Меттер, Израиль Моисеевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Меттер, Израиль Моисеевич}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕ…») |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | | АВТОР1 = |
- | | | + | | АВТОР2 = |
- | | | + | | АВТОР3 = |
- | | | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = |
- | | | + | | ПРОЕКТ = |
- | | | + | | ПОДТЕМА = |
- | | | + | | КАЧЕСТВО = |
- | | | + | | УРОВЕНЬ = |
- | | | + | | ДАТА СОЗДАНИЯ = |
- | + | | ВИКИПЕДИЯ = | |
- | + | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | |
- | + | }} | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ | + | |
- | + | ||
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | + | |
- | }} | + | |
+ | {{Другие значения|Меттер (значения)}} | ||
+ | {{Писатель | ||
+ | | Имя = Израиль Меттер | ||
+ | | Оригинал имени = | ||
+ | | Фото = Izrail_Moiseevich_Metter.jpg | ||
+ | | Подпись = | ||
+ | | Имя при рождении = Израиль Моисеевич Меттер | ||
+ | | Псевдонимы = | ||
+ | | Дата рождения = 5.10.1909 (22.9) | ||
+ | | Место рождения = {{МестоРождения|Харьков}} | ||
+ | | Дата смерти = 7.10.1996 | ||
+ | | Место смерти = {{МестоСмерти|Санкт-Петербург}} | ||
+ | | Подданство = СССР | ||
+ | | Род деятельности = Прозаик, публицист | ||
+ | | Годы активности = | ||
+ | | Направление = реализм | ||
+ | | Жанр = | ||
+ | | Magnum opus = Пятый угол (1960-е гг.) | ||
+ | | Премии =Премия имени Гринцане Кавура (Италия, 1992) за лучшее произведение иностранного писателя | ||
+ | | Награды = | ||
+ | | Lib = http://lib.ru/PROZA/METTER/ | ||
+ | | Сайт = | ||
+ | }} | ||
+ | '''Меттер, Израиль Моисеевич''' (1909, Харьков, – 1996, Санкт-Петербург)- русский писатель и сценарист. | ||
+ | == Биография == | ||
+ | Отец Меттера был владельцем небольшой макаронной фабрики, основными работниками которой были члены его семьи. В 1917–20 гг. Меттер учился в [[иврит]]ской гимназии [[Тарбут]], в [[Харьков]]е. То, что Меттер в советское время был сыном кустаря и учился в «сионистской» гимназии, повлияло на его последующую жизнь. | ||
+ | По окончании семилетней школы работал монтёром. В 1926—1929 учился на физико-математическом факультете Харьковского института народного образования (не окончил). | ||
+ | В 1929 г. переселился в Ленинград, где преподавал математику. | ||
- | + | До [[1942 год]]а работал в осажденном Ленинграде на радио, затем эвакуирован в [[Молотов (город)|Молотов]]. | |
+ | |||
+ | В 1941–42 гг., находясь в осажденном Ленинграде, Меттер работал в радиокомитете. В соавторстве с Л. Левиным Меттер написал пьесы о рядовых участниках войны: «Наш корреспондент» (1942), «Северное сияние» (1943), «Новое время» (1948). В послевоенные годы в соавторстве с А. Хазиным (1912–76) Меттер писал фельетоны и скетчи для артистов ленинградской эстрады. | ||
+ | |||
+ | == Литературное творчество == | ||
+ | |||
+ | === Литературный стиль === | ||
+ | |||
+ | Меттер пишет рассказы и повести, он тонко передаёт свои наблюдения о повседневной советской жизни, обращая взгляд по преимуществу на школу и работу милиции. Он стремится к объективному, далёкому от газетной героизации описанию жизни. Особенным успехом, которому способствовала и экранизация, пользуется его повесть о милицейской собаке «Мухтар» (1960), где в художественной форме говорится о человеческом отношении ко всему живому. Абстрактной связи с народом он противопоставляет конкретное внимание к ближнему. Меттер в своём творчестве ставит перед человеком моральные цели, призывая жить только по совести, без лжи, которая бывает привычна или же удобна. Ему свойственна ясность языка, верность психологии, отсутствие преувеличенно заострённых конфликтов; иногда намерения писателя очевидны, лежат на поверхности, иногда узнаются по намёкам, скрытым под оболочкой легкого юмора или отточенности образных описаний. | ||
+ | |||
+ | === Повести и рассказы === | ||
Первая публикация Меттера появилась в 1927 г. в украинском лефовском журнале «Нова генерація». С 1928 г. печатал рассказы в русских журналах. В 1935 г. в журнале «Литературный современник» была опубликована биографическая повесть Меттера «Конец детства» (отдельное издание 1936 г.) об укладе жизни еврейской семьи, разрушенном Первой мировой войной, революцией и гражданской войной. Этим произведением Меттер заявил о себе как о русско-еврейском писателе. Повесть Меттера на фоне аналогичных биографических произведений являлась редким исключением, так как ко времени ее написания ценностные ориентации [[Русско-Еврейская Литература|русско-еврейской литературы]] были полностью подчинены официальной идеологии. | Первая публикация Меттера появилась в 1927 г. в украинском лефовском журнале «Нова генерація». С 1928 г. печатал рассказы в русских журналах. В 1935 г. в журнале «Литературный современник» была опубликована биографическая повесть Меттера «Конец детства» (отдельное издание 1936 г.) об укладе жизни еврейской семьи, разрушенном Первой мировой войной, революцией и гражданской войной. Этим произведением Меттер заявил о себе как о русско-еврейском писателе. Повесть Меттера на фоне аналогичных биографических произведений являлась редким исключением, так как ко времени ее написания ценностные ориентации [[Русско-Еврейская Литература|русско-еврейской литературы]] были полностью подчинены официальной идеологии. | ||
Строка 32: | Строка 65: | ||
Значительное место в повести отведено проблеме антисемитизма. Автор показывает разные типы реакции евреев на национальные притеснения: покорное терпение, стремление избавиться от характерных черт, вызывающих неприязнь, попытки смягчить сердце антисемита, активное противодействие. Дореволюционное детство героя повести Меттера представляется вовсе не безрадостным, а советское будущее — сомнительным. | Значительное место в повести отведено проблеме антисемитизма. Автор показывает разные типы реакции евреев на национальные притеснения: покорное терпение, стремление избавиться от характерных черт, вызывающих неприязнь, попытки смягчить сердце антисемита, активное противодействие. Дореволюционное детство героя повести Меттера представляется вовсе не безрадостным, а советское будущее — сомнительным. | ||
- | |||
- | |||
Меттер — автор многих повестей и рассказов («Разлука», 1940; «Товарищи», 1952; «Учитель», 1954; «Первый урок», 1956; «Встреча», 1957; «Обида», 1960; «По совести», 1965; «Люди», 1968; «Разные судьбы», 1973; «Пути житейские», 1974; «Среди людей», 1979; «Свидание», 1982; «Будни», 1987; «Не порастет быльем», 1989, и др.) о воспитании, о жизни учителей, о психологии и быте жителей поселков городского типа. Большой популярностью пользовались повести и рассказы Меттера о милиции, в которых главным были не событийность и острота сюжета, а раскрытие человеческих характеров в драматических ситуациях. По рассказам «Сухарь» и «Алексей Иванович» поставлен кинофильм «Это случилось в милиции» (1963), а по повести «Мухтар» (первое название «Мурат», 1960) — фильм «Ко мне, Мухтар» (1964). | Меттер — автор многих повестей и рассказов («Разлука», 1940; «Товарищи», 1952; «Учитель», 1954; «Первый урок», 1956; «Встреча», 1957; «Обида», 1960; «По совести», 1965; «Люди», 1968; «Разные судьбы», 1973; «Пути житейские», 1974; «Среди людей», 1979; «Свидание», 1982; «Будни», 1987; «Не порастет быльем», 1989, и др.) о воспитании, о жизни учителей, о психологии и быте жителей поселков городского типа. Большой популярностью пользовались повести и рассказы Меттера о милиции, в которых главным были не событийность и острота сюжета, а раскрытие человеческих характеров в драматических ситуациях. По рассказам «Сухарь» и «Алексей Иванович» поставлен кинофильм «Это случилось в милиции» (1963), а по повести «Мухтар» (первое название «Мурат», 1960) — фильм «Ко мне, Мухтар» (1964). | ||
+ | |||
+ | === "Пятый угол" === | ||
Самым значительным произведением в творчестве Меттера стал роман «Пятый угол» (написан в 1958–66 гг., опубликован в 1989 г.). Роман был переведен на семь языков и отмечен престижной премией «Гринцане Кавур» в Италии в 1992 г. как лучшее художественное произведение иностранной литературы. История жизни героя романа в период с конца 1920-х до конца 1940-х гг. показана в неразрывной связи с судьбой его поколения. Заглавие книги символично: на тюремно-лагерном жаргоне «пятый угол» означает жестокое избиение. С «пятым углом» ассоциируется сталинская система с ее репрессиями, обожествлением тирана, все видящего и слышащего «глазами и ушами доносчиков». | Самым значительным произведением в творчестве Меттера стал роман «Пятый угол» (написан в 1958–66 гг., опубликован в 1989 г.). Роман был переведен на семь языков и отмечен престижной премией «Гринцане Кавур» в Италии в 1992 г. как лучшее художественное произведение иностранной литературы. История жизни героя романа в период с конца 1920-х до конца 1940-х гг. показана в неразрывной связи с судьбой его поколения. Заглавие книги символично: на тюремно-лагерном жаргоне «пятый угол» означает жестокое избиение. С «пятым углом» ассоциируется сталинская система с ее репрессиями, обожествлением тирана, все видящего и слышащего «глазами и ушами доносчиков». | ||
Строка 44: | Строка 77: | ||
В романе отчетливо выражена двойственность национального мироощущения писателя, сформулированная им в «Поселковых заметках»: «Я пишу на русском языке, влюблен в русскую литературу, живу судьбой горемычной России — ни одна ее беда не обошла меня стороной. Но я еврей. Моя душа двустрадальна. Я русский еврей». | В романе отчетливо выражена двойственность национального мироощущения писателя, сформулированная им в «Поселковых заметках»: «Я пишу на русском языке, влюблен в русскую литературу, живу судьбой горемычной России — ни одна ее беда не обошла меня стороной. Но я еврей. Моя душа двустрадальна. Я русский еврей». | ||
+ | |||
+ | === "Родословная" === | ||
Повесть Меттера «Родословная» (1992) — своеобразный итог эволюции национального самосознания в перестроечные и постсоветские годы. Тот же биографический материал, что в повести «Конец детства», осмыслен с позиции иного социально-исторического и национального опыта. Меттер трепетно собирает осколки воспоминаний о своих предках, правда, не заботясь о точности изображения еврейских обычаев и традиций. Как и у [[Ямпольский, Борис Самойлович|Б. Ямпольского]], у Меттера идеализация исчезнувшего еврейского мира стала следствием острой неудовлетворенности национальным настоящим. | Повесть Меттера «Родословная» (1992) — своеобразный итог эволюции национального самосознания в перестроечные и постсоветские годы. Тот же биографический материал, что в повести «Конец детства», осмыслен с позиции иного социально-исторического и национального опыта. Меттер трепетно собирает осколки воспоминаний о своих предках, правда, не заботясь о точности изображения еврейских обычаев и традиций. Как и у [[Ямпольский, Борис Самойлович|Б. Ямпольского]], у Меттера идеализация исчезнувшего еврейского мира стала следствием острой неудовлетворенности национальным настоящим. | ||
- | + | == Семья == | |
+ | Жена — балерина Мариинского театра, заслуженная артистка РСФСР Ксения Михайловна Златковская (1917—2007). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Сочинения == | ||
+ | * Конец детства (1936) | ||
+ | * Наш корреспондент (1942) | ||
+ | * Северное сияние (1943) | ||
+ | * Новое время (1948) | ||
+ | * Разлука (1940) | ||
+ | * Товарищи (1952) | ||
+ | * Учитель (1954) | ||
+ | * Первый урок (1956) | ||
+ | * Встреча (1957) | ||
+ | * Обида (1960) | ||
+ | * Мухтар (1960) | ||
+ | * Пятый угол (1964) | ||
+ | * По совести (1965) | ||
+ | * Люди (1968) | ||
+ | * Разные судьбы (1973) | ||
+ | * Пути житейские (1974) | ||
+ | * Среди людей (1979) | ||
+ | * Свидание (1982) | ||
+ | * Будни (1987) | ||
+ | * Не порастет быльем (1989) | ||
+ | * Родословная (1992) | ||
+ | |||
+ | == Фильмография == | ||
+ | # [[1963 год в кино|1963]] — Это случилось в милиции (''режиссёр Виллен Азаров'') | ||
+ | # [[1964 год в кино|1964]] — Ко мне, Мухтар! | ||
+ | # [[1974 год в кино|1974]] — Врача вызывали? | ||
+ | # [[1977 год в кино|1977]] — Беда (''режиссёр Динара Асанова'') | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * http://www.eleven.co.il/article/12739 | ||
+ | * http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=692 | ||
+ | * [http://www.vestnik.com/issues/2002/0626/win/kachurin.htm Марк КАЧУРИН (Оклахома). ОЧЕНЬ ГРУСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ] | ||
+ | === Сочинения === | ||
+ | * http://www.belousenko.com/wr_Metter.htm | ||
+ | * http://www.belousenko.com/books/russian/metter_ugol.htm | ||
+ | * http://www.fictionbook.ru/author/metter_izrail_moiseevich/ | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | {{примечания}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12739|МЕТТЕР Израиль Моисеевич}} | ||
[[Категория:Русско-еврейская литература]] | [[Категория:Русско-еврейская литература]] |
Версия 00:55, 4 апреля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Израиль Меттер | |
Файл:Izrail Moiseevich Metter.jpg | |
Имя при рождении: |
Израиль Моисеевич Меттер |
---|---|
Дата рождения: |
5.10.1909 (22.9) |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
7 октября 1996 |
Место смерти: | |
Род деятельности: |
Прозаик, публицист |
Направление: |
реализм |
Премии: |
Премия имени Гринцане Кавура (Италия, 1992) за лучшее произведение иностранного писателя |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Меттер, Израиль Моисеевич (1909, Харьков, – 1996, Санкт-Петербург)- русский писатель и сценарист.
Содержание |
Биография
Отец Меттера был владельцем небольшой макаронной фабрики, основными работниками которой были члены его семьи. В 1917–20 гг. Меттер учился в ивритской гимназии Тарбут, в Харькове. То, что Меттер в советское время был сыном кустаря и учился в «сионистской» гимназии, повлияло на его последующую жизнь. По окончании семилетней школы работал монтёром. В 1926—1929 учился на физико-математическом факультете Харьковского института народного образования (не окончил).
В 1929 г. переселился в Ленинград, где преподавал математику.
До 1942 года работал в осажденном Ленинграде на радио, затем эвакуирован в Молотов.
В 1941–42 гг., находясь в осажденном Ленинграде, Меттер работал в радиокомитете. В соавторстве с Л. Левиным Меттер написал пьесы о рядовых участниках войны: «Наш корреспондент» (1942), «Северное сияние» (1943), «Новое время» (1948). В послевоенные годы в соавторстве с А. Хазиным (1912–76) Меттер писал фельетоны и скетчи для артистов ленинградской эстрады.
Литературное творчество
Литературный стиль
Меттер пишет рассказы и повести, он тонко передаёт свои наблюдения о повседневной советской жизни, обращая взгляд по преимуществу на школу и работу милиции. Он стремится к объективному, далёкому от газетной героизации описанию жизни. Особенным успехом, которому способствовала и экранизация, пользуется его повесть о милицейской собаке «Мухтар» (1960), где в художественной форме говорится о человеческом отношении ко всему живому. Абстрактной связи с народом он противопоставляет конкретное внимание к ближнему. Меттер в своём творчестве ставит перед человеком моральные цели, призывая жить только по совести, без лжи, которая бывает привычна или же удобна. Ему свойственна ясность языка, верность психологии, отсутствие преувеличенно заострённых конфликтов; иногда намерения писателя очевидны, лежат на поверхности, иногда узнаются по намёкам, скрытым под оболочкой легкого юмора или отточенности образных описаний.
Повести и рассказы
Первая публикация Меттера появилась в 1927 г. в украинском лефовском журнале «Нова генерація». С 1928 г. печатал рассказы в русских журналах. В 1935 г. в журнале «Литературный современник» была опубликована биографическая повесть Меттера «Конец детства» (отдельное издание 1936 г.) об укладе жизни еврейской семьи, разрушенном Первой мировой войной, революцией и гражданской войной. Этим произведением Меттер заявил о себе как о русско-еврейском писателе. Повесть Меттера на фоне аналогичных биографических произведений являлась редким исключением, так как ко времени ее написания ценностные ориентации русско-еврейской литературы были полностью подчинены официальной идеологии.
Действие разворачивается в Харькове, в большом доме, заселенном евреями. Жильцов объединяет боязнь революционных перемен, страх перед «орущей» толпой, размахивающей флагами «не трехцветными и не еврейскими бело-голубыми, а одного сплошного цвета» (то есть красными). Отсутствие обличительного пафоса при изображении «старого» еврейского мира и энтузиазма в связи с установлением советской власти заметно отличало молодого автора от русско-еврейских писателей 2-й половины 1930-х гг. Не соответствовало официальному и позитивное отношение молодого Меттера к языку иврит, гонения на который начались вскоре после революции и завершились окончательным запретом его преподавания в 1919 г. У Меттера преподаватель иврита и древней истории евреев представлен как любимый учитель еврейских мальчиков.
Значительное место в повести отведено проблеме антисемитизма. Автор показывает разные типы реакции евреев на национальные притеснения: покорное терпение, стремление избавиться от характерных черт, вызывающих неприязнь, попытки смягчить сердце антисемита, активное противодействие. Дореволюционное детство героя повести Меттера представляется вовсе не безрадостным, а советское будущее — сомнительным.
Меттер — автор многих повестей и рассказов («Разлука», 1940; «Товарищи», 1952; «Учитель», 1954; «Первый урок», 1956; «Встреча», 1957; «Обида», 1960; «По совести», 1965; «Люди», 1968; «Разные судьбы», 1973; «Пути житейские», 1974; «Среди людей», 1979; «Свидание», 1982; «Будни», 1987; «Не порастет быльем», 1989, и др.) о воспитании, о жизни учителей, о психологии и быте жителей поселков городского типа. Большой популярностью пользовались повести и рассказы Меттера о милиции, в которых главным были не событийность и острота сюжета, а раскрытие человеческих характеров в драматических ситуациях. По рассказам «Сухарь» и «Алексей Иванович» поставлен кинофильм «Это случилось в милиции» (1963), а по повести «Мухтар» (первое название «Мурат», 1960) — фильм «Ко мне, Мухтар» (1964).
"Пятый угол"
Самым значительным произведением в творчестве Меттера стал роман «Пятый угол» (написан в 1958–66 гг., опубликован в 1989 г.). Роман был переведен на семь языков и отмечен престижной премией «Гринцане Кавур» в Италии в 1992 г. как лучшее художественное произведение иностранной литературы. История жизни героя романа в период с конца 1920-х до конца 1940-х гг. показана в неразрывной связи с судьбой его поколения. Заглавие книги символично: на тюремно-лагерном жаргоне «пятый угол» означает жестокое избиение. С «пятым углом» ассоциируется сталинская система с ее репрессиями, обожествлением тирана, все видящего и слышащего «глазами и ушами доносчиков».
Заглавие книги имеет и дополнительное толкование: «пятый угол» — это еще и участь евреев, тех, кто помечен «пятым пунктом». Роль этого пункта в судьбе советских евреев писатель сравнивает с крестами, начертанными мелом на домах гугенотов накануне Варфоломеевской ночи.
Если в первой повести Меттера опасность для юного героя и его соплеменников представлял бытовой антисемитизм, то в «Пятом угле» она исходит от государственной системы, порождающей и усиливающей бытовой антисемитизм.
В романе отчетливо выражена двойственность национального мироощущения писателя, сформулированная им в «Поселковых заметках»: «Я пишу на русском языке, влюблен в русскую литературу, живу судьбой горемычной России — ни одна ее беда не обошла меня стороной. Но я еврей. Моя душа двустрадальна. Я русский еврей».
"Родословная"
Повесть Меттера «Родословная» (1992) — своеобразный итог эволюции национального самосознания в перестроечные и постсоветские годы. Тот же биографический материал, что в повести «Конец детства», осмыслен с позиции иного социально-исторического и национального опыта. Меттер трепетно собирает осколки воспоминаний о своих предках, правда, не заботясь о точности изображения еврейских обычаев и традиций. Как и у Б. Ямпольского, у Меттера идеализация исчезнувшего еврейского мира стала следствием острой неудовлетворенности национальным настоящим.
Семья
Жена — балерина Мариинского театра, заслуженная артистка РСФСР Ксения Михайловна Златковская (1917—2007).
Сочинения
- Конец детства (1936)
- Наш корреспондент (1942)
- Северное сияние (1943)
- Новое время (1948)
- Разлука (1940)
- Товарищи (1952)
- Учитель (1954)
- Первый урок (1956)
- Встреча (1957)
- Обида (1960)
- Мухтар (1960)
- Пятый угол (1964)
- По совести (1965)
- Люди (1968)
- Разные судьбы (1973)
- Пути житейские (1974)
- Среди людей (1979)
- Свидание (1982)
- Будни (1987)
- Не порастет быльем (1989)
- Родословная (1992)
Фильмография
- 1963 — Это случилось в милиции (режиссёр Виллен Азаров)
- 1964 — Ко мне, Мухтар!
- 1974 — Врача вызывали?
- 1977 — Беда (режиссёр Динара Асанова)
Ссылки
- http://www.eleven.co.il/article/12739
- http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=692
- Марк КАЧУРИН (Оклахома). ОЧЕНЬ ГРУСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Сочинения
- http://www.belousenko.com/wr_Metter.htm
- http://www.belousenko.com/books/russian/metter_ugol.htm
- http://www.fictionbook.ru/author/metter_izrail_moiseevich/
Примечания
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МЕТТЕР Израиль Моисеевич в ЭЕЭ