Наси (еврейский титул)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Mliris (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{IsFromWiki}}'''Наси''': * '''Наси''' (''Nàxī Zú'') — один из 56 официально признанных [[наро…») |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Религиозные титулы» с помощью HotCat) |
||
(14 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
- | + | | АВТОР1 = | |
- | + | | АВТОР2 = | |
- | + | | АВТОР3 = | |
- | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = | |
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
- | + | '''Наси''' (נָשִׂיא; мн. число נְשִׂיאִים, несиим), в Библии — глава патриархальной семьи (Быт. 23:6), клана, племени или государства. | |
- | [[ | + | == История == |
- | [[ | + | |
+ | Наси были предводителями народа Израиля в пустыне после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта (Исх. 16:22; 34:31); как главы [[Колена Израилевы|колен Израилевых]] они перечислены поименно в книге Числа (1:4–16). Двенадцать несиим были посланы лазутчиками в Землю обетованную и были облечены полномочиями распределить наделы между коленами. Наси должен был приносить особые дары и жертвы в [[Скиния|скинию]] завета (Исх. 35:27; Чис. 7:10). После завоевания [[Ханаан|Ханаана]] титул наси постепенно вышел из употребления и был возрожден пророком [[Иехезкель|Иехезкелем]], обозначившим этим именем будущего правителя Израиля. [[Хасмонеи]] долгое время избегали именовать себя [[Царь|царями]] и носили титул наси. Монеты времени [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]] несут имя и титул вождя: «Шимон неси Исраэль»; аналогично Бар-Кохба именуется и в обращенных к нему письмах. | ||
+ | |||
+ | Титул наси носил председатель [[Синедрион|Синедриона]]; глава суда на протяжении всего периода [[Амораи|амораев]] также именовался наси. Возможно, что титул наси в этом значении вошел в употребление лишь со времени [[Иехуда hа-Наси|Иехуды hа-Наси]] (конец 2 в. н. э.), деятели более ранней эпохи не звались так при их жизни. С другой стороны, не исключено, что титул был впервые применен в 30 г. до н. э. во времена [[Гилель|Гилельа]] и даже, что должность наси возникла в период, предшествующий Хасмонеям. Во всяком случае, потомки Гилельа носили этот титул (возможно, с краткими перерывами); последним наси из рода Гилельа был раббан [[Гамлиэль|Гамлиэль VI]], смещение (415) и смерть (426) которого положили конец институту наси. | ||
+ | Роль наси приобрела особое значение после разрушения Второго [[Храм|храма]]. Римская администрация признавала наси политическим главой («патриархом») еврейского народа. Как председатель Синедриона наси совместно с его членами провозглашал начало месяца, високосный год и т. п. (см. [[Календарь]]); он возглавлял публичные молебны о дожде, посвящал ученых в звание, поддерживал регулярные связи с евреями диаспоры, направляя в еврейские общины проповедников и учителей, учреждал там суды и благотворительные фонды. Возглавляемый наси суд обладал законодательной властью и издавал такканот (постановления), вводившиеся от имени наси. | ||
+ | |||
+ | === После эпохи Гаонов === | ||
+ | |||
+ | После эпохи [[Гаон|гаонов]] титул наси сохранялся во многих еврейских общинах на протяжении всего средневековья, иногда лишь в качестве почетного титула, иногда обозначая носителя определенной должности. В качестве глав общин наси действовали в [[Иерусалим|Иерусалиме]], в Фостате ([[Каир]]), в [[Багдад|Багдаде]], [[Дамаск|Дамаске]], [[Мосул|Мосуле]] (Сирия), мусульманской [[Испания|Испании]]. (См. также [[Нагид]]). Некоторые из них обладали значительной властью, подобной власти [[Эксиларх|эксилархов]], — в частности, в Эрец-Исраэль, Сирии и Египте. Возможно, последним наси этого типа был Сар Шалом бен Пинхас (начало 14 в.), живший в Багдаде. [[Караимы]], начиная с основателя секты [[Анан Бен Давид|Анана бен Давида]] и вплоть до 18 в., именовали своих глав наси. | ||
+ | |||
+ | === Новое время === | ||
+ | |||
+ | В новое время термин наси употребляется на иврите в качестве эквивалента слова «президент»; так, глава Государства Израиль именуется наси. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12909|НАСИ}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
+ | [[Категория:Эпоха Второго Храма]] | ||
+ | [[Категория:Религиозные титулы]] |
Текущая версия на 19:55, 29 апреля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Наси (נָשִׂיא; мн. число נְשִׂיאִים, несиим), в Библии — глава патриархальной семьи (Быт. 23:6), клана, племени или государства.
История
Наси были предводителями народа Израиля в пустыне после исхода из Египта (Исх. 16:22; 34:31); как главы колен Израилевых они перечислены поименно в книге Числа (1:4–16). Двенадцать несиим были посланы лазутчиками в Землю обетованную и были облечены полномочиями распределить наделы между коленами. Наси должен был приносить особые дары и жертвы в скинию завета (Исх. 35:27; Чис. 7:10). После завоевания Ханаана титул наси постепенно вышел из употребления и был возрожден пророком Иехезкелем, обозначившим этим именем будущего правителя Израиля. Хасмонеи долгое время избегали именовать себя царями и носили титул наси. Монеты времени Бар-Кохбы восстания несут имя и титул вождя: «Шимон неси Исраэль»; аналогично Бар-Кохба именуется и в обращенных к нему письмах.
Титул наси носил председатель Синедриона; глава суда на протяжении всего периода амораев также именовался наси. Возможно, что титул наси в этом значении вошел в употребление лишь со времени Иехуды hа-Наси (конец 2 в. н. э.), деятели более ранней эпохи не звались так при их жизни. С другой стороны, не исключено, что титул был впервые применен в 30 г. до н. э. во времена Гилельа и даже, что должность наси возникла в период, предшествующий Хасмонеям. Во всяком случае, потомки Гилельа носили этот титул (возможно, с краткими перерывами); последним наси из рода Гилельа был раббан Гамлиэль VI, смещение (415) и смерть (426) которого положили конец институту наси. Роль наси приобрела особое значение после разрушения Второго храма. Римская администрация признавала наси политическим главой («патриархом») еврейского народа. Как председатель Синедриона наси совместно с его членами провозглашал начало месяца, високосный год и т. п. (см. Календарь); он возглавлял публичные молебны о дожде, посвящал ученых в звание, поддерживал регулярные связи с евреями диаспоры, направляя в еврейские общины проповедников и учителей, учреждал там суды и благотворительные фонды. Возглавляемый наси суд обладал законодательной властью и издавал такканот (постановления), вводившиеся от имени наси.
После эпохи Гаонов
После эпохи гаонов титул наси сохранялся во многих еврейских общинах на протяжении всего средневековья, иногда лишь в качестве почетного титула, иногда обозначая носителя определенной должности. В качестве глав общин наси действовали в Иерусалиме, в Фостате (Каир), в Багдаде, Дамаске, Мосуле (Сирия), мусульманской Испании. (См. также Нагид). Некоторые из них обладали значительной властью, подобной власти эксилархов, — в частности, в Эрец-Исраэль, Сирии и Египте. Возможно, последним наси этого типа был Сар Шалом бен Пинхас (начало 14 в.), живший в Багдаде. Караимы, начиная с основателя секты Анана бен Давида и вплоть до 18 в., именовали своих глав наси.
Новое время
В новое время термин наси употребляется на иврите в качестве эквивалента слова «президент»; так, глава Государства Израиль именуется наси.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.