Изевель (дочь царя Тира Этбаала)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 25: Строка 25:
-
'''Изевель''' (אִיזֶבֶל; середина 9 в. до н. э.), дочь царя [[Тира]] Этбаала, жена израильского царя [[Ахав|Ахава]] и мать его сыновей, израильских царей Ахазии и [[Иорам|Иорама]]. В браке финикийской царевны Изевель с царем Израиля нашел выражение союз Израильского царства с Тиром, начало которому было положено отцом Ахава [[Омри]]. Результатом этого союза было проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство, что отразилось и на религиозном культе: Изевель учредила в Израильском царстве культ Ваала Тирского (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]), а Ахав построил для нее храм Ваала в Самарии. Проникновение чуждых культурных элементов и, в первую очередь, введение культа Ваала привело к возникновению оппозиционного пророческого движения во главе с пророком [[Илия|Илией]]. В библейских рассказах об Илии Изевель выступает как воплощение врагов Бога Израиля и Его пророков, как сильная личность, фанатически насаждающая культ бога своей родины. Очевидно, Изевель пользовалась немалым влиянием, что следует, в частности, из библейского эпизода о Навоте, отказавшемся продать свой виноградник царю: по инспирированному Изевель ложному обвинению в богохульстве и оскорблении царя Навота присудили к побитию камнями. Это убийство находит в Библии самое суровое моральное осуждение и навлекает проклятие на дом Ахава (I Ц. 21:19–24).
+
'''Изевель''' (אִיזֶבֶל; середина 9 в. до н. э.), дочь царя [[Тира]] Этбаала, жена израильского царя [[Ахав|Ахава]] и мать его сыновей, израильских царей Ахазии и [[Иорам|Иорама]].  
 +
=== Проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство ===
 +
В браке финикийской царевны Изевель с царем Израиля нашел выражение союз Израильского царства с Тиром, начало которому было положено отцом Ахава [[Омри]]. Результатом этого союза было проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство, что отразилось и на религиозном культе: Изевель учредила в Израильском царстве культ Ваала Тирского (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]), а Ахав построил для нее храм Ваала в Самарии.
 +
=== Возникновение оппозиционного движения ===
 +
 +
Проникновение чуждых культурных элементов и, в первую очередь, введение культа Ваала привело к возникновению оппозиционного пророческого движения во главе с пророком [[Илия|Илией]].
 +
=== Изевель сильная личность, насаждающая культ бога Финикии ===
 +
 +
В библейских рассказах об Илии Изевель выступает как воплощение врагов Бога Израиля и Его пророков, как сильная личность, фанатически насаждающая культ бога своей родины. Очевидно, Изевель пользовалась немалым влиянием, что следует, в частности, из библейского эпизода о Навоте, отказавшемся продать свой виноградник царю: по инспирированному Изевель ложному обвинению в богохульстве и оскорблении царя Навота присудили к побитию камнями. Это убийство находит в Библии самое суровое моральное осуждение и навлекает проклятие на дом Ахава (I Ц. 21:19–24).
 +
=== Влияние Изевель при правлении ее сыновей ===
Весьма значительным было, по-видимому, влияние Изевель как «матери царя» и при правлении ее сыновей Ахазии и Иорама (I Ц. 22:52–53; II Ц. 9:22). Когда [[Иеху]], убив Иорама (841 до н. э.), прибыл в царский дворец в [[Изреэль|Изреэле]], Изевель встретила его с мужественным презрением. Иеху приказал выбросить Изевель из окна дворца; когда позднее он распорядился похоронить Изевель, поскольку она была «царская дочь», оказалось, что псы растерзали ее тело — конец, который предрек ей пророк Илия (II Ц. 9:30–37).
Весьма значительным было, по-видимому, влияние Изевель как «матери царя» и при правлении ее сыновей Ахазии и Иорама (I Ц. 22:52–53; II Ц. 9:22). Когда [[Иеху]], убив Иорама (841 до н. э.), прибыл в царский дворец в [[Изреэль|Изреэле]], Изевель встретила его с мужественным презрением. Иеху приказал выбросить Изевель из окна дворца; когда позднее он распорядился похоронить Изевель, поскольку она была «царская дочь», оказалось, что псы растерзали ее тело — конец, который предрек ей пророк Илия (II Ц. 9:30–37).

Версия 17:52, 16 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Изевель «Останки Изевель». Г. Доре.


Изевель (אִיזֶבֶל; середина 9 в. до н. э.), дочь царя Тира Этбаала, жена израильского царя Ахава и мать его сыновей, израильских царей Ахазии и Иорама.

Содержание

Проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство

В браке финикийской царевны Изевель с царем Израиля нашел выражение союз Израильского царства с Тиром, начало которому было положено отцом Ахава Омри. Результатом этого союза было проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство, что отразилось и на религиозном культе: Изевель учредила в Израильском царстве культ Ваала Тирского (см. Ваала культ), а Ахав построил для нее храм Ваала в Самарии.

Возникновение оппозиционного движения

Проникновение чуждых культурных элементов и, в первую очередь, введение культа Ваала привело к возникновению оппозиционного пророческого движения во главе с пророком Илией.

Изевель сильная личность, насаждающая культ бога Финикии

В библейских рассказах об Илии Изевель выступает как воплощение врагов Бога Израиля и Его пророков, как сильная личность, фанатически насаждающая культ бога своей родины. Очевидно, Изевель пользовалась немалым влиянием, что следует, в частности, из библейского эпизода о Навоте, отказавшемся продать свой виноградник царю: по инспирированному Изевель ложному обвинению в богохульстве и оскорблении царя Навота присудили к побитию камнями. Это убийство находит в Библии самое суровое моральное осуждение и навлекает проклятие на дом Ахава (I Ц. 21:19–24).

Влияние Изевель при правлении ее сыновей

Весьма значительным было, по-видимому, влияние Изевель как «матери царя» и при правлении ее сыновей Ахазии и Иорама (I Ц. 22:52–53; II Ц. 9:22). Когда Иеху, убив Иорама (841 до н. э.), прибыл в царский дворец в Изреэле, Изевель встретила его с мужественным презрением. Иеху приказал выбросить Изевель из окна дворца; когда позднее он распорядился похоронить Изевель, поскольку она была «царская дочь», оказалось, что псы растерзали ее тело — конец, который предрек ей пророк Илия (II Ц. 9:30–37).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИЗЕВЕЛЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация