"Зхут Авот" ("заслуги отцов")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Зхут Авот» в «Зхут Авот (понятие о благоволении Всевышнего к потомкам)») |
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Зхут Авот (понятие о благоволении Всевышнего к потомкам)» в «"Зхут Авот" ("заслуги отцов")») |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Зхут Авот''' (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей. Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги [[Патриархи|патриархов]] Авраама, Исаака и Иакова (Лев. 26:42, 44; Втор. 4:31; 7:12–13 и др.), возвратить по мольбе праматери [[Рахиль|Рахили]] народ Израиля в землю его (Иер. 31:15–17), закрепить навеки престол [[Давид|Давида]] за домом его и защитить царство Израилево от врагов (I Ц. 9:5; Ис. 37:35; Пс. 89:36–37; II Хр. 7:18 и др.). | + | '''Зхут Авот''' (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей. |
+ | === В Библии === | ||
+ | |||
+ | Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги [[Патриархи|патриархов]] Авраама, Исаака и Иакова (Лев. 26:42, 44; Втор. 4:31; 7:12–13 и др.), возвратить по мольбе праматери [[Рахиль|Рахили]] народ Израиля в землю его (Иер. 31:15–17), закрепить навеки престол [[Давид|Давида]] за домом его и защитить царство Израилево от врагов (I Ц. 9:5; Ис. 37:35; Пс. 89:36–37; II Хр. 7:18 и др.). | ||
+ | |||
В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] содержится также понятие об ответственности за грехи отцов (например, Исх. 20:5), находящееся в противоречии с идеей о чисто индивидуальной природе вины, не влекущей за собой наказания потомков, которая сформулирована уже во Второзаконии (24:16) и особенно характерна для развитого этического сознания [[Пророки И Пророчество|пророков]] (Иер. 31:29–30; Иех. 18:19–20). Желая разрешить противоречие между последними двумя концепциями, законоучители [[Талмуд|Талмуда]] выдвигают предположение о том, что потомки подвергаются каре за грехи предков только тогда, если они повторяют те же грехи (Бр. 7а; Санх. 27б). | В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] содержится также понятие об ответственности за грехи отцов (например, Исх. 20:5), находящееся в противоречии с идеей о чисто индивидуальной природе вины, не влекущей за собой наказания потомков, которая сформулирована уже во Второзаконии (24:16) и особенно характерна для развитого этического сознания [[Пророки И Пророчество|пророков]] (Иер. 31:29–30; Иех. 18:19–20). Желая разрешить противоречие между последними двумя концепциями, законоучители [[Талмуд|Талмуда]] выдвигают предположение о том, что потомки подвергаются каре за грехи предков только тогда, если они повторяют те же грехи (Бр. 7а; Санх. 27б). | ||
+ | === В Талмуде === | ||
В Талмуде и раввинистической литературе понятие зхут авот значительно расширено и подразумевает добрые дела не только патриархов-отцов народа, но и вообще предков любого человека. Однако во всех источниках подчеркивается, что право индивидуума на избавление от бедствий и спасение души в силу зхут авот обусловлено прежде всего его праведным поведением. Эта мысль сформулирована в известном изречении [[Гилель|Гилельа]]: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот 1:14) — и развита в АдрН. (12:27): «Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?». | В Талмуде и раввинистической литературе понятие зхут авот значительно расширено и подразумевает добрые дела не только патриархов-отцов народа, но и вообще предков любого человека. Однако во всех источниках подчеркивается, что право индивидуума на избавление от бедствий и спасение души в силу зхут авот обусловлено прежде всего его праведным поведением. Эта мысль сформулирована в известном изречении [[Гилель|Гилельа]]: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот 1:14) — и развита в АдрН. (12:27): «Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?». |
Текущая версия на 16:03, 2 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Зхут Авот (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей.
В Библии
Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги патриархов Авраама, Исаака и Иакова (Лев. 26:42, 44; Втор. 4:31; 7:12–13 и др.), возвратить по мольбе праматери Рахили народ Израиля в землю его (Иер. 31:15–17), закрепить навеки престол Давида за домом его и защитить царство Израилево от врагов (I Ц. 9:5; Ис. 37:35; Пс. 89:36–37; II Хр. 7:18 и др.).
В Пятикнижии содержится также понятие об ответственности за грехи отцов (например, Исх. 20:5), находящееся в противоречии с идеей о чисто индивидуальной природе вины, не влекущей за собой наказания потомков, которая сформулирована уже во Второзаконии (24:16) и особенно характерна для развитого этического сознания пророков (Иер. 31:29–30; Иех. 18:19–20). Желая разрешить противоречие между последними двумя концепциями, законоучители Талмуда выдвигают предположение о том, что потомки подвергаются каре за грехи предков только тогда, если они повторяют те же грехи (Бр. 7а; Санх. 27б).
В Талмуде
В Талмуде и раввинистической литературе понятие зхут авот значительно расширено и подразумевает добрые дела не только патриархов-отцов народа, но и вообще предков любого человека. Однако во всех источниках подчеркивается, что право индивидуума на избавление от бедствий и спасение души в силу зхут авот обусловлено прежде всего его праведным поведением. Эта мысль сформулирована в известном изречении Гилельа: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот 1:14) — и развита в АдрН. (12:27): «Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?».
В Талмуде и мидраше содержится мнение о том, что действенность заслуг патриархов исчерпалась (Шаб. 55а; Лев. Р. 36:6), что, однако, не означает отмены завета, заключенного с праотцами Богом, ибо завет вечен.