Невахович, Иехуда Лейб Бен Hoax
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 32: | Строка 32: | ||
=== Борьба с враждебным отношением к евреям === | === Борьба с враждебным отношением к евреям === | ||
- | Невахович стремился вызвать гуманные чувства к лишенным гражданских прав евреям, пытался привить русским взгляд на евреев как на их «соотчичей», выступал против укоренившихся в обществе предрассудков и враждебного отношения к евреям. Невахович доказывал необоснованность обвинений (включавших и [[Кровавый Навет|кровавый навет]]) против евреев и [[Иудаизм|иудаизма]], законы которого не противоречат законам Российской империи. Невахович отвергал требование о крещении евреев как условии для достижения равноправия. Считая себя русском гражданином и патриотом, Невахович, воспитанный, как и все [[Маскилим|маскилим]], на немецкой литературе, писал лишь по-русски — на «языке более известном и потребительном в моем отечестве». «Вопль дщери иудейской» написан в стиле русского классицизма. Вторая же часть книги, «Собеседование…», по мнению [[Цинберг, Исраэль|И. (С.) Цинберга]], была написана на иврите, и ее русский текст — переводной. Стиль «Собеседования…» и весь его строй находятся под несомненным влиянием «меассефистской» литературы (см. [[Иврит новая литература. Период Хаскалы]]; Невахович указан среди подписчиков журнала [[«hа-Меассеф»]] за 1809 г. в качестве секретаря Сената). Сочинение Неваховича (русский и ивритский варианты) знаменовало зарождение литературы [[Хаскала|Хаскалы]] среди евреев России. Вероятно, Положение о евреях (1804) отняло у Неваховича надежду на лучшее будущее единоверцев в России, и он больше не писал на еврейские темы. | + | Невахович стремился вызвать гуманные чувства к лишенным гражданских прав евреям, пытался привить русским взгляд на евреев как на их «соотчичей», выступал против укоренившихся в обществе предрассудков и враждебного отношения к евреям. Невахович доказывал необоснованность обвинений (включавших и [[Кровавый Навет|кровавый навет]]) против евреев и [[Иудаизм|иудаизма]], законы которого не противоречат законам Российской империи. Невахович отвергал требование о крещении евреев как условии для достижения равноправия. Считая себя русском гражданином и патриотом, Невахович, воспитанный, как и все [[Маскилим|маскилим]], на немецкой литературе, писал лишь по-русски — на «языке более известном и потребительном в моем отечестве». |
+ | |||
+ | «Вопль дщери иудейской» написан в стиле русского классицизма. Вторая же часть книги, «Собеседование…», по мнению [[Цинберг, Исраэль|И. (С.) Цинберга]], была написана на иврите, и ее русский текст — переводной. Стиль «Собеседования…» и весь его строй находятся под несомненным влиянием «меассефистской» литературы (см. [[Иврит новая литература. Период Хаскалы]]; Невахович указан среди подписчиков журнала [[«hа-Меассеф»]] за 1809 г. в качестве секретаря Сената). Сочинение Неваховича (русский и ивритский варианты) знаменовало зарождение литературы [[Хаскала|Хаскалы]] среди евреев России. Вероятно, Положение о евреях (1804) отняло у Неваховича надежду на лучшее будущее единоверцев в России, и он больше не писал на еврейские темы. | ||
=== После 1804 года === | === После 1804 года === | ||
- | В 1804 г. Невахович выпустил философское сочинение «Человек в природе. Переписка двух просвещенных друзей», в котором писал о своей любви к отчизне, несмотря на различие в вероисповеданиях населяющих ее народов и на то, что есть граждане, не признающие в нем брата. В 1804—1806 гг. сотрудничал в журналах И. Мартынова «Северный вестник» и «Лицей», опубликовал в последнем «Примечание на рецензию, касательно опыта российской истории Елагина» (1806 г., отдельное издание); в этой статье Невахович возмущается тем, что русские позволяют иностранцам превратно судить о России и предпочитают иноземное родному. В 1809 г. на сцене Императорского театра в Петербурге была поставлена драма Неваховича «Сулиоты, или Спартанцы XVIII в.» (с посвящением М. Нарышкиной, фаворитке Александра I). Считалось, что Невахович написал часть трагедии «Дебора» (1810) князя А. Шаховского, у которого в то время жил. Около 1809 г. Невахович принял лютеранство (в 1813 г. крестился А. Перетц). Их измена вере отцов оттолкнула многих русских евреев от идей Хаскалы даже в самых умеренных формах. В дальнейшем Невахович служил в Варшаве при министерстве финансов Царства Польского в чине титулярного советника, занимался коммерцией, переводами с немецкого языка. В 1832 г. в Петербурге была поставлена его драма «Меч правосудия». | + | В 1804 г. Невахович выпустил философское сочинение «Человек в природе. Переписка двух просвещенных друзей», в котором писал о своей любви к отчизне, несмотря на различие в вероисповеданиях населяющих ее народов и на то, что есть граждане, не признающие в нем брата. В 1804—1806 гг. сотрудничал в журналах И. Мартынова «Северный вестник» и «Лицей», опубликовал в последнем «Примечание на рецензию, касательно опыта российской истории Елагина» (1806 г., отдельное издание); в этой статье Невахович возмущается тем, что русские позволяют иностранцам превратно судить о России и предпочитают иноземное родному. В 1809 г. на сцене Императорского театра в Петербурге была поставлена драма Неваховича «Сулиоты, или Спартанцы XVIII в.» (с посвящением М. Нарышкиной, фаворитке Александра I). |
+ | |||
+ | Считалось, что Невахович написал часть трагедии «Дебора» (1810) князя А. Шаховского, у которого в то время жил. Около 1809 г. Невахович принял лютеранство (в 1813 г. крестился А. Перетц). Их измена вере отцов оттолкнула многих русских евреев от идей Хаскалы даже в самых умеренных формах. В дальнейшем Невахович служил в Варшаве при министерстве финансов Царства Польского в чине титулярного советника, занимался коммерцией, переводами с немецкого языка. В 1832 г. в Петербурге была поставлена его драма «Меч правосудия». | ||
== Семья == | == Семья == | ||
Строка 44: | Строка 48: | ||
{{ElevenCopyRight|12937|НЕВАХОВИЧ Иехуда Лейб бен Hoax}} | {{ElevenCopyRight|12937|НЕВАХОВИЧ Иехуда Лейб бен Hoax}} | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Еврейские писатели]] |
+ | [[Категория:Писатели и поэты - деятели диаспоры]] |
Текущая версия на 19:28, 29 апреля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Невахович, Иехуда Лейб Бен Hoax (Лев Николаевич, 1776; Подолия, ныне Хмельницкая область, Украина, — 1831, Петербург) -первый русско-еврейский публицист, а также русский драматург и философ.
Содержание |
Биография
Один из ранних последователей М. Мендельсона в России, Невахович в конце 18 в. поселился в Петербурге, куда приехал со своим бывшим учеником, откупщиком и корабельным подрядчиком А. Перетцем.
Невахович владел несколькими языками (русским и немецким — в совершенстве), перевел с иврита письменные материалы, связанные с арестами рабби Шнеура Залмана из Ляд в 1798 г. и 1800 г.
Видимо, Невахович был тем единственным евреем, которого в 1797 г. приняла в свои члены одна из петербургских масонских лож (см. Масоны).
В 1802—1803 гг. Невахович активно участвовал в обсуждении законодательства о евреях России, которое вырабатывал Еврейский комитет (см. Россия. Евреи России в первой половине 19 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев до войны 1812 г.). С целью воздействовать на просвещенное русское общество Невахович опубликовал книгу «Вопль дщери иудейской» (СПб., 1803), которую посвятил министру внутренних дел и члену комитета В. Кочубею, а изданную в Шклове в 1804 г. авторскую переработку этой книги на иврите («Кол шават бат Иехуда») посвятил участвовавшим в работе комитета «коммерции советнику» А. Перетцу и «защитнику своего народа» Н. Ноткину. В книгу, помимо «Вопля дщери иудейской», вошли также «Собеседование между Синат-Гадатом (Нетерпимость), Эметом (Истина) и Шалумом (Миролюбие)» и «Чувствование верноподданного на случай учреждения по Высочайшему Его Величества Государя Императора Александра I повелению Комитета о устроении евреев на пользу государственную и их собственную».
Борьба с враждебным отношением к евреям
Невахович стремился вызвать гуманные чувства к лишенным гражданских прав евреям, пытался привить русским взгляд на евреев как на их «соотчичей», выступал против укоренившихся в обществе предрассудков и враждебного отношения к евреям. Невахович доказывал необоснованность обвинений (включавших и кровавый навет) против евреев и иудаизма, законы которого не противоречат законам Российской империи. Невахович отвергал требование о крещении евреев как условии для достижения равноправия. Считая себя русском гражданином и патриотом, Невахович, воспитанный, как и все маскилим, на немецкой литературе, писал лишь по-русски — на «языке более известном и потребительном в моем отечестве».
«Вопль дщери иудейской» написан в стиле русского классицизма. Вторая же часть книги, «Собеседование…», по мнению И. (С.) Цинберга, была написана на иврите, и ее русский текст — переводной. Стиль «Собеседования…» и весь его строй находятся под несомненным влиянием «меассефистской» литературы (см. Иврит новая литература. Период Хаскалы; Невахович указан среди подписчиков журнала «hа-Меассеф» за 1809 г. в качестве секретаря Сената). Сочинение Неваховича (русский и ивритский варианты) знаменовало зарождение литературы Хаскалы среди евреев России. Вероятно, Положение о евреях (1804) отняло у Неваховича надежду на лучшее будущее единоверцев в России, и он больше не писал на еврейские темы.
После 1804 года
В 1804 г. Невахович выпустил философское сочинение «Человек в природе. Переписка двух просвещенных друзей», в котором писал о своей любви к отчизне, несмотря на различие в вероисповеданиях населяющих ее народов и на то, что есть граждане, не признающие в нем брата. В 1804—1806 гг. сотрудничал в журналах И. Мартынова «Северный вестник» и «Лицей», опубликовал в последнем «Примечание на рецензию, касательно опыта российской истории Елагина» (1806 г., отдельное издание); в этой статье Невахович возмущается тем, что русские позволяют иностранцам превратно судить о России и предпочитают иноземное родному. В 1809 г. на сцене Императорского театра в Петербурге была поставлена драма Неваховича «Сулиоты, или Спартанцы XVIII в.» (с посвящением М. Нарышкиной, фаворитке Александра I).
Считалось, что Невахович написал часть трагедии «Дебора» (1810) князя А. Шаховского, у которого в то время жил. Около 1809 г. Невахович принял лютеранство (в 1813 г. крестился А. Перетц). Их измена вере отцов оттолкнула многих русских евреев от идей Хаскалы даже в самых умеренных формах. В дальнейшем Невахович служил в Варшаве при министерстве финансов Царства Польского в чине титулярного советника, занимался коммерцией, переводами с немецкого языка. В 1832 г. в Петербурге была поставлена его драма «Меч правосудия».
Семья
Сыновья Неваховича — Михаил (1817-50), карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб., 1846-49); Александр (умер в 1850-х гг.), драматург, заведующий репертуарной частью Императорского театра. Дочь Неваховича, Эмилия Мечникова оказала большое влияние на духовное развитие сыновей — Ильи (см. И. Мечников) и Льва (1838-88), географа и социолога, участвовавшего в 1860-х гг. в итальянской национально-освободительной борьбе во главе с Дж. Гарибальди.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НЕВАХОВИЧ Иехуда Лейб бен Hoax в ЭЕЭ