Зельцер, Дов

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Зельцер, Дов (ЭЕЭ)» в «Зельцер, Дов»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Зельцер, Дов''' (Seltzer, Dov; Дуби; родился в 1932 г., Бухарест), израильский композитор. Игрой на фортепиано начал заниматься с пяти лет. В 14 лет написал музыку к оперетте, которую поставил Бухарестский театр для детей и юношества. В 1946 г. Зельцер переехал в Эрец-Исраэль и поселился в киббуце [[Мишмар-hа-Эмек|Мишмар-hа-Эмек]]. По рекомендации педагога и пианиста [[Пелег, Франк|Ф. Пелега]] получил стипендию для музыкального образования.
+
'''Зельцер, Дов''' (Seltzer, Dov; Дуби; родился в 1932 г., Бухарест), израильский композитор.  
 +
=== Первые шаги в творчестве ===
 +
 
 +
Игрой на фортепиано начал заниматься с пяти лет. В 14 лет написал музыку к оперетте, которую поставил Бухарестский театр для детей и юношества. В 1946 г. Зельцер переехал в Эрец-Исраэль и поселился в киббуце [[Мишмар-hа-Эмек|Мишмар-hа-Эмек]]. По рекомендации педагога и пианиста [[Пелег, Франк|Ф. Пелега]] получил стипендию для музыкального образования.
Во время службы в Армии Обороны Израиля Зельцер стал музыкальным руководителем и композитором созданного в 1950 г. военного ансамбля «Лахакат hа-Нахал». Там началось его творческое сотрудничество с [[Баннай, Иоси|И. Баннаем]], [[Тополь, Хаим|Х. Тополем]], Геуллой Гил (родилась в 1932 г.). Зельцер был одним из создателей так называемого ритмического стиля и автором популярных песен 1950-х гг.
Во время службы в Армии Обороны Израиля Зельцер стал музыкальным руководителем и композитором созданного в 1950 г. военного ансамбля «Лахакат hа-Нахал». Там началось его творческое сотрудничество с [[Баннай, Иоси|И. Баннаем]], [[Тополь, Хаим|Х. Тополем]], Геуллой Гил (родилась в 1932 г.). Зельцер был одним из создателей так называемого ритмического стиля и автором популярных песен 1950-х гг.
 +
=== Композитор - песенник ===
В 1960-е гг. Зельцер написал ряд песен, отличавшихся проникновенностью и лиризмом, в том числе: «Дабер элай бе-прахим» («Говори со мной языком цветов»), «Неара ве-шма Киннерет» («Девушка по имени Киннерет») и др. В 1956–62 гг. Зельцер совершенствовал свое образование в нью-йоркских академиях музыки Джульярд и Менс, работал с компаниями грамзаписи «Коламбия», «Электра» и др. Зельцер — автор известных песен из репертуара популярного певца Й. Гаона: «hа-сар Монтефиори» («Филантроп Монтефиоре»), «Кол hа-кавод» («Почет и уважение»), «Ло нафсик лашир» («Не перестанем петь») и др. Песни Зельцера вошли в репертуар многих израильских исполнителей и эстрадных групп.
В 1960-е гг. Зельцер написал ряд песен, отличавшихся проникновенностью и лиризмом, в том числе: «Дабер элай бе-прахим» («Говори со мной языком цветов»), «Неара ве-шма Киннерет» («Девушка по имени Киннерет») и др. В 1956–62 гг. Зельцер совершенствовал свое образование в нью-йоркских академиях музыки Джульярд и Менс, работал с компаниями грамзаписи «Коламбия», «Электра» и др. Зельцер — автор известных песен из репертуара популярного певца Й. Гаона: «hа-сар Монтефиори» («Филантроп Монтефиоре»), «Кол hа-кавод» («Почет и уважение»), «Ло нафсик лашир» («Не перестанем петь») и др. Песни Зельцера вошли в репертуар многих израильских исполнителей и эстрадных групп.
 +
=== Мюзиклы Зельцера ===
-
В середине 1960-х гг. Зельцер обратился к жанру мюзикла: его мюзикл «Уц ли гуц ли» (1967) по пьесе [[Шлёнский, Аврахам|А. Шлёнского]] многократно ставился разными израильскими режиссерами, в 1983 г. он был поставлен в Италии. Мюзиклы Зельцера «hа-Мегилла» («Мегиле-лидер» — «Песни книги Эсфирь», 1967) и «Ширей хумаш» («Хумеш лидер» — «Песни Пятикнижия») по [[Мангер, Ицик|И. Мангеру]] были хорошо приняты зрителями Израиля и других стран. Мюзикл «Казаблан» по пьесе [[Мосинзон Иг’ал|И. Мосинзона]] был поставлен в Израиле в театре Т. Годика (см. [[Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства]]) в 1968 г. и выдержал более 600 представлений, а в 1984 г. был сыгран в Оперном театре горда Ахена (ФРГ). В театре Т. Годика шел мюзикл Зельцера «Ай лайк Майк» (1968) по пьесе [[Мегед, Ахарон|А. Мегеда]]; в «Театрон hа-онот» — мюзикл «Ревизор» по Н. Гоголю. В 1972–74 гг. Зельцер совершенствовался в Академии электронной музыки в Риме, там написал музыку к телесериалу «Моисей» (1973) с Б. Ланкастером в главной роли. В 1978 г. в Париже на конкурсе Евровидения впервые победил израильский певец И. Кохен, исполнивший песню Зельцера «Абаниби».
+
В середине 1960-х гг. Зельцер обратился к жанру мюзикла: его мюзикл «Уц ли гуц ли» (1967) по пьесе [[Шлёнский, Аврахам|А. Шлёнского]] многократно ставился разными израильскими режиссерами, в 1983 г. он был поставлен в Италии.  
 +
 
 +
Мюзиклы Зельцера «hа-Мегилла» («Мегиле-лидер» — «Песни книги Эсфирь», 1967) и «Ширей хумаш» («Хумеш лидер» — «Песни Пятикнижия») по [[Мангер, Ицик|И. Мангеру]] были хорошо приняты зрителями Израиля и других стран. Мюзикл «Казаблан» по пьесе [[Мосинзон Иг’ал|И. Мосинзона]] был поставлен в Израиле в театре Т. Годика (см. [[Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства]]) в 1968 г. и выдержал более 600 представлений, а в 1984 г. был сыгран в Оперном театре горда Ахена (ФРГ). В театре Т. Годика шел мюзикл Зельцера «Ай лайк Майк» (1968) по пьесе [[Мегед, Ахарон|А. Мегеда]]; в «Театрон hа-онот» — мюзикл «Ревизор» по Н. Гоголю.  
 +
=== Музыка к телесериалу ===
 +
 
 +
В 1972–74 гг. Зельцер совершенствовался в Академии электронной музыки в Риме, там написал музыку к телесериалу «Моисей» (1973) с Б. Ланкастером в главной роли.  
 +
=== Победа Израиля на конкурсе Евровидения с песней Зельцера ===
 +
 
 +
В 1978 г. в Париже на конкурсе Евровидения впервые победил израильский певец И. Кохен, исполнивший песню Зельцера «Абаниби».
 +
=== Музыка к театральным спектаклям ===
Зельцер написал музыку к театральным спектаклям: «Шлоша Хоцмахим» («Три Гоцмаха», 1977, театр [[«Камери»]]) по пьесе «Колдунья» [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]]; «Маленький принц» по А. Сент-Экзюпери (1976); «Кавказский меловой круг» по пьесе Б. Брехта (1983) и др. Он работал для телевидения, его музыка звучала в различных программах, телепостановках, телесериалах.
Зельцер написал музыку к театральным спектаклям: «Шлоша Хоцмахим» («Три Гоцмаха», 1977, театр [[«Камери»]]) по пьесе «Колдунья» [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]]; «Маленький принц» по А. Сент-Экзюпери (1976); «Кавказский меловой круг» по пьесе Б. Брехта (1983) и др. Он работал для телевидения, его музыка звучала в различных программах, телепостановках, телесериалах.
 +
=== Музыка к кинофильмам ===
 +
Зельцер написал музыку более чем к 40 кинофильмам, в том числе к фильму «Эрвинка» (1966, режиссер [[Кишон, Эфраим|Э. Кишон]]), фильмам [[Голан, Менахем|М. Голана]] «Мивца “Кахир”» («Операция “Каир”», 1965), «Фортуна» (1966), «Тувия ве-шева бнотав» («Тувия и его семь дочерей», 1968), «Кунилемл в Тель-Авиве» и «Хершеле» (оба 1976 г.), «Ани охев отах, Роза» («Я люблю тебя, Роза», 1972, режиссер М. Мизрахи), к киноверсиям мюзиклов «Казаблан» и «Ай лайк Майк», и многим другим.
Зельцер написал музыку более чем к 40 кинофильмам, в том числе к фильму «Эрвинка» (1966, режиссер [[Кишон, Эфраим|Э. Кишон]]), фильмам [[Голан, Менахем|М. Голана]] «Мивца “Кахир”» («Операция “Каир”», 1965), «Фортуна» (1966), «Тувия ве-шева бнотав» («Тувия и его семь дочерей», 1968), «Кунилемл в Тель-Авиве» и «Хершеле» (оба 1976 г.), «Ани охев отах, Роза» («Я люблю тебя, Роза», 1972, режиссер М. Мизрахи), к киноверсиям мюзиклов «Казаблан» и «Ай лайк Майк», и многим другим.
 +
=== Автор симфонической музыки ===
 +
В 1985 г. Зельцер написал симфоническую сказку «Стемпеню» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]], в 1986 г. — «hа-мегилла hа-зот» («Эта Декларация») — симфоническую поэму в честь [[Декларация Независимости Израиля|Декларации независимости]] которая открывала празднества в честь 100-летия со дня рождения [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гуриона]].
 +
 +
В 1986 г. Зельцер создал симфоническую обработку еврейских песен «Масорет» («Традиция»), исполненную [[Перлман|И. Перлманом]] в сопровождении Израильского филармонического оркестра.
 +
 +
В 1990 г. [[Менухин, Иехуди|И. Менухин]] исполнил в Тель-Авиве написанную для него Зельцером «Хасидскую рапсодию» для скрипки и оркестра. В 1997 г. композитор создал симфоническую поэму «hа-захав ше-бе-афар» («Золото, покрытое пеплом»), посвященную 500-летию изгнания евреев из Испании. Зельцер написал оперу «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (либретто Ж. Рампаль).
-
В 1985 г. Зельцер написал симфоническую сказку «Стемпеню» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]], в 1986 г. — «hа-мегилла hа-зот» («Эта Декларация») — симфоническую поэму в честь [[Декларация Независимости Израиля|Декларации независимости]] которая открывала празднества в честь 100-летия со дня рождения [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гуриона]]. В 1986 г. Зельцер создал симфоническую обработку еврейских песен «Масорет» («Традиция»), исполненную [[Перлман|И. Перлманом]] в сопровождении Израильского филармонического оркестра. В 1990 г. [[Менухин, Иехуди|И. Менухин]] исполнил в Тель-Авиве написанную для него Зельцером «Хасидскую рапсодию» для скрипки и оркестра. В 1997 г. композитор создал симфоническую поэму «hа-захав ше-бе-афар» («Золото, покрытое пеплом»), посвященную 500-летию изгнания евреев из Испании. Зельцер написал оперу «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (либретто Ж. Рампаль). В 1998 г. Зельцер создал реквием «Кина ле-Ицхак» («Плач по Ицхаку»), с исполнения которого начались празднества в честь 50-летия Государства Израиль.
+
В 1998 г. Зельцер создал реквием «Кина ле-Ицхак» («Плач по Ицхаку»), с исполнения которого начались празднества в честь 50-летия Государства Израиль.
 +
=== Признание ===
Зельцер удостоен ряда призов и премий: премии «Арфа Давида» (1966, 1968) лучшему композитору года, премии имени [[Мангер, Ицик|И. Мангера]] за вклад в развитие культуры идиш и музыки (1985), премии израильской Киноакадемии, премии главы правительства Израиля (2000) и др.
Зельцер удостоен ряда призов и премий: премии «Арфа Давида» (1966, 1968) лучшему композитору года, премии имени [[Мангер, Ицик|И. Мангера]] за вклад в развитие культуры идиш и музыки (1985), премии израильской Киноакадемии, премии главы правительства Израиля (2000) и др.
{{ElevenCopyRight|11616|ЗЕЛЬЦЕР Дов}}
{{ElevenCopyRight|11616|ЗЕЛЬЦЕР Дов}}
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]  
+
   
[[Категория:Музыка]]
[[Категория:Музыка]]

Версия 16:26, 2 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Зельцер, Дов (Seltzer, Dov; Дуби; родился в 1932 г., Бухарест), израильский композитор.

Содержание

Первые шаги в творчестве

Игрой на фортепиано начал заниматься с пяти лет. В 14 лет написал музыку к оперетте, которую поставил Бухарестский театр для детей и юношества. В 1946 г. Зельцер переехал в Эрец-Исраэль и поселился в киббуце Мишмар-hа-Эмек. По рекомендации педагога и пианиста Ф. Пелега получил стипендию для музыкального образования.

Во время службы в Армии Обороны Израиля Зельцер стал музыкальным руководителем и композитором созданного в 1950 г. военного ансамбля «Лахакат hа-Нахал». Там началось его творческое сотрудничество с И. Баннаем, Х. Тополем, Геуллой Гил (родилась в 1932 г.). Зельцер был одним из создателей так называемого ритмического стиля и автором популярных песен 1950-х гг.

Композитор - песенник

В 1960-е гг. Зельцер написал ряд песен, отличавшихся проникновенностью и лиризмом, в том числе: «Дабер элай бе-прахим» («Говори со мной языком цветов»), «Неара ве-шма Киннерет» («Девушка по имени Киннерет») и др. В 1956–62 гг. Зельцер совершенствовал свое образование в нью-йоркских академиях музыки Джульярд и Менс, работал с компаниями грамзаписи «Коламбия», «Электра» и др. Зельцер — автор известных песен из репертуара популярного певца Й. Гаона: «hа-сар Монтефиори» («Филантроп Монтефиоре»), «Кол hа-кавод» («Почет и уважение»), «Ло нафсик лашир» («Не перестанем петь») и др. Песни Зельцера вошли в репертуар многих израильских исполнителей и эстрадных групп.

Мюзиклы Зельцера

В середине 1960-х гг. Зельцер обратился к жанру мюзикла: его мюзикл «Уц ли гуц ли» (1967) по пьесе А. Шлёнского многократно ставился разными израильскими режиссерами, в 1983 г. он был поставлен в Италии.

Мюзиклы Зельцера «hа-Мегилла» («Мегиле-лидер» — «Песни книги Эсфирь», 1967) и «Ширей хумаш» («Хумеш лидер» — «Песни Пятикнижия») по И. Мангеру были хорошо приняты зрителями Израиля и других стран. Мюзикл «Казаблан» по пьесе И. Мосинзона был поставлен в Израиле в театре Т. Годика (см. Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства) в 1968 г. и выдержал более 600 представлений, а в 1984 г. был сыгран в Оперном театре горда Ахена (ФРГ). В театре Т. Годика шел мюзикл Зельцера «Ай лайк Майк» (1968) по пьесе А. Мегеда; в «Театрон hа-онот» — мюзикл «Ревизор» по Н. Гоголю.

Музыка к телесериалу

В 1972–74 гг. Зельцер совершенствовался в Академии электронной музыки в Риме, там написал музыку к телесериалу «Моисей» (1973) с Б. Ланкастером в главной роли.

Победа Израиля на конкурсе Евровидения с песней Зельцера

В 1978 г. в Париже на конкурсе Евровидения впервые победил израильский певец И. Кохен, исполнивший песню Зельцера «Абаниби».

Музыка к театральным спектаклям

Зельцер написал музыку к театральным спектаклям: «Шлоша Хоцмахим» («Три Гоцмаха», 1977, театр «Камери») по пьесе «Колдунья» А. Гольдфадена; «Маленький принц» по А. Сент-Экзюпери (1976); «Кавказский меловой круг» по пьесе Б. Брехта (1983) и др. Он работал для телевидения, его музыка звучала в различных программах, телепостановках, телесериалах.

Музыка к кинофильмам

Зельцер написал музыку более чем к 40 кинофильмам, в том числе к фильму «Эрвинка» (1966, режиссер Э. Кишон), фильмам М. Голана «Мивца “Кахир”» («Операция “Каир”», 1965), «Фортуна» (1966), «Тувия ве-шева бнотав» («Тувия и его семь дочерей», 1968), «Кунилемл в Тель-Авиве» и «Хершеле» (оба 1976 г.), «Ани охев отах, Роза» («Я люблю тебя, Роза», 1972, режиссер М. Мизрахи), к киноверсиям мюзиклов «Казаблан» и «Ай лайк Майк», и многим другим.

Автор симфонической музыки

В 1985 г. Зельцер написал симфоническую сказку «Стемпеню» по Шалом Алейхему, в 1986 г. — «hа-мегилла hа-зот» («Эта Декларация») — симфоническую поэму в честь Декларации независимости которая открывала празднества в честь 100-летия со дня рождения Д. Бен-Гуриона.

В 1986 г. Зельцер создал симфоническую обработку еврейских песен «Масорет» («Традиция»), исполненную И. Перлманом в сопровождении Израильского филармонического оркестра.

В 1990 г. И. Менухин исполнил в Тель-Авиве написанную для него Зельцером «Хасидскую рапсодию» для скрипки и оркестра. В 1997 г. композитор создал симфоническую поэму «hа-захав ше-бе-афар» («Золото, покрытое пеплом»), посвященную 500-летию изгнания евреев из Испании. Зельцер написал оперу «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (либретто Ж. Рампаль).

В 1998 г. Зельцер создал реквием «Кина ле-Ицхак» («Плач по Ицхаку»), с исполнения которого начались празднества в честь 50-летия Государства Израиль.

Признание

Зельцер удостоен ряда призов и премий: премии «Арфа Давида» (1966, 1968) лучшему композитору года, премии имени И. Мангера за вклад в развитие культуры идиш и музыки (1985), премии израильской Киноакадемии, премии главы правительства Израиля (2000) и др.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЗЕЛЬЦЕР Дов в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация