Неер, Андре
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 43: | Строка 43: | ||
Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к [[сионизм]]у. После [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивском]]. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на [[Французский язык|французском]], последние книги - на [[иврит]]е. | Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к [[сионизм]]у. После [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивском]]. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на [[Французский язык|французском]], последние книги - на [[иврит]]е. | ||
- | |||
==Творчество== | ==Творчество== | ||
Строка 53: | Строка 52: | ||
Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] (Махарал), с которым связана легенда о [[Голем|Големе]]; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969). | Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] (Махарал), с которым связана легенда о [[Голем|Големе]]; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969). | ||
- | ==Философия Неера== | + | == Философия Неера == |
Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как ''Трансцендентность и имманеннтость'', в других дух пророков проявляется сильнее, как в ''Амос, вклад в изучение пророчества''. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно [[Махараль из Праги|Махарала из Праги]], а также в историю науки, особенно про [[Ганс, Давид|Давида Ганса]]. | Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как ''Трансцендентность и имманеннтость'', в других дух пророков проявляется сильнее, как в ''Амос, вклад в изучение пророчества''. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно [[Махараль из Праги|Махарала из Праги]], а также в историю науки, особенно про [[Ганс, Давид|Давида Ганса]]. | ||
- | ===Человек=== | + | === Человек === |
На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» ({{Библия|Быт|1:26}}), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом. | На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» ({{Библия|Быт|1:26}}), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом. | ||
- | ===Мир=== | + | === Мир === |
Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - [[Книга Екклесиаста|книгу Екклесиаста]]. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «[[Авель]]». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «[[Каин]]». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль. | Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - [[Книга Екклесиаста|книгу Екклесиаста]]. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «[[Авель]]». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «[[Каин]]». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль. | ||
- | ===Пророчество=== | + | === Пророчество === |
- | Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.<ref>Харви, Зеев. «О сборнике статей проф. А. Неера» | + | Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.<ref>Харви, Зеев. «О сборнике статей проф. А. Неера». |
- | + | ||
- | + | ||
== Источники == | == Источники == | ||
Строка 187: | Строка 184: | ||
|isbn = | |isbn = | ||
}} | }} | ||
+ | |||
+ | == Сноски == | ||
+ | <references/> | ||
[[Категория:Писатели на иврите]] | [[Категория:Писатели на иврите]] |
Версия 19:45, 29 апреля 2012
Китросский, Леви | |
Андре Неер | |
André Neher | |
Файл:Andreneher.jpg | |
Дата рождения: |
1914 |
---|---|
Место рождения: |
Обернхайм, Германия |
Дата смерти: |
1988 |
Место смерти: | |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западная философия, еврейская философия, экзистенциализм |
Основные интересы: | |
Оказавшие влияние: |
Розенцвейг, Франц |
Гражданство: |
Франция, Израиль |
Андре́ Нее́р (фр. André Neher); 1914, Оберне, Франция (тогда Обернхайм, Эльзас-Лотарингия, Германия) — 1988, Иерусалим) — религиозный философ-экзистенциалист, теолог, специалист в области иудаистики и еврейской истории, французский и израильский писатель.
Содержание |
Биография
Родился в еврейской семье в Оберне, тогдашней Лотарингии, которая стала снова Францией в результате Первой мировой войны. Учился и занимал должность профессора в Страсбурге вплоть до 1960-х годов.о время нацистской оккупации Франции скрывался с семьей и избежал депортации. Эти годы он посвятил интенсивным исследованиям еврейской тематики.
В 1948–68 гг. Неер был профессором Страсбурского университета, преподавал иврит и еврейскую литературу разных эпох; создал Центр иудаистики, руководителем которого был многие годы. Неер участвовал во мнгих акциях в поддержку Израиля и сумел убедить ряд влиятельных представителей католической и протестантских церквей в законности устремлений еврейского народа, в том числе целей сионистского движения.
Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к сионизму. После Шестидневной войны вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего Тель-Авивском. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на французском, последние книги - на иврите.
Творчество
Неер — автор многочисленных работ по еврейской философии и истории. Ему принадлежат около 30 книг и 400 статей (в энциклопедиях, периодических изданиях и т. п.). Неер — представитель религиозного экзистенциализма в еврейской философии. Он поставил перед собой задачу пересказать библейские тексты современным языком (как с точки зрения философии, так и популярности формы), возродить дух пророков. В его работах терминология экзистенциализма сочетается с библейским пафосом (например, книга на французском языке «Амос, вклад в изучение пророков», 1950 г.; «Моисей и миссия народа Израиля», 1956). Кроме чисто философских трудов («Трансцендентность и имманентность», совместно со старшим братом Ришаром, 1946; «Психология трансцендентности», сборник статей, 1990, издано посмертно), ему принадлежит ряд работ о еврейском самосознании («Трудное счастье быть евреем», 1978; «Они обновили свою душу», 1979, русский перевод — Иер., 1991; «Еврейская идентификация», 1987).
Неер был одним из редакторов и авторов четырехтомного издания «Еврейское самосознание», в котором собраны материалы коллоквиумов франкоязычных еврейских интеллектуалов за 1963–72 гг. Неер — автор многочисленных исследований в области иудаизма («Размышления об Экклесиасте», 1951; «Сущность пророчества», 1955; «Иеремия», 1960; «Ключи к иудаизму», 1977, русский перевод — Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1988; «Иудаизм вчера и завтра», совместно с Р. Ароном и В. Малка, 1977; «Взгляд на еврейскую традицию», 1989, посмертно), а также работ по истории еврейства в Эрец-Исраэль и в диаспоре («Еврейское бытие, одиночество и преследования», 1962; «Библейская история народа Израиля», 1962, в соавторстве с женой — Рене /Рина/ Неер, родилась в 1922 г.; «Изгнание слова — от безмолвия библейского до безмолвия Освенцима», 1970; «Во вратах твоих, Иерусалим», 1972; «Вопреки всему», 1977; «Иерусалим, еврейское пережитое и его смысл», 1984).
Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. Иехуда Лива бен Бецалель (Махарал), с которым связана легенда о Големе; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969).
Философия Неера
Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как Трансцендентность и имманеннтость, в других дух пророков проявляется сильнее, как в Амос, вклад в изучение пророчества. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно Махарала из Праги, а также в историю науки, особенно про Давида Ганса.
Человек
На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» (Быт.1:26), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом.
Мир
Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - книгу Екклесиаста. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «Авель». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «Каин». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль.
Пророчество
Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.[1]
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>