Кранц Яаков Бен Вольф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Ортодоксальный иудаизм» с помощью HotCat) |
||
Строка 47: | Строка 47: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Ортодоксальный иудаизм]] |
Версия 17:03, 3 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Кранц Яаков Бен Вольф (Маггид из Дубно; 1741, местечко Здзенчёл, Виленское воеводство, ныне Дятлово Гродненской области, Беларусь, – 1804, Замосць, Польша), один из популярнейших проповедников на идиш.
Содержание |
Странствующий проповедник
Еще учась в Межиричской иешиве, Кранц прославился красноречием и в 20 лет занял должность даршана (см. Проповедь) в Межириче (ныне Межиричи Ровенской области, Украина).
Объездил ряд еврейских общин как странствующий проповедник (Жолква, Влодава близ Люблина, Калиш и Замосць). Особую популярность приобрел Кранц в городе Дубно, где произносил проповеди в течение 18 лет.
Кранц поддерживал связь с рядом выдающихся раввинов своего времени, в том числе с Виленским Гаоном (см. Элияху бен Шломо Залман).
Особенности проповедей
В своих проповедях Кранц широко использовал этические, гомилетические, галахические и каббалистические сочинения, излагая их в простой и доступной форме. Включение в проповеди фольклорных мотивов привлекало слушателей из простонародья. Вместе с тем проповедям Кранца отнюдь не свойственны упрощенность или вульгаризация. Они представляют собой высшее для своего времени достижение проповеднического красноречия.
Развитие наследия Виленского Гаона
Как последователь Виленского Гаона Кранц развивал в проповедях методы гомилетики и экзегезы своего учителя и, придав им популярную форму, сумел добиться их распространения среди широких масс еврейского населения. В середине 19 в., в период зарождения движения мусар, их печатание достигло зенита.
Посмертные издания сочинений Кранца
Все сочинения Кранца изданы на иврите посмертно его сыном Ицхаком и учеником А. Б. Фламом. Среди них: «Охел Яаков» («Шатер Яакова», в 5-ти ч., 1830–67), посвященный Пятикнижию; «Кол Яаков» («Глас Яакова», 1819), сборник проповедей на темы пяти свитков; «Сефер hа-миддот» («Книга этики», 1860), написанный по образцу «Ховот hа-левавот» («Обязанности сердца») Бахьи Ибн Пакуды. Под названием «Мишлей Яаков» («Притчи Яакова», 1887) был опубликован сборник притч, извлеченных из проповедей Кранца. Однако вырванные из контекста, они теряют свое обаяние.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КРАНЦ Яаков бен Вольф в ЭЕЭ