Исповедь в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Katerina (Обсуждение | вклад) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
- | '''И́споведь''', в [[авраамические религии|авраамических религиях]] — одна из процедур | + | '''И́споведь''', в [[авраамические религии|авраамических религиях]] — одна из процедур покаяния, заключающаяся в признании в совершенном грехе, включающем раскаяние и предполагает принятие решения в дальнейшем не грешить. Термин появляется впервые в [[Мишна|Мишне]] (Бик. 2:2; Мег. 2:5). |
== В Библии == | == В Библии == | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Большая исповедь вошла также в литургию консервативной и реформистской конгрегаций (см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]] и [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) в Иом-Киппур. | Большая исповедь вошла также в литургию консервативной и реформистской конгрегаций (см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]] и [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) в Иом-Киппур. | ||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 21:56, 8 апреля 2012
Источник: | ||||||||
|
И́споведь, в авраамических религиях — одна из процедур покаяния, заключающаяся в признании в совершенном грехе, включающем раскаяние и предполагает принятие решения в дальнейшем не грешить. Термин появляется впервые в Мишне (Бик. 2:2; Мег. 2:5).
Содержание |
В Библии
Понятие исповеди часто встречается как в Пятикнижии, так и в других книгах Библии. В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения, и без него недействительны ни раскаяние, ни жертва.[1]
Библия не придписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина (Быт.4:13), Моисея (Исх.32:31), Ахана (Нав.7:20), Давида (2Цар.12:13). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: Пс.38, 51; Езд.9:6–11, 15; Неем.1:6, 7; –35.[1]
В иудаизме
В иудаизме термин носит название виддуй (ивр. וִדּוּי). В современном значении впервые появляется в Мишне.[2] Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6, 7), еврейская Галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием.[3]
Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-Киппур (День Искупления) за себя, свою семью, коэнов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно исповедь) перечислены три разновидности грехов: извращение [Закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них.[4] Формулы личной исповеди, читаемые в литургии на Йом-Киппур[5], очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.
Формулировки исповеди, содержащие в алфавитном порядке подробный перечень конкретных грехов (вероломство, грабеж, злословие и т. п.), — Ашамну (`мы провинились`; так называемая Малая исповедь) и Ал хет (`за грех`; так называемая Большая исповедь, в которой перечень грехов в алфавитном порядке повторяется дважды) — впервые встречаются в литургических произведениях гаонов. Вместе они входят лишь в литургию Иом-Киппура, но Малая исповедь включена также в молитву Таханун, которую в восточносефардской, итальянской и йеменской конгрегациях читают по понедельникам и четвергам, а в других — ежедневно после Амиды молитв Шахарит и Минха.
В состав молитвы Таханун входят также стих 24:14 из II книги Самуила и псалом 6 (в хасидском варианте сефардской литургии вместо них читается 25-й псалом), ряд формул покаяния и различные пиюты. Таханун не читается по субботам, праздникам, полупраздникам (см. Праздники), в дни новолуния, начиная с Минхи кануна этих дней, в течение всего месяца нисан, а также в день Ава девятого (см. также Календарь). Таханун не читается также в Шахарит перед обрезанием, совершаемым в синагоге, в присутствии жениха в первые семь дней после бракосочетания и в доме, где соблюдается семидневный траур (шива) по усопшему (Ш. Ар. ОХ. 131:4–7).
В кругах каббалистов-аскетов 16 в., последователей И. Лурии, сложился обычай исповедоваться друг перед другом, а в немногочисленных группах приверженцев хасидизма — цаддику. Наиболее важной является исповедь на смертном одре. Согласно талмудической традиции, умирающего, а также приговоренного к смертной казни уговаривают исповедаться в грехах (Шаб. 32а; Санх. 6:2).
Не знающему принятой формулы исповеди разрешается ограничиться словами «Да будет смерть моя искуплением моих грехов»; если физическая слабость не позволяет умирающему исповедаться, исповедь читается за него. Исповедь умирающего начинается с молитвы об исцелении и мольбы о прощении совершенных за всю жизнь грехов, если ему не избежать смерти, и заканчивается чтением Ал хет от первого лица (Ш. Ар. ИД. 338). В некоторых общинах стал принятым также обычай, согласно которому жених в день бракосочетания читает исповедь Ал хет в составе Амиды литургии Минхи.
Большая исповедь вошла также в литургию консервативной и реформистской конгрегаций (см. Консервативный иудаизм и Реформизм в иудаизме) в Иом-Киппур.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Статья «Исповедь» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Мишна, Биккурим 2:2; Меггила 2:5
- ↑ Сифри Чис. 2, 3; Маймонид, Мишне Тора, Законы раскаяния 1:1
- ↑ Мишна, Иома 3:8; 4:2; 6:2
- ↑ Иерусалимский Талмуд Иома 8:9, 45в; Вавилонский Талмуд, Иома 87б; Мидраш Вайикра Раба 3:3
Ссылки
- Статья «Исповедь» в Электронной еврейской энциклопедии