"Зхут Авот" ("заслуги отцов")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Зхут Авот''' (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей. Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги [[Патриархи|патриархов]] Авраама, Исаака и Иакова (Лев. 26:42, 44; Втор. 4:31; 7:12–13 и др.), возвратить по мольбе праматери [[Рахиль|Рахили]] народ Израиля в землю его (Иер. 31:15–17), закрепить навеки престол [[Давид|Давида]] за домом его и защитить царство Израилево от врагов (I Ц. 9:5; Ис. 37:35; Пс. 89:36–37; II Хр. 7:18 и др.).
+
'''Зхут Авот''' (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей.  
 +
=== В Библии ===
 +
 
 +
Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги [[Патриархи|патриархов]] Авраама, Исаака и Иакова (Лев. 26:42, 44; Втор. 4:31; 7:12–13 и др.), возвратить по мольбе праматери [[Рахиль|Рахили]] народ Израиля в землю его (Иер. 31:15–17), закрепить навеки престол [[Давид|Давида]] за домом его и защитить царство Израилево от врагов (I Ц. 9:5; Ис. 37:35; Пс. 89:36–37; II Хр. 7:18 и др.).
 +
 
В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] содержится также понятие об ответственности за грехи отцов (например, Исх. 20:5), находящееся в противоречии с идеей о чисто индивидуальной природе вины, не влекущей за собой наказания потомков, которая сформулирована уже во Второзаконии (24:16) и особенно характерна для развитого этического сознания [[Пророки И Пророчество|пророков]] (Иер. 31:29–30; Иех. 18:19–20). Желая разрешить противоречие между последними двумя концепциями, законоучители [[Талмуд|Талмуда]] выдвигают предположение о том, что потомки подвергаются каре за грехи предков только тогда, если они повторяют те же грехи (Бр. 7а; Санх. 27б).
В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] содержится также понятие об ответственности за грехи отцов (например, Исх. 20:5), находящееся в противоречии с идеей о чисто индивидуальной природе вины, не влекущей за собой наказания потомков, которая сформулирована уже во Второзаконии (24:16) и особенно характерна для развитого этического сознания [[Пророки И Пророчество|пророков]] (Иер. 31:29–30; Иех. 18:19–20). Желая разрешить противоречие между последними двумя концепциями, законоучители [[Талмуд|Талмуда]] выдвигают предположение о том, что потомки подвергаются каре за грехи предков только тогда, если они повторяют те же грехи (Бр. 7а; Санх. 27б).
 +
=== В Талмуде ===
-
В Талмуде и раввинистической литературе понятие зхут авот значительно расширено и подразумевает добрые дела не только патриархов-отцов народа, но и вообще предков любого человека. Однако во всех источниках подчеркивается, что право индивидуума на избавление от бедствий и спасение души в силу зхут авот обусловлено прежде всего его праведным поведением. Эта мысль сформулирована в известном изречении [[Хиллел|Хиллела]]: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот 1:14) — и развита в АдрН. (12:27): «Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?».
+
В Талмуде и раввинистической литературе понятие зхут авот значительно расширено и подразумевает добрые дела не только патриархов-отцов народа, но и вообще предков любого человека. Однако во всех источниках подчеркивается, что право индивидуума на избавление от бедствий и спасение души в силу зхут авот обусловлено прежде всего его праведным поведением. Эта мысль сформулирована в известном изречении [[Гилель|Гилельа]]: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот 1:14) — и развита в АдрН. (12:27): «Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?».
В Талмуде и [[Мидраш|мидраше]] содержится мнение о том, что действенность заслуг патриархов исчерпалась (Шаб. 55а; Лев. Р. 36:6), что, однако, не означает отмены [[Завет|завета]], заключенного с праотцами Богом, ибо завет вечен.
В Талмуде и [[Мидраш|мидраше]] содержится мнение о том, что действенность заслуг патриархов исчерпалась (Шаб. 55а; Лев. Р. 36:6), что, однако, не означает отмены [[Завет|завета]], заключенного с праотцами Богом, ибо завет вечен.

Текущая версия на 16:03, 2 мая 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Зхут Авот (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей.

В Библии

Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги патриархов Авраама, Исаака и Иакова (Лев. 26:42, 44; Втор. 4:31; 7:12–13 и др.), возвратить по мольбе праматери Рахили народ Израиля в землю его (Иер. 31:15–17), закрепить навеки престол Давида за домом его и защитить царство Израилево от врагов (I Ц. 9:5; Ис. 37:35; Пс. 89:36–37; II Хр. 7:18 и др.).


В Пятикнижии содержится также понятие об ответственности за грехи отцов (например, Исх. 20:5), находящееся в противоречии с идеей о чисто индивидуальной природе вины, не влекущей за собой наказания потомков, которая сформулирована уже во Второзаконии (24:16) и особенно характерна для развитого этического сознания пророков (Иер. 31:29–30; Иех. 18:19–20). Желая разрешить противоречие между последними двумя концепциями, законоучители Талмуда выдвигают предположение о том, что потомки подвергаются каре за грехи предков только тогда, если они повторяют те же грехи (Бр. 7а; Санх. 27б).

В Талмуде

В Талмуде и раввинистической литературе понятие зхут авот значительно расширено и подразумевает добрые дела не только патриархов-отцов народа, но и вообще предков любого человека. Однако во всех источниках подчеркивается, что право индивидуума на избавление от бедствий и спасение души в силу зхут авот обусловлено прежде всего его праведным поведением. Эта мысль сформулирована в известном изречении Гилельа: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот 1:14) — и развита в АдрН. (12:27): «Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?».

В Талмуде и мидраше содержится мнение о том, что действенность заслуг патриархов исчерпалась (Шаб. 55а; Лев. Р. 36:6), что, однако, не означает отмены завета, заключенного с праотцами Богом, ибо завет вечен.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЗХУТ АВОТ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация