Декабристы (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Декабристы» в «Декабристы (еврейский аспект)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Декабристы''', члены тайных обществ, предпринявшие 14 (26) декабря 1825 г. (название получили по месяцу выступления) неудачную попытку военного переворота в России с целью ее либерализации. | '''Декабристы''', члены тайных обществ, предпринявшие 14 (26) декабря 1825 г. (название получили по месяцу выступления) неудачную попытку военного переворота в России с целью ее либерализации. | ||
+ | == Еврейский вопрос в проектах декабристов == | ||
+ | |||
+ | В обоих известных проектах декабристов о государственном устройстве России, составленных лидерами движения, — «Конституции» Н. Муравьева и «Русской правде» П. Пестеля — содержатся особые параграфы о евреях. | ||
+ | === Проект «Конституция» === | ||
- | + | Н. Муравьев в первой редакции «Конституции» писал: «Евреи могут пользоваться правами граждан в местах, ныне ими заселенных, но свобода им селиться в других местах будет зависеть от особых постановлений Верховного народного веча». | |
+ | === Проект «Русская правда» === | ||
+ | |||
+ | П. Пестель был знаком с положением евреев в западных областях Российской империи. Очевидно, основные сведения по этому вопросу он получил от члена польского Патриотического национального общества, еврея-врача Плесселя (отравился после ареста по делу декабристов). Поэтому П. Пестель, предполагая полную русификацию всех народов России, не распространял это предложение на поляков и евреев, ассимиляцию которых считал невозможной. Он полагал, что религиозная и культурная обособленность евреев, их подчиненность раввинам и общинная сплоченность превратили этот народ в замкнутое общество. По мысли П. Пестеля, правительству, которое будет создано после победы восстания, следует обсудить с раввинами и образованными евреями проект ликвидации еврейского «государства в государстве» и состояния враждебности евреев к христианам. Если же этот проект окажется бесплодным, следует переселить евреев в незаселенные районы Малой Азии, где им должна быть предоставлена возможность создать свое государство при военном содействии русского правительства. | ||
+ | |||
+ | == Интерес к еврейству среди части декабристов == | ||
+ | |||
+ | Есть основания предполагать, что интерес к еврейству среди части декабристов возник также под влиянием члена общества Григория (Гирша) Перетца (1788–1855), хотя и крещеного, но не чуждого еврейской традиции. Декабрист Ф. Глинка показал, что на их заседаниях Г. Перетц говорил «о необходимости общества к освобождению евреев, рассеянных по России и даже по Европе, и к поселению их где-нибудь в Крыму или даже на Востоке в виде отдельного народа». По предложению Г. Перетца паролем одной из организаций декабристов (Общество Перетца — Глинки) стало слово херут (на иврите — `свобода`). | ||
{{ElevenCopyRight|11390|ДЕКАБРИСТЫ}} | {{ElevenCopyRight|11390|ДЕКАБРИСТЫ}} |
Версия 20:41, 31 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Декабристы, члены тайных обществ, предпринявшие 14 (26) декабря 1825 г. (название получили по месяцу выступления) неудачную попытку военного переворота в России с целью ее либерализации.
Содержание |
Еврейский вопрос в проектах декабристов
В обоих известных проектах декабристов о государственном устройстве России, составленных лидерами движения, — «Конституции» Н. Муравьева и «Русской правде» П. Пестеля — содержатся особые параграфы о евреях.
Проект «Конституция»
Н. Муравьев в первой редакции «Конституции» писал: «Евреи могут пользоваться правами граждан в местах, ныне ими заселенных, но свобода им селиться в других местах будет зависеть от особых постановлений Верховного народного веча».
Проект «Русская правда»
П. Пестель был знаком с положением евреев в западных областях Российской империи. Очевидно, основные сведения по этому вопросу он получил от члена польского Патриотического национального общества, еврея-врача Плесселя (отравился после ареста по делу декабристов). Поэтому П. Пестель, предполагая полную русификацию всех народов России, не распространял это предложение на поляков и евреев, ассимиляцию которых считал невозможной. Он полагал, что религиозная и культурная обособленность евреев, их подчиненность раввинам и общинная сплоченность превратили этот народ в замкнутое общество. По мысли П. Пестеля, правительству, которое будет создано после победы восстания, следует обсудить с раввинами и образованными евреями проект ликвидации еврейского «государства в государстве» и состояния враждебности евреев к христианам. Если же этот проект окажется бесплодным, следует переселить евреев в незаселенные районы Малой Азии, где им должна быть предоставлена возможность создать свое государство при военном содействии русского правительства.
Интерес к еврейству среди части декабристов
Есть основания предполагать, что интерес к еврейству среди части декабристов возник также под влиянием члена общества Григория (Гирша) Перетца (1788–1855), хотя и крещеного, но не чуждого еврейской традиции. Декабрист Ф. Глинка показал, что на их заседаниях Г. Перетц говорил «о необходимости общества к освобождению евреев, рассеянных по России и даже по Европе, и к поселению их где-нибудь в Крыму или даже на Востоке в виде отдельного народа». По предложению Г. Перетца паролем одной из организаций декабристов (Общество Перетца — Глинки) стало слово херут (на иврите — `свобода`).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЕКАБРИСТЫ в ЭЕЭ