Лулав
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Упоминание в Талмуде: викификация) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
- | |УРОВЕНЬ= | + | |УРОВЕНЬ= |
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
- | |АВТОР1= | + | |АВТОР1= |
|АВТОР2= | |АВТОР2= | ||
|АВТОР3= | |АВТОР3= | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
|ПОДТЕМА= | |ПОДТЕМА= | ||
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= |
}} | }} | ||
- | '''Лула́в''' - {{lang-he|לוּלָב}} | + | '''Лула́в''' - {{lang-he|לוּלָב}}, буквально `побег`, `молодая ветвь`: |
а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом | а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом | ||
б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на [[Суккот]] | б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на [[Суккот]] | ||
- | в) [[мицва]] (заповедь) соединения четырёх видов растений на [[Суккот]] | + | в) [[мицва]] (заповедь) соединения четырёх видов растений на [[Суккот]]. Связанный в пучок с ветвями вербы и мирта, лулав вместе с ними и с [[Этрог|этрогом]] составляет так называемые четыре вида (арбаа миним) растений, предписанных [[Библия|Библией]] для ритуала празднования Суккот (Лев. 23:40). |
== Упоминание в Торе == | == Упоминание в Торе == | ||
[[Файл:Лулав (Шагал).jpg|300px|right|thumb|Марк Шагал, "Раввин с этрогом"]] | [[Файл:Лулав (Шагал).jpg|300px|right|thumb|Марк Шагал, "Раввин с этрогом"]] | ||
- | «Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, пальмовые ветви, отростки густолиственного дерева и речные вербы и веселитесь перед Гoсподом Бoгом вашим [[Суккот|семь дней]]» (Ваикра, 23) | + | «Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, пальмовые ветви, отростки густолиственного дерева и речные вербы и веселитесь перед Гoсподом Бoгом вашим [[Суккот|семь дней]]» (Ваикра, 23). |
+ | Правила, касающиеся лулава в главах второй и третьей трактата Сукка Вавилонского и Иерусалимского [[Талмуд|Талмудов]], кодифицированы [[Маймонид|Маймонидом]] в разделе Хилхот лулав кодекса Яд hа-хазака. Дальнейшую обработку они получили в [[Шулхан Арух|Шулхан арухе]] (раздел ОХ. 625, 651–658). См. также [[Суккот]]. | ||
=== Значение растений лулава === | === Значение растений лулава === | ||
Строка 52: | Строка 53: | ||
== Упоминание в [[Талмуд]]е == | == Упоминание в [[Талмуд]]е == | ||
«У жителей [[Иерусалим]]а было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в [[Синагога|синагогу]] и читает [[Шма Исраэль]] – лулав все время с ним. Он учит [[Тора|Тору]] и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в [[бейт мидраш]], он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли [[Мицва|заповеди]]» (трактат Сука) | «У жителей [[Иерусалим]]а было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в [[Синагога|синагогу]] и читает [[Шма Исраэль]] – лулав все время с ним. Он учит [[Тора|Тору]] и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в [[бейт мидраш]], он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли [[Мицва|заповеди]]» (трактат Сука) | ||
+ | |||
+ | Лулав и этрог изображены на многих монетах периода [[Хасмонеи|Хасмонеев]] и Бар-Кохбы (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]), а также на барельефных украшениях, мозаиках и стенных росписях древних синагог, обнаруженных в Израиле, на надгробиях [[Хазария|Хазарии]] и в других местах. | ||
[[Категория:Заповеди]] | [[Категория:Заповеди]] | ||
+ | [[Категория:Календарь и праздники]] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|12506|ЛУЛАВ}} |
Версия 19:30, 28 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Лула́в - ивр. לוּלָב, буквально `побег`, `молодая ветвь`: а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на Суккот в) мицва (заповедь) соединения четырёх видов растений на Суккот. Связанный в пучок с ветвями вербы и мирта, лулав вместе с ними и с этрогом составляет так называемые четыре вида (арбаа миним) растений, предписанных Библией для ритуала празднования Суккот (Лев. 23:40).
Содержание |
Упоминание в Торе
«Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, пальмовые ветви, отростки густолиственного дерева и речные вербы и веселитесь перед Гoсподом Бoгом вашим семь дней» (Ваикра, 23). Правила, касающиеся лулава в главах второй и третьей трактата Сукка Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, кодифицированы Маймонидом в разделе Хилхот лулав кодекса Яд hа-хазака. Дальнейшую обработку они получили в Шулхан арухе (раздел ОХ. 625, 651–658). См. также Суккот.
Значение растений лулава
- «Плод прекрасного дерева (этрог)» – это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.
- «Пальмовые листья» – это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
- «Ветвь густолиственного дерева» – и это Израиль. Так же как мирт благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.
- «Речные вербы (ивы)» – это тоже Израиль. Как верба не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Всевышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».
Требования к лулаву
Совершенно засохший участок, лишенный признаков жизни, делает негодным любое растение, ибо увядший – значит мертвый, а в Танахе сказано: «Не мёртвым славить Господа» (Псалом 115:17).
Невозможно исполнить заповедь с помощью украденного растения, ибо это путь преступления, а Тора учит: «Я Господь, ненавидящий злодеяние и воровство».
Любое растение с усеченной вершиной не годится для исполнения заповеди.
Порядок исполнения заповеди
Берут один этрог, один лулав, три ветви мирта и две веточки ивы. Этрог держат отдельно, остальные соединяют вместе в двух местах сухими пальмовыми листьями: стебель лулава посередине, мирт – справа, а иву – слева, немного ниже мирта.
Ветви берут в правую руку (этрог)- в левую – ведь он один. (Этрог должен быть обращен питмой (отростком) вниз, а черенком вверх). После этого соединяют обе руки вместе и произносят благословение, затем переворачивают этрог питмой вверх и взмахивают растениями вверх и вниз, направляя их к четырем сторонам света. Сефарды кладут этрог на стол, произносят благословение и после этого берут его в левую руку, соединяют с лулавом и взмахивают ими вместе.
Заповедь исполняется при свете дня все дни кроме Шабата
Намёк на лулав в Теhилим
В 119-ом Псалме («Счастливы идущие прямыми путями») 176 стихов. Каждый из них состоит из пяти, шести или большего числа слов, и только четыре стиха состоят всего из четырех слов - они намекают на растения лулава:
- Повеления Твои (Тора) я буду обсуждать, созерцая пути Твои (заповеди) [стих 15] - намёк на (этрог).
- И увлекаться буду заповедями Твоими, которые люблю [стих 47] - намёк на мирт
- Замышляющих неправду ненавижу, учение Твоё (Тора) люблю я [стих 113] - намёк на лулав
- Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить свидетельства Твои [стих 146] - намёк на вербу
Кстати, в этих четырех стихах использованы все буквы еврейского алфавита, кроме трех – ג,ז,ל, составляющих слово גזל – «воровство». Отсюда мудрецы делают вывод, что где есть воровство, нет заповеди о «четырех видах растений», а там где есть эта заповедь, не может быть и тени воровства!
Упоминание в Талмуде
«У жителей Иерусалима было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в синагогу и читает Шма Исраэль – лулав все время с ним. Он учит Тору и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в бейт мидраш, он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли заповеди» (трактат Сука)
Лулав и этрог изображены на многих монетах периода Хасмонеев и Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание), а также на барельефных украшениях, мозаиках и стенных росписях древних синагог, обнаруженных в Израиле, на надгробиях Хазарии и в других местах.