м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #REDIRECT [[Шаатнез]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Шаатнез''' (שַׁעַטְנֵז), ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна, а также одежда, сшитая из такой ткани (Втор. 22:11). [[Библия]] запрещает носить шаатнез. Запрет на шаатнез — частный случай запрета [[Кил’аим|кил’аим]].
| + | |
- | | + | |
- | Коханим были освобождены от этого запрета (см. [[Кохен]], описание одежды; Исх. 28); в [[Мишна|Мишне]] говорится, что это освобождение действует во время участия коханим в храмовой службе (Кил. 9:1). Некоторые исследователи полагают, что запрет на шаатнез — это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия.
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители [[Талмуд|Талмуда]] расширили запрет на шаатнез: во-первых, запрет, опирающийся непосредственно на авторитет Письменного Закона (ми-де-орайта; см. [[Галаха]]), распространяется лишь на ткани из нитей льна и шерсти, соединенных посредством прядения или ткачества, в то время как запрет, выведенный с помощью правил [[Герменевтика|герменевтики]] (ми-де-раббанан), распространяется и на ткани, в которых эти нити соединены иным способом (сшиты, связаны и т. п.); во-вторых, библейский запрет распространяется только на одежду, в то время как законоучители Талмуда запретили сидеть и лежать на тканях, попадающих под определение шаатнез, равно как и использовать их каким-либо иным способом. [[Цицит]] из шерсти можно помещать на льняной одежде. Согласно [[Устный Закон|Устному Закону]], запрет кил’аим распространяется и на неевреев, однако некоторые религиозные авторитеты иначе интерпретируют эти положения Устного Закона и приходят к выводу, что запрет на шаатнез распространяется только на евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд относит запрет на шаатнез, как и кил’аим, к заповедям, смысл которых неясен, однако средневековые авторы неоднократно пытались найти ему рациональное объяснение. Так, [[Маймонид]] полагал, что жрецы языческих культов (см. [[Идолопоклонство]]) в библейские времена носили шаатнез, поэтому евреям это было запрещено. [[Нахманид]] считал, что запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы, от стремления улучшить получаемое от природы.
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие шаатнеза в ткани.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14702|ШААТНЕЗ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Заповеди и предписания]]
| + | |