Дуран (семья)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Дуран» в «Дуран (семья)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Дуран''', еврейская семья, ведущая свое происхождение из Прованса; в 1306 г. переселилась на остров [[Мальорка|Мальорку]]; после гонений на евреев в Испании осела в Алжире (1391). | '''Дуран''', еврейская семья, ведущая свое происхождение из Прованса; в 1306 г. переселилась на остров [[Мальорка|Мальорку]]; после гонений на евреев в Испании осела в Алжире (1391). | ||
- | + | === Цемах Аструк Дуран === | |
Цемах Аструк Дуран (умер в Алжире в 1404 г.), внучатый племянник Герсонида, за свою ученость пользовался уважением как среди евреев, так и среди неевреев Мальорки. Потомки его сына Шимона до конца 18 в. были признанными духовными руководителями еврейской общины [[Алжир|Алжира]]. | Цемах Аструк Дуран (умер в Алжире в 1404 г.), внучатый племянник Герсонида, за свою ученость пользовался уважением как среди евреев, так и среди неевреев Мальорки. Потомки его сына Шимона до конца 18 в. были признанными духовными руководителями еврейской общины [[Алжир|Алжира]]. | ||
+ | == Шимон бен Цемах Дуран == | ||
+ | === Раввин, философ и ученый === | ||
- | + | Шимон бен Цемах Дуран (акроним רַשְׁבַּ"ץ, Рашбац; 1361, Мальорка, – 1444, Алжир), раввин, философ и ученый; учился в [[Иешива|иешиве]] Пальмы (Мальорка) и в арагонской иешиве Ионы Десместра (на дочери которого впоследствии женился), где, наряду с раввинистическими дисциплинами, изучал музыку, математику, астрономию, естественные науки и медицину. По возвращении на Мальорку практиковал в качестве врача и одновременно снискал авторитет познаниями в раввинистической области. | |
+ | |||
+ | После гонений 1391 г. вместе с семьей и отцом переселился в Алжир, где получил должность раввина, а в 1408 г. стал главным раввином и [[Даян|даяном]] алжирской общины. | ||
+ | === Раввинистические постановления === | ||
+ | |||
+ | Раввинистические постановления (см. [[Респонсы]]) Шимона бен Цемаха Дурана, всегда основанные на тщательном изучении конкретного случая и исчерпывающем рассмотрении мнений галахических авторитетов по данному вопросу, создали ему широкую известность за пределами Алжира. | ||
+ | === Философские взгляды === | ||
В своих философских взглядах в целом придерживался доктрины [[Маймонид|Маймонида]], расходясь с ним, однако, в ряде важных пунктов. Так, он, подобно [[Крескас, Хасдай|Хасдаю Крескасу]], возражал против точки зрения Маймонида о зависимости вечного блаженства от объема знания индивида; принимая, вслед за Маймонидом, Аристотелево учение о душе, Шимон бен Цемах Дуран дополняет его учением о нешама — нематериальном и вечном начале в человеке, происходящем от Бога и обладающем интеллектуальной способностью; вечное блаженство, таким образом, не измеряется лишь интеллектом, но зависит от соблюдения [[Мицвот|мицвот]], как учил [[Нахманид]]. | В своих философских взглядах в целом придерживался доктрины [[Маймонид|Маймонида]], расходясь с ним, однако, в ряде важных пунктов. Так, он, подобно [[Крескас, Хасдай|Хасдаю Крескасу]], возражал против точки зрения Маймонида о зависимости вечного блаженства от объема знания индивида; принимая, вслед за Маймонидом, Аристотелево учение о душе, Шимон бен Цемах Дуран дополняет его учением о нешама — нематериальном и вечном начале в человеке, происходящем от Бога и обладающем интеллектуальной способностью; вечное блаженство, таким образом, не измеряется лишь интеллектом, но зависит от соблюдения [[Мицвот|мицвот]], как учил [[Нахманид]]. | ||
+ | === Сохранение основополагающих догматов иудаизма === | ||
- | Наиболее значительным вкладом Шимона бен Цемаха Дурана было установление границ, в которых может быть допущено умозрительное познание без того, чтобы возникла угроза основополагающим догматам иудаизма. Последние были сведены им к трем: существование Бога, откровение и Божье воздаяние. Эти догматы основаны не на умозаключениях, но на вере: «Каждый еврей обязан верить, — писал Шимон бен Цемах, — что Священное Писание, а Тора в особенности, происходит от Бога, и он должен принимать содержание оного как абсолютную истину» | + | Наиболее значительным вкладом Шимона бен Цемаха Дурана было установление границ, в которых может быть допущено умозрительное познание без того, чтобы возникла угроза основополагающим догматам иудаизма. Последние были сведены им к трем: существование Бога, откровение и Божье воздаяние. Эти догматы основаны не на умозаключениях, но на вере: «Каждый еврей обязан верить, — писал Шимон бен Цемах, — что Священное Писание, а Тора в особенности, происходит от Бога, и он должен принимать содержание оного как абсолютную истину». |
- | Основное философское сочинение Шимона Цемаха Дурана — «Маген авот» («Щит отцов»), в котором, наряду с собственно философскими вопросами, трактуются также вопросы физиологии, психологии, языка и т. д. Его интерес к специальным наукам обнаруживается и в респонсах, в которых видно глубокое знание современной ему грамматики, математики, астрономии и других наук. Литературное наследие Шимона бен Цемаха Дурана включает также поэтические произведения: он был автором [[Пиют|пиютов]], кинот (см. [[Кина]]), [[Слихот|слихот]] и [[Тхиннот|тхиннот]]. В области экзегетики был сторонником [[Пшат|пшата]] и резко возражал против практики аллегорического толкования, принятой учеными южной Франции в 13 в. Известен также своей полемикой с христианской доктриной и с [[Караимы|караимами]], в которой обнаруживает обширные познания в христианской литературе. | + | Наряду с влиянием Маймонида Шимон бен Цемах Дуран испытал сильное влияние [[Каббала|каббалы]]; он сам называл себя «учеником учителей истины», то есть каббалистов. |
+ | === Философские сочинения и респонсы Шимона Цемаха Дурана === | ||
+ | |||
+ | Основное философское сочинение Шимона Цемаха Дурана — «Маген авот» («Щит отцов»), в котором, наряду с собственно философскими вопросами, трактуются также вопросы физиологии, психологии, языка и т. д. | ||
+ | |||
+ | Его интерес к специальным наукам обнаруживается и в респонсах, в которых видно глубокое знание современной ему грамматики, математики, астрономии и других наук. | ||
+ | === Литературное наследие === | ||
+ | |||
+ | Литературное наследие Шимона бен Цемаха Дурана включает также поэтические произведения: он был автором [[Пиют|пиютов]], кинот (см. [[Кина]]), [[Слихот|слихот]] и [[Тхиннот|тхиннот]]. В области экзегетики был сторонником [[Пшат|пшата]] и резко возражал против практики аллегорического толкования, принятой учеными южной Франции в 13 в. Известен также своей полемикой с христианской доктриной и с [[Караимы|караимами]], в которой обнаруживает обширные познания в христианской литературе. | ||
]]Шломо бен Шимон Дуран (акроним רַשְׁבַּ"שׁ, Рашбаш; около 1400–1467), сын предыдущего, раввин и ученый. Родился в Алжире; наряду с раввинистическими дисциплинами изучал естественные науки, философию и медицину. В апологетическом трактате «Милхемет мицва» («Священная война», 1438), написанном под руководством отца, Шломо бен Шимон Дуран опровергает обвинения отступника Иехошуа Лорки (христианское имя — Херонимо де Санта-Фе) против [[Талмуд|Талмуда]]. Галахические постановления Шломо бен Шимона Дурана пользовались широкой известностью и цитировались позднейшими авторитетами (включая [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосефа Каро]]). | ]]Шломо бен Шимон Дуран (акроним רַשְׁבַּ"שׁ, Рашбаш; около 1400–1467), сын предыдущего, раввин и ученый. Родился в Алжире; наряду с раввинистическими дисциплинами изучал естественные науки, философию и медицину. В апологетическом трактате «Милхемет мицва» («Священная война», 1438), написанном под руководством отца, Шломо бен Шимон Дуран опровергает обвинения отступника Иехошуа Лорки (христианское имя — Херонимо де Санта-Фе) против [[Талмуд|Талмуда]]. Галахические постановления Шломо бен Шимона Дурана пользовались широкой известностью и цитировались позднейшими авторитетами (включая [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосефа Каро]]). | ||
Строка 42: | Строка 59: | ||
{{ElevenCopyRight|11491|ДУРАН}} | {{ElevenCopyRight|11491|ДУРАН}} | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 15:02, 16 апреля 2012
Источник: | ||||||||
|
Дуран, еврейская семья, ведущая свое происхождение из Прованса; в 1306 г. переселилась на остров Мальорку; после гонений на евреев в Испании осела в Алжире (1391).
Содержание |
Цемах Аструк Дуран
Цемах Аструк Дуран (умер в Алжире в 1404 г.), внучатый племянник Герсонида, за свою ученость пользовался уважением как среди евреев, так и среди неевреев Мальорки. Потомки его сына Шимона до конца 18 в. были признанными духовными руководителями еврейской общины Алжира.
Шимон бен Цемах Дуран
Раввин, философ и ученый
Шимон бен Цемах Дуран (акроним רַשְׁבַּ"ץ, Рашбац; 1361, Мальорка, – 1444, Алжир), раввин, философ и ученый; учился в иешиве Пальмы (Мальорка) и в арагонской иешиве Ионы Десместра (на дочери которого впоследствии женился), где, наряду с раввинистическими дисциплинами, изучал музыку, математику, астрономию, естественные науки и медицину. По возвращении на Мальорку практиковал в качестве врача и одновременно снискал авторитет познаниями в раввинистической области.
После гонений 1391 г. вместе с семьей и отцом переселился в Алжир, где получил должность раввина, а в 1408 г. стал главным раввином и даяном алжирской общины.
Раввинистические постановления
Раввинистические постановления (см. Респонсы) Шимона бен Цемаха Дурана, всегда основанные на тщательном изучении конкретного случая и исчерпывающем рассмотрении мнений галахических авторитетов по данному вопросу, создали ему широкую известность за пределами Алжира.
Философские взгляды
В своих философских взглядах в целом придерживался доктрины Маймонида, расходясь с ним, однако, в ряде важных пунктов. Так, он, подобно Хасдаю Крескасу, возражал против точки зрения Маймонида о зависимости вечного блаженства от объема знания индивида; принимая, вслед за Маймонидом, Аристотелево учение о душе, Шимон бен Цемах Дуран дополняет его учением о нешама — нематериальном и вечном начале в человеке, происходящем от Бога и обладающем интеллектуальной способностью; вечное блаженство, таким образом, не измеряется лишь интеллектом, но зависит от соблюдения мицвот, как учил Нахманид.
Сохранение основополагающих догматов иудаизма
Наиболее значительным вкладом Шимона бен Цемаха Дурана было установление границ, в которых может быть допущено умозрительное познание без того, чтобы возникла угроза основополагающим догматам иудаизма. Последние были сведены им к трем: существование Бога, откровение и Божье воздаяние. Эти догматы основаны не на умозаключениях, но на вере: «Каждый еврей обязан верить, — писал Шимон бен Цемах, — что Священное Писание, а Тора в особенности, происходит от Бога, и он должен принимать содержание оного как абсолютную истину».
Наряду с влиянием Маймонида Шимон бен Цемах Дуран испытал сильное влияние каббалы; он сам называл себя «учеником учителей истины», то есть каббалистов.
Философские сочинения и респонсы Шимона Цемаха Дурана
Основное философское сочинение Шимона Цемаха Дурана — «Маген авот» («Щит отцов»), в котором, наряду с собственно философскими вопросами, трактуются также вопросы физиологии, психологии, языка и т. д.
Его интерес к специальным наукам обнаруживается и в респонсах, в которых видно глубокое знание современной ему грамматики, математики, астрономии и других наук.
Литературное наследие
Литературное наследие Шимона бен Цемаха Дурана включает также поэтические произведения: он был автором пиютов, кинот (см. Кина), слихот и тхиннот. В области экзегетики был сторонником пшата и резко возражал против практики аллегорического толкования, принятой учеными южной Франции в 13 в. Известен также своей полемикой с христианской доктриной и с караимами, в которой обнаруживает обширные познания в христианской литературе.
]]Шломо бен Шимон Дуран (акроним רַשְׁבַּ"שׁ, Рашбаш; около 1400–1467), сын предыдущего, раввин и ученый. Родился в Алжире; наряду с раввинистическими дисциплинами изучал естественные науки, философию и медицину. В апологетическом трактате «Милхемет мицва» («Священная война», 1438), написанном под руководством отца, Шломо бен Шимон Дуран опровергает обвинения отступника Иехошуа Лорки (христианское имя — Херонимо де Санта-Фе) против Талмуда. Галахические постановления Шломо бен Шимона Дурана пользовались широкой известностью и цитировались позднейшими авторитетами (включая Иосефа Каро).
]]Три сына Шломо бен Шимона Дурана — Ахарон, Цемах и Шимон — занимали должности даянов в Алжире. Ахарон (умер около 1470 г.) был видным раввинским авторитетом, к которому обращались из таких отдаленных общин, как константинопольская. Цемах, несмотря на слабое здоровье, по-видимому, был наиболее деятельным и знающим среди братьев. Его респонсы приводятся Иосефом Каро. Шимон бен Шломо (רַשְׁבַּ"שׁ הַשֵּׁנִי, Рашбаш hа-шени, буквально `Рашбаш второй`; 1438 – после 1510), раввин и писатель; после смерти Цемаха был раввином алжирской общины.