение, автор в соответствии с традицией придает большое значение упоминанию этих мест.
В муках тюремного быта поэт не теряет светлого и одухотворенного мироощущения. Любовь и мужество, страдание и радость, природа и музыка космических сфер, тяга к Сиону и религиозное чувство, утраченные, по мнению автора, современными людьми, — мотивы его поэзии.
Книга «Торат hа-тамир» («Учение о Сокровенном», Тель-Авив, 1978) состоит из трех частей.
В первой части «hа-леом» («Нация»), анализируя многовековую историю еврейского народа, рассматривая все этапы развития еврейского духа, автор пытается постичь удивительную тайну вечного существования евреев и выдвигает свою концепцию понятия «нация». «Еврейский народ сделал шаг навстречу эпопее, в которую вступит все человечество в своем земном и космическом будущем».
Вторая часть «hа-тамир» («Сокровенный») посвящена познанию Бога непосредственным жизненным опытом, мышлением и обретенными человеком знаниями.
Третья, заключительная часть — «hа-медина» («Государство») высшую задачу государства усматривает в создании Хехал hа-тамир (букв. `Храм Сокровенного`), который призван раскрепостить скрытые возможности человеческого духа, пробудить и вызвать к жизни его дремлющие силы.
Возрождение Израиля, по мнению Каганова, несет в себе будущее возрождение человечества. После репатриации в Израиль (1976) Каганов до последних дней работал над мемуарной книгой «Швилин нехирин» («Разведанные тропы»; пока не опубликована).