Старый ишув

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув").
+
}}'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув". Началом "Нового ишува" считается основание, в [[1882 год]]у, города [[Ришон-ле-Цион]]).
-
Население старого ишува состояло из трех основных групп: [[арабоязычные евреи]] (потомки евреев живших в Эрец-Исраэль, до разрушения Храма), [[сефарды]] (испанские и португальские евреи, осели в Эрец-Исраэль после [[Изгнание евреев из Испании (1492)|изгнания из Испании 1492 году]]) и [[Ашкеназы|ашкеназы (европейские евреи)]].
+
В идеологическом смысле "Старый ишув" - это предки современных "харедим" ("ультраортодоксов")
-
Большая часть старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]]. Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
+
 
 +
== Структура ==
 +
 
 +
Население старого ишува четко разделялось на [[сефарды|сефардов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]], которые делились на хасидов и литваков ("[[Прушим]]"). В качестве отдельных групп можно выделить также [[тейманим]] (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
 +
 
 +
Большая часть старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]].  
 +
 
 +
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
  |автор        = БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ
  |автор        = БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ
  |часть        =  
  |часть        =  
Строка 34: Строка 41:
  |isbn          =  
  |isbn          =  
  |тираж        =  
  |тираж        =  
-
}}</ref> Город [[Петах-Тиква]] был основан в [[1878 год]]у, но не смотря на это его относят к старому ишуву. В [[1882 год]]у был основан город [[Ришон-ле-Цион]], который и стал началом для [[Ишув|нового ишува]].
+
}}</ref> Выходцы из Старого ишува основали также (в [[1878 год]]у) город [[Петах-Тиква]]  
 +
 
== История ==
== История ==
-
=== Ранние поселенцы ===
+
=== Алия в Страну Израиля в Средние века ===
-
Еврейский учённый [[Маймонид]] путешествовал из [[Испания|Испании]] в [[Марокко]] и [[Египет]], и после [[1178 год]]а он немного жил в [[Эрец-Исраэль]], а затем вернулся в Египет и поселился там. В [[1211 год]]у из [[Англия|Англии]] и [[Франция|Франции]] в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 [[Тосафот|евреев-тосафистов]]. В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением.
+
 
 +
"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.
 +
 
 +
[[Маймонид]] после [[1178 год]]а немного жил в [[Эрец-Исраэль]], а затем вернулся в Египет и поселился там.  
 +
 
 +
В [[1211 год]]у из [[Англия|Англии]] и [[Франция|Франции]] в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 [[Тосафот|евреев-тосафистов]].  
 +
 
 +
<!-- Уточнить: В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением. -->
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
-
В [[1267 год]]у [[Галаха|гахалический авторитет]] [[Моше бен Нахман]] (также известный как, Рамба́н или Нахмани́д) поселился в Акко. В [[1488 год]]у [[раввин]] [[Овадья из Бертиноро]] прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в [[Италия|Италии]] для поддержки неимущих.<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/article/10580|title=Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре |author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
+
В [[1267 год]]у [[Моше бен Нахман]] (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.  
 +
 
 +
В [[1488 год]]у [[раввин]] [[Овадья из Бертиноро]] прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в [[Италия|Италии]] для поддержки неимущих.<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/article/10580|title=Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре |author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
 +
 
 +
=== Алия после изгнания из Испании ===
-
== Изгнание из Испании ==
 
[[Изгнание евреев из Испании (1492)|В 1492 году евреи были изгнаны из Испании]], а в [[1497 год]]у произошло изгнание евреев из [[Португалия|Португалии]]. Многие изгнанники оказались в [[Эрец-Исраэль]].
[[Изгнание евреев из Испании (1492)|В 1492 году евреи были изгнаны из Испании]], а в [[1497 год]]у произошло изгнание евреев из [[Португалия|Португалии]]. Многие изгнанники оказались в [[Эрец-Исраэль]].
-
В [[1561]] [[Османская империя|османский султан]] подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, [[Наси, Иосиф|Иосифу Наси]] город Тивериаду ([[Тверия|Тверию]]), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.<ref>{{ЭЕЭ|12910|Наси Иосеф}}</ref> Действия Иосифа Наси вызвали волну возмущения у местных [[Ислам|мусульман]] и [[Христианство|христиан]], и у религиозных евреев его идеи не вызвали энтузиазма. Откликнулись на воззвания Наси, только [[марраны]], крещенные испанские евреи, которых всячески притесняли в христианском обществе. Еврейский историк [[Сесил, Рот|Рот Сесил]] пишет об этом: <ref>{{книга
+
К началу [[16 век]]а, [[Цфат]] стал центром учения [[Каббала|Кабалы]], в городе проживали многие известные [[раввин]]ы и [[Учёный|учённые]].
-
|автор        = Леон Поляков
+
-
|часть        = ИСПАНИЯ: СТРАНА ТРЕХ РЕЛИГИЙ
+
-
|заглавие      = ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА. КНИГА I - ЭПОХА ВЕРЫ
+
-
|оригинал      =
+
-
|ссылка        = http://62.0.35.69/il4u/history/antisemitizm/polyakov/29.html
+
-
|издание      =
+
-
|ответственный =
+
-
|место        =
+
-
|издательство  = Гешарим
+
-
|год          =  1998 год
+
-
|том          =
+
-
|страницы      =
+
-
|страниц      = 446
+
-
|isbn          = 5-88711-014-7
+
-
}}</ref>
+
-
{{цитата|автор =|Раввины, погруженные в свою казуистику, могли оказать лишь незначительное содействие; еще меньше можно было ожидать от мистиков, убежденных в том, что искупление можно приблизить только с помощью перестановок и комбинаций Божественного Имени, и даже от беглых марранов, вполне счастливых тем, что им удалось спасти собственные шкуры}}
+
В [[1561]] [[Османская империя|османский султан]] подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, [[Наси, Иосиф|Иосифу Наси]] город ([[Тверия|Тверию]]), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.<ref>{{ЭЕЭ|12910|Наси Иосеф}}</ref>, однако этот проект не был реализован.
-
К началу [[16 век]]а, [[Цфат]] стал центром учения [[Каббала|Кабалы]], в городе проживали многие известные [[раввин]]ы и [[Учёный|учённые]]. Среди них были такие известные личности как, раввин [[Берав, Яаков|Яков Берав]]<ref>{{ЭЕЭ|10528|Берав Я‘аков}}</ref>, рабби [[Кордоверо, Моше|Моше Кордоверо]]<ref>{{ЭЕЭ|12190|Моше Кордоверо}}</ref>, рабби [[Каро, Йосеф|Йосеф Каро]], рабби [[Лурия, Ицхак|Аризаль]].<ref>{{cite web|url=http://www.jewish.ru/israel/press/2009/11/news994280241.php|title=В Цфате небо под ногами|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref> В то же время была небольшая община в [[Иерусалим]]е, во главе с раввином [[Леви ибн Хавив]]ом.<ref>{{cite web|url=http://www.chassidus.ru/library/mishnah/rosh_hashana/mafteach2.htm|title=Указатель имен|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref> В [[1620 год]]у в Иерусалиме поселился видный [[раввин]] и [[Каббала|каббалист]] [[Исаия Горовиц]].
 
-
== Раввин [[Иехуда Хасид]] ==
+
=== Алия учеников Иеhуды Хасида (1700) ===
-
В 1700 году группа [[Ашкеназы|европейских евреев]], состоящая из более 1500 человек (по другой версии 1300 человек, отправилась в [[Эрец-Исраэль]], чтобы поселится в Иерусалиме. В то время в [[Старый город (Иерусалим)|Старом городе Иерусалим]] жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек. Эти евреи откликнулись на призыв Иехуды Хасида, [[Магид (проповедник)|маггида]] из города [[Седльце]], [[Польша]]. Раввин пропагандировал возвращение в Эрец-Исраэль, и возврат своей земли.<ref>{{ЭЕЭ|11699|Иехуда Хасид ха-Леви}}</ref>
+
-
Треть евреев умерли от лишений и болезней, во время долгого путешествия. После прибытия в Эрец-Исрэль, путники отправились в Иерусалим. Спустя три дня по прибытию на Святую Землю раввин Иехуда Хасид скончался. На строительство [[синагога|синагоги]] евреям пришлось занять деньги у арабов. В [[1721 год]]у ашкеназских евреев обвинили в неуплате налогов. Арабы ворвались в синагогу и уничтожили её. После этого ашкеназам запретили селится в Иерусалиме. Чтобы оставаться в городе, им пришлось одеваться как сефарды. <ref>{{cite web|url=http://piratyy.by.ru/history/hurva.html|title=Синагога Хурва|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
+
В 1700 году в Иерусалим переселилась группа из около 1000 [[Ашкеназы|европейских евреев]], под руководством [[Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)|Иеhуды Хасида]]. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).  
-
== Хасиды и Перушим ==
+
На строительство [[синагога|синагоги]] переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В [[1721 год]] ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
-
В [[18 век]]е группы [[Хасидизм|хасидов]] и [[перушим]] (последователей [[Виленский гаон|Виленского гаона]]), селились в Эрец-Исраэль. В [[1764 год]]у рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей [[Баал Шем Тов]]а) поселился в Тверии. В [[1777 год]]у хасидские лидеры [[Менахем Мендель из Витебска]] и рабби Авраам из [[Калиш]]а, ученики раввина [[Дов-Бер из Межерича|Дов-Бера из Межерича]], поселились в Тверии.
+
-
[[Миснагдим]] стали прибывать на Святую Землю в 1780 году. Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида. Начиная с [[1830 год]]а, около двадцати учеников [[Хатам Софер|Хатама Софера]] поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.
+
Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.
 +
 
 +
Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную [[Алия|алию]] [[Ашкеназы|ашкеназов]] в Эрец-Исраэль.
 +
 
 +
Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.<ref>[http://maof.rjews.net/history/18-history/24874--qq- Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена]</ref>
 +
 
 +
=== Алия в 18-19 в. ===
 +
 
 +
В [[1764 год]]у рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей [[Баал Шем Тов]]а) поселился в Тверии.
 +
 
 +
В [[1777 год]]у группа хасидов, под руководством р. [[Менахем Мендель из Витебска]] и р. Авраам из [[Калиш]]а, учеников р. [[Дов-Бер из Межерича|Дов-Бера из Межерича]], поселились в Тверии.
 +
 
 +
В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. [[Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.]]) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.  
 +
 
 +
Начиная с [[1830 год]]а, около двадцати учеников [[Хатам Софер|Хатама Софера]] поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.
-
== Землетрясение в Цфате ==
 
В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в [[Хеврон]] и [[Иерусалим]], который утвердился в качестве центра старого Ишува.<ref>{{ЭЕЭ|14651|История Цфата}}</ref>
В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в [[Хеврон]] и [[Иерусалим]], который утвердился в качестве центра старого Ишува.<ref>{{ЭЕЭ|14651|История Цфата}}</ref>
-
=== От старого ишува к новому ===
+
 
-
{{план}}
+
== Положение во второй половине 19 в. ==
 +
 
 +
 
 +
Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.
 +
 
 +
В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.
 +
 
 +
Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.
 +
 
== Экономика ==
== Экономика ==
=== Халука ===
=== Халука ===
-
Многие евреи прибывающие в [[Эрец-Исраэль]], были уже пожилыми людьми и жили на свои личные сбережения. Другие евреи занимались только изучением [[Тора|Торы]], и не работали. Что бы помочь еврейскому населению страны, действовала еврейская система поддержки халлука. Халука ({{lang-he|חלקה}} — Халука́) — это денежные пожертвования [[Евреи|евреев]] диаспоры в пользу евреев живущих в стране Израиля<ref>{{ЭЕЭ|14425|Халука}}</ref>. Многие приезжавшие занимались изучением Торы, для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>.
+
 
 +
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "[[халука]]" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>
=== Экспорт этрогов ===
=== Экспорт этрогов ===
Строка 102: Строка 124:
=== Сельскохозяйственные поселения ===
=== Сельскохозяйственные поселения ===
-
Цели сионистского движения [[Ховевей Цион]] были аналогичны целям старого ишува, среди общих целей было, возвращение евреев всего мира на историческую родину и возвращение к исполнению религиозных традиций. У сионистов была дополнительная цель, сельскохозяйственная обработка земли.<ref>{{книга
 
-
|автор        =  ХАНА ГЕРЦИГ,АВНЕР ХОЛЬЦМАН
 
-
|часть        =
 
-
|заглавие      = Ивритская новелла начала двадцатого века
 
-
|оригинал      =
 
-
|ссылка        = http://books.google.com/books?id=djGwzGo6FFkC&pg=PA24&dq=%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B9+%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD+%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8&hl=ru&ei=u7eyTbf2BcaaOrK_rKwJ&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CDcQ6AEwAg#v=onepage&q&f=false
 
-
|ответственный =
 
-
|издание      = Открытый Университет Иерусалима
 
-
|место        =
 
-
|издательство  =
 
-
|год          =
 
-
|том          =
 
-
|страницы      = 24-26
 
-
|страниц      = 243
 
-
|серия        =
 
-
|isbn          =
 
-
|тираж        =
 
-
}}</ref>
 
-
Они покупали землю [[Османская империя|у Османских властей]] и местных [[феллах]]ов. Инициатором создания и руководителем организации был раввин [[Цви Гирш Калишер]] из Торн, который опубликовал свои взгляды и любовь к Сиону, в произведении Дришат Сион.<ref>{{книга
 
-
|автор        = Время и мы
 
-
|заглавие      =
 
-
|ответственный =
 
-
|ссылка        =
 
-
|место        =
 
-
|издательство  =
 
-
|год          =
 
-
|том          =
 
-
|страниц      = 173
 
-
|страницы      =
 
-
|isbn          =
 
-
}}</ref>
 
-
=== Продовольственная часть ===
+
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. [[Саломон, Иоэль Моше]])
-
{{план}}
+
-
== См. также ==
 
-
* [[Дом АРИ]]
 
-
* [[Новый ишув]]
 
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 00:38, 8 апреля 2012

Надо консолидировать эту статью со статьей Старый ишув - дополнение


Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Старый ишув (ивр. היישוב הישן‎ hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль, жившего в Стране до начала сионистской Первой алии в 1881 году, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув". Началом "Нового ишува" считается основание, в 1882 году, города Ришон-ле-Цион).

В идеологическом смысле "Старый ишув" - это предки современных "харедим" ("ультраортодоксов")


Содержание

Структура

Население старого ишува четко разделялось на сефардов и ашкеназов, которые делились на хасидов и литваков ("Прушим"). В качестве отдельных групп можно выделить также тейманим (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).

Большая часть старого ишува проживала, в четырёх святых для евреев городах, это Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон.

Помимо этих городов, еврейские общины существовали в Яффо, Хайфе, Пкиине, Акко, Шхеме и до 1799 года в Газе.[1] Выходцы из Старого ишува основали также (в 1878 году) город Петах-Тиква


История

Алия в Страну Израиля в Средние века

"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.

Маймонид после 1178 года немного жил в Эрец-Исраэль, а затем вернулся в Египет и поселился там.

В 1211 году из Англии и Франции в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 евреев-тосафистов.


В 1260 году рабби Иехиэль из Парижа, глава Парижской иешивы вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою иешиву в Акко[2] , он умер в 1265 (по другим данным в 1286 году)[3] и был похоронен неподалеку от города Хайфа, на горе Кармель.

В 1267 году Моше бен Нахман (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.

В 1488 году раввин Овадья из Бертиноро прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в Италии для поддержки неимущих.[4]

Алия после изгнания из Испании

В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, а в 1497 году произошло изгнание евреев из Португалии. Многие изгнанники оказались в Эрец-Исраэль.

К началу 16 века, Цфат стал центром учения Кабалы, в городе проживали многие известные раввины и учённые.

В 1561 османский султан подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, Иосифу Наси город (Тверию), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.[5], однако этот проект не был реализован.


Алия учеников Иеhуды Хасида (1700)

В 1700 году в Иерусалим переселилась группа из около 1000 европейских евреев, под руководством Иеhуды Хасида. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном сефарды (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).

На строительство синагоги переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В 1721 год ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.

Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.

Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную алию ашкеназов в Эрец-Исраэль.

Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.[6]

Алия в 18-19 в.

В 1764 году рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) поселился в Тверии.

В 1777 году группа хасидов, под руководством р. Менахем Мендель из Витебска и р. Авраам из Калиша, учеников р. Дов-Бера из Межерича, поселились в Тверии.

В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.

Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Хатама Софера поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.

В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в Хеврон и Иерусалим, который утвердился в качестве центра старого Ишува.[7]


Положение во второй половине 19 в.

Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.

В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.

Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.


Экономика

Халука

Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халука" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. [8]

Экспорт этрогов

Цитрон, а в еврейской традиции - этрог (ивр. אתרוג‎), является одним из атрибутов иудейского праздника Суккот. Экспорт этрогов из Эрец-Исраэль, был одним из источников доходов старого ишува. Этому предшествовала идея сионисткой организации Ховевей Цион вернуться на землю предков и восстановить еврейское земледелие, до появления в Палестине сионистов, этроги выращивали в основном арабы, а позже и евреи. [9]. Еврейский учёный и раввин Яков Сапир, стал первым евреем-ашкенази, который начал торговать этрогами. Сам Сапир пишет об этом так:

« Когда я пришел из города Цфата, да будет он отстроен, в святой город Иерусалим в 1835г., вся торговля этрогами был в руках у сефардийской общины. Рабби, который заведовал фондом, посылал в месяц Ав двух евреев, родившихся в Израиле, для покупки этрогов. В те дни для евреев было достаточно 500[10] »

Также по словам Сапира, торговля этрогами была монополизирована сефардской общиной еще до 1835 года, у сефардов был контракт с арабами из города Умм-эль-Фахм, в основном тогда выращивался Балади (один из сортов этрога). В 40-е годы 18 века сефарды способствовали внедрению в сельское хозяйство Греческих цитронов, которые стали выращивать и в еврейских хозяйствах.

Особую роль в развитии производства этрогов, сыграл раввин Хаим Эллизер Вакс, в 1876 году он купил"три сада в селе Хиттин, и посадил там несколько сотен этроговых деревьев. Позже хозяйство Вакса разрослось до 13 000 деревьев.

Сельскохозяйственные поселения

В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. Саломон, Иоэль Моше)


Примечания

  1. БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ Власть и политика в государстве Израиль. — С. 126.
  2. Париж (История евреев Парижа). Проверено 19 апреля 2011.
  3. JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS (англ.). Проверено 19 апреля 2011.
  4. Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре. Проверено 19 апреля 2011.
  5. Статья «Наси Иосеф» в Электронной еврейской энциклопедии
  6. Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена
  7. Статья «История Цфата» в Электронной еврейской энциклопедии
  8. Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism, Binyamin Ish Shalom (англ.)
  9. Юлия Систер, Бецалель Гендлер, Евгений Животовский Возрождение.
  10. Нехама Шварц (Беркинблит) Увлекательные путешествия этрога.

Ссылки


ar:يشوب قديمУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках